Приложение МААМ

Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования

Елена Караксина
Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования
▼ Скачать + Заказать документы

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования,ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

Это сопровождается существенными изменениями в педагогической теории

и практике учебно-воспитательного процесса.

Публикация «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» размещена в разделах

В системе дошкольного образования отмечаются тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания. Ориентированности на реализацию принципов гуманистической педагогики.

Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями его чувств и переживаний. Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. По мере взросления ребенок испытывает изменения в эмоциональной сфере; меняются взгляды на мир, на отношения с окружающими. Он учится контролировать свои чувства, но при этом эмоциональная сфера качественно не развивается. Только грамотное психологическое сопровождение дошкольника обеспечит максимальную реализацию имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

Поскольку основные компоненты структуры личности закладываются в первые годы жизни, значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этой проблемой, эмоциональная отзывчивость становится особо

актуальной на современном этапе. Человек по природе своей является существом общественным, поэтому развитие эмоциональной компетентности

– важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Анализируя процессы, влияющие на формирование личности ребенка, можно увидеть ряд противоречий, без преодоления которых реализация эмоциональной отзывчивости, становится непродуктивной.

Педагог дошкольного образования, являясь ключевой фигурой в жизни

воспитанников дошкольных образовательных учреждений, должен быть

готов к осознанному выбору и реализации образовательной программы с

учетом возможностей и потребностей детей.

Человек изменяется вместе с окружающей действительностью, но совсем не так стремительно, как мир. Педагоги, даже понимая, что в новых условиях надо менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, далеко не всегда в состоянии это сделать и лишь приспосабливаются к изменениям.

Дети же воспринимают реальность сегодняшней жизни как само собой

разумеющееся. Получается, что воспитывать должны взрослые, среди

которых большинство не вписываются органично в современную жизнь.

В этом и заключается одно из противоречий.

Во-вторых, социально-личностное развитие детей - процесс сложный,

противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога умения эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать свои личностные ресурсы, готовность проектировать собственную образовательную траекторию. Но в сегодняшней ситуации педагоги еще не готовы вносить коррективы в собственное понимание необходимости модернизации.

Следующий недостаток заключается в сложности овладения педагогами

необходимыми психологическими знаниями, тогда, как новый подход к

эмоциональному развитию детей предполагает понимание сущности

социализации. Здесь опять возникает противоречие.

В-четвертых, новый подход к эмоциональному развитию детей в нашем обществе и осознанная работа в этом направлении предполагают

понимание педагогами сущности процесса социализации, а также

сложнейших психогенных механизмов (самопознание, самоотношение,

саморегуляция, саморазвитие и т. д.) и их роли в развитии личности.

Овладение этими необходимыми психологическими знаниями самостоятельно педагогам довольно сложно.

В-пятых, не все современные вариативные программы развития и воспитания

детей дошкольного возраста дают четкие методические рекомендации по

реализации данного направления работы. Ряд программ ограничиваются

только общими задачами социализации, которые вплетаются в задачи других

разделов. В связи с этим перед педагогами встаёт необходимость "перевести программу на язык реального педагогического процесса" и творчески подойти к вопросам подбора методики занятий, организации развивающей среды и деятельности.

Противоречия:

Педагог дошкольного образования должен быть готов к осознанному

выбору и реализации образовательной программы с учетом возможностей и потребностей детей, но отмечается неоправданное увлечение предметным

обучением организация педагогического процесса, требует от педагога умения эффективно сотрудничать с другими людьми, готовность проектировать собственную образовательную траекторию, но педагоги еще не готовы вносить коррективы в собственное понимание необходимости модернизации сложности овладения педагогами необходимыми психологическими знаниями, тогда, как новый подход к социально-личностному развитию детей предполагает понимание сущности социализации

Не все современные вариативные программы развития и воспитания детей

дошкольного возраста дают четкие методические рекомендации по реализации данного направления работы

Возникает проблема несоответствия результата профессиональной педагогической деятельности федеральным государственным требованиям. Особенно «западающим» моментом является социально-личностное направление развития личности дошкольника, так как в прежней системе дошкольного образования основное внимание уделялось интеллектуальному

развитию, а в сегодняшней системе, когда требуется развитие интегративных качеств ребенка -не созданы условия для этого.

Отмеченные выше моменты значительно затрудняют реализацию требований

проекта государственного образовательного стандарта дошкольного

образования в области социально-личностного развития детей.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На основе проведенного анализа противоречий, возникающих в современной

системе дошкольного образования, возникает проблема несоответствия

результатов профессиональной педагогической деятельности федеральным

государственным требованиям. Особенно «западающим» моментом является

социально-личностное направление развития личности дошкольника, так как

в прежней системе дошкольного образования основное внимание уделялось

интеллектуальному развитию, а в сегодняшней системе, когда требуется развитие интегративных качеств ребенка -не созданы условия для этого.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся

одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Современная нестабильная ситуация в обществе убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.

Эмоциональная отзывчивость дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Поэтому одним из основных направлений работы ДОУ,в соответствии с

Федеральными Государственными требованиями, является социально-

личностное воспитание дошкольников, а именно эмоциональный аспект в

личности.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Одной из самых важных составляющих гармоничного развития детей, безусловно является эмоциональное развитие. Ведь малышу будет трудно общаться и взаимодействовать с другими людьми, если он будет затрудняться понимать чужие эмоции и управлять своими собственными.

Понимание, идентификация и передача эмоций, которые видит ребенок это

сложный процесс, который не состоится без получения определенных знаний

и навыков. Ориентируясь на Федеральные образовательные стандарты и, уделяя должное внимание развитию эмоционального компонента личности, в результате мы можем получить следующие интегративные качества:

прогнозируемый результат:

Эмоционально отзывчивый ребенок. Он откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником,

в зависимости от ситуации; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными

желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и

первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Таким образом, дети становятся более раскрепощёнными и

самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе,

общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к

сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

У детей формируется способность совместно принимать решения и

следовать их выполнению. Это создаёт предпосылки для их успешного дальнейшего развития в будущем.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе

(содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для получения новых образовательных результатов, понадобится внести

существенные изменения в содержание образовательного процесса.

-Социоигровые подходы (В. Букатов А. Ершов). Данную технологию

Применять для формирования социальной компетентности детей,

коммуникативной культуры, представлений о внутреннем мире человека и

его месте в окружающем мире. Социоигры использовать как на занятиях, так и в игровой и в свободной деятельности детей.

-Социально-оздоровительные развивающие технологии использовать

для развития индивидуальных способностей детей, коррекции поведения и

эмоциональной сферы (работа с тревожными детьми, имеющими страхи,

низкую самооценку).

-индивидуальная работа с ребенком: развивающая, когда воспитатель дает

ребенку информацию о различных способах поведения в трудных для него

ситуациях, обсуждает это с ним, помогает «примерить» на себя, когда воспитатель создает условия, в которых ребенок проживал бы то или иное эмоциональное состояние в их контакте здесь и сейчас, выражал ее различным и средствами.

-моделирование ситуаций и совместный с детьми поиск решений;

-использование проектного метода для развития эмоциональной сферы

воспитанников проект «Наши эмоции»;

-использование мультимедийных игр и пособий, мультимедийное дидактическое пособие «В гости к солнышку»;

В работе с родителями:

-формирование активной позиции родителей.

-родительские собрания на тему : «Эмоциональный мир моего ребенка»;

-совместная игра «Эффективность общения с детьми», на котором

родители проигрывают своё отношение к своим детям, учатся

правильному взаимодействию со своими детьми.

-анкетирование родителей с целью получения информации о поведении и эмоциональных выражениях ребенка дома.

Для контролирования полученных результатов, используется метод

наблюдения. В процессе наблюдения исследуются личностные качества

ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед. Наблюдение проводится

постоянно, при различной деятельности детей.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Для достижения новых образовательных результатов необходимо внести

существенные изменения в условия. Прежде всего, необходимо провести

работу с педагогическими кадрами. Каждому педагогу необходимо пройти

курсы повышения квалификации, помогающие разобраться в современной системе дошкольного образования.

Так же, им необходимо пройти психологические

тренинги личностного роста, так как не все педагоги готовы к изменениям

внутри себя. Для того, чтобы раскрыть педагогам суть проблемы эмоциональной отзывчивости ребёнка, методы и пути её оптимизации, необходимо разработать методические рекомендации для них.

На методических советах –информирование педагогического коллектива ДОУ о новых программах, технологиях, учебно-методических пособиях по социально-личностному развитию детей и ознакомление с ними.

Поддерживать различные инновационные формы работы в данном направлении.

Каждому воспитателю необходим ноутбук или компьютер для введения и использования интерактивных средств в работе с детьми.

Информационные компьютерные технологии являются эффективным

средством в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста.

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления

учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение

мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации и

среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы,

активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают

усвоение материала. Одним из примеров эффективного средства развития

социально-личностной сферы, а именно, эмоционального компонента,

является мультимедийное дидактическое пособие «В гости к солнышку».

Алгоритм его приведен ниже.

Необходимо наладить более тесное взаимодействие с родителями воспитанников, так как эффективность образовательного процесса ощутима только в том случае, если взаимодействуют все участники образовательного процесса. Это и вовлечение родителей в работу над проектами, направленными на развитие социально-личностное направления, и занятия в родительских клубах, и их консультирование.

Публикации по теме:

Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования
Опубликовано: 17 июня 2013 в 18:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» (включая файлы) размещена пользователем Елена Караксина (УИ 89807) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД