Елена Караксина
Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования,ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
Это сопровождается существенными изменениями в педагогической теории
и практике учебно-воспитательного процесса.
Публикация «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
В системе дошкольного образования отмечаются тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания. Ориентированности на реализацию принципов гуманистической педагогики.
Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями его чувств и переживаний. Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. По мере взросления ребенок испытывает изменения в эмоциональной сфере; меняются взгляды на мир, на отношения с окружающими. Он учится контролировать свои чувства, но при этом эмоциональная сфера качественно не развивается. Только грамотное психологическое сопровождение дошкольника обеспечит максимальную реализацию имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.
Поскольку основные компоненты структуры личности закладываются в первые годы жизни, значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этой проблемой, эмоциональная отзывчивость становится особо
актуальной на современном этапе. Человек по природе своей является существом общественным, поэтому развитие эмоциональной компетентности
– важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Анализируя процессы, влияющие на формирование личности ребенка, можно увидеть ряд противоречий, без преодоления которых реализация эмоциональной отзывчивости, становится непродуктивной.
Педагог дошкольного образования, являясь ключевой фигурой в жизни
воспитанников дошкольных образовательных учреждений, должен быть
готов к осознанному выбору и реализации образовательной программы с
учетом возможностей и потребностей детей.
Человек изменяется вместе с окружающей действительностью, но совсем не так стремительно, как мир. Педагоги, даже понимая, что в новых условиях надо менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, далеко не всегда в состоянии это сделать и лишь приспосабливаются к изменениям.
Дети же воспринимают реальность сегодняшней жизни как само собой
разумеющееся. Получается, что воспитывать должны взрослые, среди
которых большинство не вписываются органично в современную жизнь.
В этом и заключается одно из противоречий.
Во-вторых, социально-личностное развитие детей - процесс сложный,
противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога умения эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать свои личностные ресурсы, готовность проектировать собственную образовательную траекторию. Но в сегодняшней ситуации педагоги еще не готовы вносить коррективы в собственное понимание необходимости модернизации.
Следующий недостаток заключается в сложности овладения педагогами
необходимыми психологическими знаниями, тогда, как новый подход к
эмоциональному развитию детей предполагает понимание сущности
социализации. Здесь опять возникает противоречие.
В-четвертых, новый подход к эмоциональному развитию детей в нашем обществе и осознанная работа в этом направлении предполагают
понимание педагогами сущности процесса социализации, а также
сложнейших психогенных механизмов (самопознание, самоотношение,
саморегуляция, саморазвитие и т. д.) и их роли в развитии личности.
Овладение этими необходимыми психологическими знаниями самостоятельно педагогам довольно сложно.
В-пятых, не все современные вариативные программы развития и воспитания
детей дошкольного возраста дают четкие методические рекомендации по
реализации данного направления работы. Ряд программ ограничиваются
только общими задачами социализации, которые вплетаются в задачи других
разделов. В связи с этим перед педагогами встаёт необходимость "перевести программу на язык реального педагогического процесса" и творчески подойти к вопросам подбора методики занятий, организации развивающей среды и деятельности.
Противоречия:
Педагог дошкольного образования должен быть готов к осознанному
выбору и реализации образовательной программы с учетом возможностей и потребностей детей, но отмечается неоправданное увлечение предметным
обучением организация педагогического процесса, требует от педагога умения эффективно сотрудничать с другими людьми, готовность проектировать собственную образовательную траекторию, но педагоги еще не готовы вносить коррективы в собственное понимание необходимости модернизации сложности овладения педагогами необходимыми психологическими знаниями, тогда, как новый подход к социально-личностному развитию детей предполагает понимание сущности социализации
Не все современные вариативные программы развития и воспитания детей
дошкольного возраста дают четкие методические рекомендации по реализации данного направления работы
Возникает проблема несоответствия результата профессиональной педагогической деятельности федеральным государственным требованиям. Особенно «западающим» моментом является социально-личностное направление развития личности дошкольника, так как в прежней системе дошкольного образования основное внимание уделялось интеллектуальному
развитию, а в сегодняшней системе, когда требуется развитие интегративных качеств ребенка -не созданы условия для этого.
Отмеченные выше моменты значительно затрудняют реализацию требований
проекта государственного образовательного стандарта дошкольного
образования в области социально-личностного развития детей.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе проведенного анализа противоречий, возникающих в современной
системе дошкольного образования, возникает проблема несоответствия
результатов профессиональной педагогической деятельности федеральным
государственным требованиям. Особенно «западающим» моментом является
социально-личностное направление развития личности дошкольника, так как
в прежней системе дошкольного образования основное внимание уделялось
интеллектуальному развитию, а в сегодняшней системе, когда требуется развитие интегративных качеств ребенка -не созданы условия для этого.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся
одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Современная нестабильная ситуация в обществе убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.
