Татьяна Кузьмина
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Набирая группу детей и анализируя состояние здоровья воспитанников, очевидным стало то, что с каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем.
Обострение проблемы, связанной с сохранением здоровья, настоятельно требует создания системы воспитания правилам здорового образа жизни.
Публикация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов» [Е. И. Торохова, 1999].
Здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. У многих детей дошкольного возраста восприятие своего здоровья, как части собственного «Я»; оказывается затрудненным. Именно таким детям в большей степени присуще стремление к поведению, связанному с риском саморазрушения.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма,закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Воспитание привычек здорового образа жизни на своей группе я выстраиваю в следующих направлениях:
- работа с детьми;
Работа строю в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. В своей работе использую такие формы организации воспитания:
занятии (фронтальные, групповые, комплексные);
часы общения, беседы;
проблемно-игровые ситуации, логические задачи;
дидактические и сюжетно-ролевые игры;
экскурсии, наблюдения;
экспериментирование.
- организация здоровье сберегающего пространства;
В понятие организация здоровье сберегающего пространства входят:
улучшенное качество воздушной среды в помещениях детского сада (регулярные односторонние и сквозные проветривания, обрабатывают помещения аппаратом «Дезор-4»);
закаливающие процедуры после сна (зарядки).
Составляющей частью здоровье сберегающего пространства являются выставки литературы по теме, а так же плакатов, выполненных совместно с детьми, информационные стенды для родителей.
- взаимодействие с педагогами и родителями. Взаимодействие с педагогами осуществляется через совместное проведение для детей праздников и досугов, получение необходимых консультаций, организацию музыкального сопровождения и методических рекомендаций. Основой является интеграция, взаимопроникновение разных образовательных областей : «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд». Это позволяет осуществить сотрудничество специалистов при решении задачи формирования здорового образа жизни у воспитанников. Знания даются детям в ходе организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей.
Взаимосвязь с родителями осуществляется через вовлечение в досуговые и оздоровительные мероприятия детского сада – подготовку и проведение праздников, досугов, выставок, спортивных соревнований, театрализованных представлений. Важным условием эффективной воспитательной работы с целью повышения знаний родителей о здоровом образе жизни является организация для них консультаций, практических занятий и наглядной агитации.
Детей необходимо вооружить знаниями и умениями для формирования привычки здорового образа жизни :
научить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм;
формировать представления о строении и работе человеческого организма;
сформировать у детей практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников и правильного отношения к своему здоровью закладываются через соответствующие игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей, и в этот период продуктивней формировать нужное отношение к здоровому образу жизни у воспитанников. В ходе физкультурно-оздоровительной работы, а именно физкультурных минуток, минуток здоровья, двигательных зарядок, закладываются физические, психические и нравственные качества детей, воспитываются самостоятельность и творчество. Привлечение серьезного вниманияк культурно-гигиеническим навыкам, формирование привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании. Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.
Считаю, что если мы хотим вырастить здоровое поколение, то должны решать эту проблему за счет совместной работы педагогов и родителей.
Библиографический список
1. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников – Москва, 2007.
2. Мартыненко, А. В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А. В. Мартыненко. – М. : Медицина, 1988. – 224 с.
3. Торохова Е. И. Валеология: Словарь. М. : Флинта: Наука. 1999. 248с.
4. Иванова А. И. Естественно — научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек. – Москва, 224