Фомина Марина
«Основы здорового образа жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по теме самообразования:«Основы здорового образа жизни»
Годовые задачи: - уточнить и систематизировать знания детей о царстве растений и животных в разных климатических зонах, т. е. на разных материках; расширять знания детей о лекарственных растениях и редких видах растений Саратовской обл. ; развивать знания о неразрывной связи человека с природой; воспитывать экологическое сознание, желание оказывать посильную помощь природе.
Публикация «„Основы здорового образа жизни“» размещена в разделах
- обобщить знания детей о народонаселении и национальностях; воспитывать толерантное поведение, объясняя взаимозависимость всех людей на планете, друг от друга;
- продолжать развивать представления детей о Вселенной; дать представление о том, кто открыл планету по имени Земля, и кто был первым русским космонавтом; познакомить со спутниками Солнца (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и Земля.);
- объяснить понятие «насилие»; формировать умение вырабатывать стратегию осторожного и разумного поведения в критических ситуациях; формировать негативно эмоциональное отношение к конфликтным ситуациям;
- формировать знания детей об особенностях ролевого поведения в семье; дать понятие о репродуктивном здоровье;
- дать понятие «полезные» и «вредные» продукты, для осознания отношения к своему здоровью; расширять знания детей об организме человека (органы пищеварения и дыхания).
Вопросы диагностики
/ 4 год обуч. /
1. Уметь называть лекарственные растения / мать-и-мачеха, чистотел, цикорий обыкновенный /. Дид. /игра: «Лекарственные растения».
2. Уметь рассказывать о сборе лекарственных растений и применении их в лечебных целях. =Гербарий=
3. Уметь называть некоторые редкие виды растений Саратовской обл.
Альбом «Редкие растения Саратовской области».
4. Уметь называть и группировать зимующих и перелётных птиц / воро-
бей, сорока, синица, снегирь, скворцы, ласточки /.
Дид. /игра: «Птицы».
5. Уметь называть материки: Европа, Азия, Африка, Южная и Северная Америки, Австралия, два полюса: Антарктида и Арктика
Дид. /игра: «Атлас мира».
6. Уметь называть некоторые виды раст. и жив. мира разных материков: Австралия - кенгуру, Африка – верблюд, жираф, зебры, Азия –
Арктика – белые медведи и моржи, Антарктида – тюлени и пингвины.
Дид. /игра: «Кто, где живёт».
7. Уметь рассказывать о саванне / живот. и раст. мир /. Занятие.
8. Уметь называть некоторые национальности.
Дид. /игра: «Кто твой гость?».
9. Уметь называть планеты / Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн / по отдалённости от солнца. Дид. /игра: «Спутники солнца».
10. Называть первого российского космонавта /Ю. А. Гагарина/.
= Альбом о космосе =
11. Уметь называть кто и когда открыл планету по имени Земля. /в 16 в. Николай Коперник, польский астроном /. Беседа.
12. Уметь рассказать о правилах безопасности в ситуациях угрожающего характера. Беседа и игра: «Что случилось?».
13. Уметь рассказать об особенностях ролевого поведения мамы и папы в семье. Беседа.
14. Называть органы дыхательного аппарата.
Дид. /игра: «Чем мы дышим?»
15. Уметь называть полезные и вредные продукты.
Игра: «Хозяюшка».
Литература /4 год обуч. /
1. Лекарственные растения в народной медицине. С., 1991г.
2. Я познаю мир. Детская энциклопедия. М., 1995г.
3. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Н. В. Коломина. М., 2003г.
4. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет.
Т. А. Шорыгина.
5. Князева О. Развитие социальной компетентности дошкольника – Дошкольное воспитание № 9. 1998г.
6. Основы безопасности детей дошкольного возраста № 3 1997г.
7. Занятия по ОБЖ. М. Р. Максиняева М., 2002г.
8. Детское экспериментирование И. Э. Куликовская
Н. Н. Совгир.
9. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет.
Е. А. Алябьева.
10. Детская энциклопедия «Аргументы и факты – детям».
Е. П. Левитан «Как открыли Вселенную».
11. Географический атлас «Мир и человек».
Что есть что «Звёзды» Хейнц Хабер.
12. Мурзилка 2001г. №4 «он в космос ходил на разведку»
Анатолий Лепьевр.
13. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя…» Психотерапевтические истории для детей. М., 1996г.
14. Рахматшаева В. Грамматика общения М., 1995г.
15. Разумихина Г. Мир семьи. М. ,1986г.
16. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье М., 1997г.
17. Анатомический букварь.
18. Тарновский В. Наше тело. Тарновский К.
серия «Что есть что» М., 1998г.
М. Зощенко «Великие путешественники».
Детская литература:
А. Усачёв «Весёлая география».
Н. Мазняк «Вселенская мечта».
В. Донникова «Канавка».
С. Я. Маршак «Робин-Боббин»
Сказка «Лиса в заячьей шкуре».
Формы работы: Беседы,тематич. занятия,дид. /игры, наблюдения,сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, муз. театрализованная деятельность и изодеятельность.
СЕНТЯБРЬ
1. Беседа:«Редкие животные и растения мира».
Цель: продолжать формировать у детей бережного, сознат. отношения к миру.
2. «Лесная аптека».
Цель: уточнять и развивать знания о лекарственных
растениях /их сбор и применение в лечеб. целях/, /мать-и-маче
ха,чистотел,цикорий обыкновенный/. Занятие 1. «Лесные чудеса».
Цель: систематизировать накопленнную и получаемую информацию о царстве растений, уточнить знания о редких видах раст. в Саратов. обл. ; развивать экологич. сознание, понимание необходимости соблюдать законы природы Дид. игра:1. «Лесная аптека».
Цель: закреплять умение детей называть лекар. раст. и группировать их по применению в лечеб. целях. 1. Экскурсия в лес.
Цель: собрать корни цикория
/водный настой и
отвар корней применяется, как средство возбужд.
аппетит.
2. Рассматривание гербарий.
Цель: совершенствовать умение узнавать и наз. лекар. растения
/ромашка, мать-и-мачеха, чистотел,цикорий, репейник/ Сюжетно-ролевая игра: 1. «На приёме у Айболита».
Цель: направлять умение детей на качественное исполнение
ролей. 1. Прочитаем мы стихи про осенние деньки.
Цель: продолжать совершенствовать худож. - речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов. 1. Этюд-игра:
«Ты- репейник».
Цель: обучать выразительному изображению отдельных эмоц.
состояний. 1. Рисование:
«Репейник».
Цель: учить прорисовывать детали бутона и колючек кончиком кисти.
ОКТЯБРЬ Беседа: 1. Почему в народе говорят: «По лесу ходи – под ноги гляди»
Цель: развивать умение сравнивать сопоставлять, восп. чувство сопереживания всему живому.
2. «Птицы».
Цель: развивать знания детей о зимующих и перелётных птицах. Занятие:1. «Наш дом – природа».
Цель: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; живую и неживую природу; развивать знания о неразрывной связи человека с природой/человек
-часть природы/. Воспитывать желание оказывать посильную помощь природе. Дид. игра:1. «Птицы».
Цель: развивать умение называть и группировать зимующих и перелётных птиц.
2. «Кто лишний».
Цель:закреплять умение из группы объектов жив. и неживой природы выбирать лишний. 1. Экскурсия в осенний лес.
Цель: дать детям представление о лесе,как природном сообществе; научить понимать причины листопада способствовать воспитывать интереса к природе. 1. Игр. упр.
«Листопад-хорошо, листопад-плохо».
Цель: учить называть пользу и вред от листопада. Подвижная игра: 1. «Совушка»
Цель: способствовать развитию психофизических качеств
/ловкость, быстрота, гибкость/. 1. Рассказывание сказки
«Старик и сова».
Цель: развивать представ
о взаимосвязи в природе; научить составлять пищевые цепочки, обосновывать их, доказывать, отвечать на вопросы воспитателя 1. Аппликация: «На кормушке».
Цель: развивать умение вырезать части тела птиц их форму и особенности окраса
/синицы и воробьи/.
НОЯБРЬ Беседа1. "Земля- огромный шар".
Цель: расширять знания детей о нашей планете Земля; познакомить с материками Азия, Европа, Юж. и Сев. Америка, Австралия и два полюса Северный и Южный.
2. "Материки".
Цель: развивать представ. о
раст. и жив. мире материков/Европа, Африка, Азия, полюса Сев. и Юж. / Занятие:1. "Путешествие по материкам".
Цель: обобщить и уточнить знания детей о жизнедеят. раст. и жив. на разных материках и уметь находить материки на глобусе и карте.
2. "Зона саванны".
Цель: дать представление о климате, раст. и жив. саванны,вызвать интерес к природе разных климат. зон. Дид. игра:1."Атлас мира".
Цель: развивать умение из част
ей собирать целый материк,
развивать внимание и мышление.
2. "Кто, где живёт".
Цель: совершенствовать умение группировать объекты раст. и жив. мира по их месту обитания. 1. Рассматривание глобуса.
Цель: закреплять умение показ. на глобусе материки /Европа, Африка, Сев. и Юж. Америка, Азия и два полюса. / Сюжетно-ролевая игра:1."Путешествие вокруг света".
Цель: продолжать формировать умение договариваться, планировать
и обсуждать действия всех играющих. Эксперем. деят. "Земля на глобусе".
Цель: развивать познават. интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. 1. Чтение М. Зощенко "Великие путешественники".
Цель: воспитывать читателя, способного отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
2. Отгадывание загадок о разных континентах. 1. Рисование "В пустыне".
Цель: способствовать овладению композиц. умениям, способами и приёмами рис. различать изобразительными материалами.
ДЕКАБРЬ Беседа:1."Почему мы все разные".
Цель: сформировать представление детей о народонаселении и национальностях/Африки, Японии Сев. и Юж. Америки/. Занятие:1. "Такой разный мир людей".
Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о народонаселении и национальностях /опред. цвет волос, кожи, глаз/, показать взаимозависимость всех людей на планете друг от друга, объяснять, как важно жить в мире со всеми народами. Дид. игра:1."Откуда гость".
Цель: учить по характер. отличиям/ костюм, цвет кожи, волос и глаз/определять откуда прибыл гость/Африка, Америка, Япония, Россия, Азия/. 1. Рассматривание иллюстраций "Мир и человек"./ Географ. атлас/.
Цель: дать представление о национальных костюмах людей разных национальностей. Сюжетно-ролевая игра:1. "Путешествие за границу".
Цель: побуждать детей самост. создавать недостающие
аттрибуты для игры. Подвижная игра:1. "Кого позвали, тот ловит мяч".
Цель: развивать интерес к под. /играм придумывать сам-но варианты игры. 1Пение песни"Вместе весело шагать…" В. Шаинского
Цель: разучить слова песни.
1. Чтение худ. произведений народов мира.
Цель: пополнять литер. багаж детей худ. произведениями народов мира. 1. Рисование "Мой друг иностранец".
Цель: учить аргументировать и развернуто оценивать рисунки свои и товарищей.
ЯНВАРЬ: Беседа:1. «Как открыли планету по имени Земля».
Цель: дать представ. о том, когда и кто открыл планету по имени Земля. /16 век Н. Коперник/.
2. «Кто из первых землян, увидел нашу планету из космоса».
Цель: дать представление о первом космонавте Ю. А. Гагарине. Занятие:1. «Спутники Солнца».
Цель: дать детям простейшее представление о спутниках Солнца /Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и Земля/ и развивать
Представление о роли солнца в жизни человека. Дид. игра:1.»Спутники Солнца».
Цель: учить называть спутники солнца по мере их удаления от солнца. /Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн/. 1. Рассматривание
древнеиндийского
изображения Вселенной
Цель: обратить внимание детей, как представляли в древности нашу планету.
2. Эксперемент. деятельность «От чего происходит смена дня и ночи».
Цель: развивать умение устанав. причинно-следствотношения. Сюжетно-ролевая игра:1.»Подготовка к полёту».
Цель: способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направ. внимание детей на качество исполнения ролей, их соц. значимость. 1. Под. /игра: «День, ночь».
Цель: продолжать учить сам-но организовывать с группой сверстников знакомые под. \игры. 1. Прослушив. аудизаписи песен о космосе и космонавтах.
Цель: продолжать обогащать муз. впечатления детей, вызывать яркий
эмоц. отклик.
2. Н. Мазняк «Вселенская мечта».
Цель: познакомить детей с худ. произведением.
1. Аппликация «Космические дали».
Цель: при создании образов поощрять применение разных приёмов вырезания и обрывания бумаги.
ФЕВРАЛЬ: Беседа:1.«Что такое, насилие?».
Цель: дать характеристику понятия «насилие».
2. «Как вести себя с незнакомцем на улице».
Цель: сформировать знания правил безопасности в подобных случаях.
3. «Беда, под названием драка».
Цель: рассмотреть примеры, показ. ненасил. методов решения проблем. Занятие1. «Как предупредить случаи насилия над детьми»./Род. собрание:примеры насильст. действий/.
Цель: сформировать знания о том, как не стать жертвой/выработка стратегии осторожного и разумного поведения в критических ситуациях/. Дид. игра:1.»Что произойдёт, если.»
Цель: развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.
2.»Что случилось?»
Цель: научить детей определять ситуацию угрожающего характера. 1. Рассматривание иллюстраций к сказке «Лиса в заячьей шкуре».
Цель: объяснить детям, что значит выражение «внешность обманчива». Сюжетно-ролевая игра:1.»Спасатели спешат на помощь».
Цель: побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окруж. жизни. 1. Психотренинг «Представь себя маленьким червячком».
Цель: развивать воображение и речь детей; развивать мышление. 1. Чтение стих.
«Как вести себя с незнакомцем».
Цель: для лучшего усвоения правил безопасного поведения при встречи с незнакомцем. 1. Лепка по мотивам сказки «Лиса в заячьей шкуре».
Цель: продолжать формировать умение создавать выразительные образы.
МАРТ: Беседа:1.»Мальчики и девочки»
Цель: продолжать формировать представ. о том, что пол - это первый признак, который отличает людей друг от друга. Занятие:1. «Как быть папой; Как быть мамой?»
Цель: развивать представление детей об особенностях ролевого поведения в семье мамы и папы. Сюжетно-ролевая игра:1.»Мальчик и девочка».
Цель: содействовать проявлению и развитию в игре произвольного поведения и познавательной активности. 1. Организация фотовыставки «Мама и папа наши первые учителя». 1. По мотивам сказки «Жили были старик со старухой и было у них три сына…»
Цель: закреплять представление об ответственности каждого за здоровье и благополучие семьи. Подвижная игра:1.»Коршун и наседка».
Цель: через игру показать особенности ролевого поведения родителей. 1. Чтение рассказа В. Донниковой «Канавка».
Цель: познакомить с особенностями поведения мужчин и обсудить рассказ Рисование:1. «Букет для мамы» аппликация
Цель: продолжать учить создавать предметные изображения по представ-
лению.
АПРЕЛЬ: Беседа:1.»Что и как мы едим».
Цель: ввести понятия «полез.» и «вредные» продукты, научить выбирать полезные продукты и состав. из них меню.
2. «Зачем мы дышим».
Цель: сформировать представ. об органах дыхания о значении дыхания в жизнедеят. организма. Занятие1. «Внутренняя кухня человека»
Цель: дать детям элементарные представления о работе органов пищеварения
/рот, пищевод, желудок, толстая кишка\.
2. «Дыхательный аппарат человека».
Цель: сформировать представление о строении лёгких,дыхат. путей. Дид. игра:1. «Хозяюшка».
Цель: научить выбирать полезные продукты и составлять их них меню. 1. Рассматривание иллюстраций органов дыхания.
Цель: учить называть органы дыхат. аппарата. Сюжетно-ролевая игра:1. «На приёме у ЛОР врача».
Цель:побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы. 1. Дыхательное упр.
«Насос».
Цель: разучить комплекс дыхат. гимнастики по А. Стрельниковой. 1. Чтение стих. С. Я. Маршака «Робин-Боббин».
Цель: объяснить на примере героя стих., что разные продукты влияют по-разному на наш организм. 1. Рисование
«Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».
Цель: формировать умение строить композицию рисунка.
МАЙ: диагностика