Эмоциональная отзывчивость дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Поэтому одним из основных направлений работы ДОУ,в соответствии с
Федеральными Государственными требованиями, является социально-
личностное воспитание дошкольников, а именно эмоциональный аспект в
личности.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Одной из самых важных составляющих гармоничного развития детей, безусловно является эмоциональное развитие. Ведь малышу будет трудно общаться и взаимодействовать с другими людьми, если он будет затрудняться понимать чужие эмоции и управлять своими собственными.
Понимание, идентификация и передача эмоций, которые видит ребенок это
сложный процесс, который не состоится без получения определенных знаний
и навыков. Ориентируясь на Федеральные образовательные стандарты и, уделяя должное внимание развитию эмоционального компонента личности, в результате мы можем получить следующие интегративные качества:
прогнозируемый результат:
Эмоционально отзывчивый ребенок. Он откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником,
в зависимости от ситуации; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными
желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и
первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Таким образом, дети становятся более раскрепощёнными и
самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе,
общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к
сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
У детей формируется способность совместно принимать решения и
следовать их выполнению. Это создаёт предпосылки для их успешного дальнейшего развития в будущем.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе
(содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для получения новых образовательных результатов, понадобится внести
существенные изменения в содержание образовательного процесса.
-Социоигровые подходы (В. Букатов А. Ершов). Данную технологию
Применять для формирования социальной компетентности детей,
коммуникативной культуры, представлений о внутреннем мире человека и
его месте в окружающем мире. Социоигры использовать как на занятиях, так и в игровой и в свободной деятельности детей.
-Социально-оздоровительные развивающие технологии использовать
для развития индивидуальных способностей детей, коррекции поведения и
эмоциональной сферы (работа с тревожными детьми, имеющими страхи,
низкую самооценку).
-индивидуальная работа с ребенком: развивающая, когда воспитатель дает
ребенку информацию о различных способах поведения в трудных для него
ситуациях, обсуждает это с ним, помогает «примерить» на себя, когда воспитатель создает условия, в которых ребенок проживал бы то или иное эмоциональное состояние в их контакте здесь и сейчас, выражал ее различным и средствами.
-моделирование ситуаций и совместный с детьми поиск решений;
-использование проектного метода для развития эмоциональной сферы
воспитанников проект «Наши эмоции»;
-использование мультимедийных игр и пособий, мультимедийное дидактическое пособие «В гости к солнышку»;
В работе с родителями:
-формирование активной позиции родителей.
-родительские собрания на тему : «Эмоциональный мир моего ребенка»;
-совместная игра «Эффективность общения с детьми», на котором
родители проигрывают своё отношение к своим детям, учатся
правильному взаимодействию со своими детьми.
-анкетирование родителей с целью получения информации о поведении и эмоциональных выражениях ребенка дома.
Для контролирования полученных результатов, используется метод
наблюдения. В процессе наблюдения исследуются личностные качества
ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед. Наблюдение проводится
постоянно, при различной деятельности детей.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Для достижения новых образовательных результатов необходимо внести
существенные изменения в условия. Прежде всего, необходимо провести
работу с педагогическими кадрами. Каждому педагогу необходимо пройти
курсы повышения квалификации, помогающие разобраться в современной системе дошкольного образования.
Так же, им необходимо пройти психологические
тренинги личностного роста, так как не все педагоги готовы к изменениям
внутри себя. Для того, чтобы раскрыть педагогам суть проблемы эмоциональной отзывчивости ребёнка, методы и пути её оптимизации, необходимо разработать методические рекомендации для них.
На методических советах –информирование педагогического коллектива ДОУ о новых программах, технологиях, учебно-методических пособиях по социально-личностному развитию детей и ознакомление с ними.
Поддерживать различные инновационные формы работы в данном направлении.
Каждому воспитателю необходим ноутбук или компьютер для введения и использования интерактивных средств в работе с детьми.
Информационные компьютерные технологии являются эффективным
средством в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста.
Компьютер значительно расширяет возможности предъявления
учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение
мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации и
среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы,
активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают
усвоение материала. Одним из примеров эффективного средства развития
социально-личностной сферы, а именно, эмоционального компонента,
является мультимедийное дидактическое пособие «В гости к солнышку».
Алгоритм его приведен ниже.
Необходимо наладить более тесное взаимодействие с родителями воспитанников, так как эффективность образовательного процесса ощутима только в том случае, если взаимодействуют все участники образовательного процесса. Это и вовлечение родителей в работу над проектами, направленными на развитие социально-личностное направления, и занятия в родительских клубах, и их консультирование.