Лучший педагог года

Основные направления взаимодействия с семьёй в вопросах воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни

Марина Саламахина
Основные направления взаимодействия с семьёй в вопросах воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни

В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира, даже во время войны. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения в России.

Публикация «Основные направления взаимодействия с семьёй в вопросах воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни» размещена в разделах

В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России В. В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее страны.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.

Остановимся на основных компонентах здорового образа жизни :

1. Правильное питание.

2. Рациональная двигательная активность.

3. Закаливание организма.

4. Развитие дыхательного аппарата.

5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребёнка. Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значимый результат.

Когда надо начинать? Здесь и сейчас. Каждый наш шаг можно оценить с точки зрения здоровья : как мы сидим (осанка, положение ног, каков наш настрой (хотя бы на сегодняшние цели). Можно сделать упражнения, даже не вставая со стула (для мышц брюшного пресса, ног, спины и т. д.). Первое время приходится контролировать себя постоянно. Когда же эти навыки здорового образа жизни (здорового отношения к себе) войдут в привычку, они станут необходимыми как глоток свежего воздуха.

Двигательная активность дошкольников должна быть неразрывно связана с интеллектуальной деятельностью. Развитие, обретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата, его мышц, связок, костей – движения способствуют развитию и всех областей головного мозга, влияют на развитие умственных способностей ребёнка. Следовательно, умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса. Кроме этого, элементарные начальные знания гигиене, анатомии, режиму дня, соотношению работы и отдыха, биомеханике, закаливанию организма можно непосредственно передавать ребёнку в ходе физкультурных занятий, утренней гигиенической гимнастики, на прогулке и т. д.

Конкретизируя задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в контексте его основной цели – формирования физической культуры личности, можно выделить специфические и общепедагогические.

I Специфические задачи

1. Оздоровительные задачи :

а) обеспечивать всестороннее и гармоническое развитие физических качеств дошкольников;

б) способствовать функциональному развитию органов (сердце, лёгкие и др.) и систем организма (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.);

в) содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы;

г) закаливать организм, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода, различные традиционные и современные методики закаливания;

д) способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

2. Образовательные задачи :

а) формировать и совершенствовать у дошкольника жизненно необходимые двигательные умения и навыки ходьба, бег, лазание, метание и т. д.);

б) сделать достоянием каждого ребенка элементарные базовые знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, валеологии, биомеханике движений, технике выполнения различных упражнений, правилам соревнований по спортивным играм и т. д.

II Общепедагогические задачи

1. Воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

2. Способствовать развитию воли, целеустремленности.

3. Формировать позитивные качества характера.

4. Способствовать эмоциональному развитию детей.

5. Воспитывать эстетические потребности личности ребенка.

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребёнка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребёнка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.

Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. И хотя широкое распространение современных средств массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей. Многие родители в силу неопытности, несерьёзности подхода к соблюдению правил гигиены, а часто из-за низкой культуры и небрежного отношения к здоровью ребёнка не выполняют даже элементарных гигиенических правил.

В «Концепции дошкольного воспитания» подчё ркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

Для того чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов воспитания здорового образа жизни детский сад в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.

Совместная деятельность здорового образа жизни детского сада с семьей осуществляется по следующим основным направлениям деятельности :

1. Совместно со специалистами детской поликлиниками провести анализ состояния здоровья детей.

2. Определить приоритетные направления по оздоровлению детей (бассейн, физиотерапевтический кабинет, физкультурный зал и т. п., в которых заинтересованы родители.

3. Провести среди воспитателей конкурс по физкультурно-оздоровительной работе «Из личного опыта».

4. Провести спортивные праздники с привлечением средств массовой информации для дальнейшего использования в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. Особое внимание уделять пропаганде среди родителей здорового образа жизни.

5. Изучать опыт семейного воспитания детей по физической культуре. Создавать на базе детского сада клубы и секции, в работе которых могли бы принимать участие дети вместе с родителями.

6. Пропагандировать лучший опыт работы по физическому воспитанию дошкольников.

7. Организовать комплексное медико-педагогическое обследование детей по программе автоматизированной оценки развития и состояния здоровья дошкольников с целью раннего выявления отклонений в развитии.

8. Обучить родителей приёмам и методам оздоровления детей :ЛФК, массаж, Витамино-, водо-терапия, дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания. Познакомить родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, которые проводятся в детском саду, и обучить их нетрадиционным методам оздоровления детей (фитотерапии, ароматерапии и т. п.)

9. Разработать рекомендации для родителей по оздоровлению детей в семье в период их подготовки к поступлению в школу и на начальном этапе обучения.

10. Разработать комплекс мероприятий по профилактике детского травматизма в дошкольном учреждении и семье.

Семья для ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятие добра и зла.

Основными причинами, мешающими родителям уделять большое внимание здоровью детей, являются: дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости, отсутствие специальных знаний и умений, многие родители считают, что их ребёнок и так достаточно здоров; среди факторов, способствующих укреплению здоровья первое место родители отводят занятиям физическими упражнениями, второе – рациональному питанию, третье – рациональному режиму труда и отдыха. Далее следуют : ежедневные прогулки, положительные эмоции, закаливание, отказ от вредных привычек и соблюдение личной гигиены.

Основными источниками информации родителей о способах укрепления здоровья ребенка является их собственный жизненный опыт, консультации специалистов в области медицины, советы родителей, друзей и знакомых. Однако, жизненный опыт родителей вряд ли можно признать позитивным, учитывая состояние здоровья как детей так и самих родителей.

Главным фактором, влияющим на развитие интересов детей и их приобщение к здоровому образу жизни, является личный пример семьи (утренняя зарядка, закаливающие процедуры, занятия в спортивных секциях и группах здоровья, пешие прогулки, самостоятельные занятия физическими упражнениями, лыжные прогулки, велосипедные прогулки, оздоровительный бег, плавание, спортивные игры, туризм и др.)

Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями, по этому дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни.

Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Таким образом, алгоритм совместной физкультурно-оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения с семьёй может быть представлен следующим образом :

• анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье;

• посещение детей на дому с целью анализа условий для проведения физкультурно-оздоровительной работы и определения с учетом этого путей и способов улучшения здоровья каждого ребенка в семье и дошкольном образовательном учреждении;

• совместно со специалистами детской поликлиники изучение состояния здоровья детей, анализ заболеваний за предыдущий период времени;

• ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

• создание в дошкольном образовательном учреждении и семье медико-социальных условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости у детей (создание зон различных видов физической активности, использование закаливающих процедур, разнообразных массажей, фито-, витамино-, водотерапии и т. п.);

• участие медицинских работников, воспитателей и родителей в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;

• проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания, воздушного и температурного режима и т. д.

• ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении;

• обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, массаж, разнообразные виды закаливания и т. д.);

• ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении и обучение их отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма;

• создание семейных клубов по интересам «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Красота и здоровье», «В поход – всей семьей», «Папа, мама и я – спортивная семья» и т. п. ;

• организация мероприятий по обмену опытом среди родителей (проведение фото, видео конкурсов на лучший спортивный уголок в семье, интересных спортивных и подвижных игр с участием детей и взрослых членов семьи, конкурсов, викторин и т. п.);

• освещение передового опыта семейного воспитания по физкультурно-оздоровительной работе в средствах массовой информации, создание газет для родителей и т. п.

Наше село расположено в прекрасных природных условиях, которые позволяют прививать у детей потребность занятий различными видами спорта. Очень полезно как для организма так и для формирования семейных отношений выходные дни проводить не у экранов телевизоров, а на природе, катаясь на роликах, посещая различные спортивные секции.

Из нетрадиционных форм работы с родителями можно использовать:

1. Семейный клуб «Здоровье»

Темы: «Профилактика плоскостопия»

«Формирование правильной осанки и профилактика её

нарушений»

«Роль сауны для здоровья ребенка»

2. Консультация для родителей:

«Как обеспечить безопасность путешествий»

«Как провести летний отдых на море, даче, деревне»

«Путешествие на речку»

«Совместные прогулки на природу»

«Семья глазами ребенка»

3. Выпуск «Информационных листков успеха» (достижения детей в эстафетах, соревнованиях между другими детскими садами)

4. Школа «Профессиональных родителей» (газета с заданиями для детей и родителей)

Рубрики: «Поговорим серьезно о здоровом образе жизни»

«Уроки для родителей»

«Домашняя игротека» (где можно ознакомить родителей с

Простыми, но очень интересными играми на свежем

воздухе)

5. Родительские собрания на темы :

«Семейные традиции и досуг в семье»

«Особенности современной семьи»

«О здоровье ребенка»

6. Выставка семейных работ по теме: «Семейные традиции»

7. Дискуссионный клуб «Досуг в семье : как его проводить»

8. Выступление психолога на тему: «Современная семья – какая она

9. Папка-копилка для родителей «Бабушкины советы» (статьи из журналов «Здоровье», «Твой доктор», «Травинка», «Живица»)

10. Анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнение режимных моментов в семье.

Анкеты: «Как выбрать место для летнего отдыха»

«Как выбрать безопасный участок»

«Курение и воздух»

«Воздух в нашем доме»

11. Валеологические газеты. В газетах отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни. Тематика:

• отравление на даче

• если у ребенка ОРВИ

• учитесь болеть без лекарств

семь родительских заблуждений о морозной погоде

• чтоб улыбка сияла

12. Открытое занятие для родителей на тему: «Путешествие в страну здоровья»

13. Тестирование для родителей: «Ведете ли вы здоровый образ жизни

Публикации по теме:

Формы работы с родителями по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста «ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ГБОУ ООШ №21 с. п.

Основные направления, национальные ценности и принципы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая.

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования потребности в здоровом образе жизни у дошкольников Видео Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хочется представить вашему вниманию свой опыт работы по формированию у детей потребности в здоровом.

Интегрированное занятие по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни Тема: Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни (интегрированное занятие).

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста Формирование представлений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Набирая группу детей и анализируя состояние здоровья воспитанников,.

Картотека бесед и игр по формированию у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни. 1. «Изучаем свое тело» Учить называть органы чувств; рассказывать об их роли в организме и о том, как их беречь; Учить различать запахи.

Сценарий выступления «О здоровом образе жизни» Сценарий Здоровым быть здорово! Песня 1. О здоровом образе жизни. Добрый день друзья мои Для чего обрались мы? Добрый день и в самом.

Песня-переделка о здоровом образе жизни Песня-переделка о здоровом образе жизни. Исполняется на музыку В. Шаинского «Улыбка». 1 куплет. Чтобы быть всегда здоровыми. Бодрыми, веселыми.

Проект по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей «Что значит быть здоровым»Проект по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей «Что значит быть здоровым» Руководитель: Храмцова Ю. В. Тип: познавательно-игровой Участники – дети средней группы, воспитатель, родители. По количеству: 19 По длительности:.

Программа по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные направления взаимодействия с семьёй в вопросах воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни
Опубликовано: 16 мая 2017 в 20:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД