Лучший педагог года

Особенности организации развивающей среды для развития математических представлений у детей разного возраста

Анастасия Пермякова
Особенности организации развивающей среды для развития математических представлений у детей разного возраста

В связи с внедрением ФГОС важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса.

Публикация «Особенности организации развивающей среды для развития математических представлений у детей разного возраста» размещена в разделах

Поэтому особое внимание уделяется построению развивающей предметно-пространственной среды, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей и комплексно-тематический принцип планирования образовательной работы в ДОУ.

Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия и познания в играх, общении, рисунках, поделках.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы или их индивидуальную и самостоятельную деятельность.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Концептуальная модель предметно-пространственной развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени.

К предметному содержанию относятся:

• игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (дид. игры, головоломки, пазлы и тд.

• учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);

• оборудование для осуществления детьми разнообразной деятельности (например, материалы для измерений).

Математическое содержание игровой деятельности при взаимодействии с предметно-развивающей средой способствует формированию у детей способности свободно ориентироваться в пространстве и времени.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является реализация идей развивающего образования.

Развивающее образование направлено, прежде всего, на развитие личности ребенка и осуществляется через решение задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет ребенку проявлять максимальную самостоятельность и активность; предполагает перспективу саморазвития ребенка на основе познавательно-творческой деятельности.

Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания

Основными задачами – математического развития детей дошкольного возраста являются :

Развитие у детей логико- математических представлений (представление о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);

овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;

Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

Развитие активности и инициативности детей;

Содержание логико-математических представлений и способов познания у детей дошкольного возраста.

1. Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития дошкольников являются свойства и отношения. В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. Формируется у детей важнейшая предпосылка абстрактного мышления – способность к абстрагированию.

2. В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать, видоизменять его.

3. В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой). Это даёт возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе)

4. Пространственно- временные представления – наиболее сложное для ребенка дошкольника, осваиваются через реально представленные отношения (далеко-близко, сегодня-завтра).

5. Познание чисел и освоение действий с числами – важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов, знакомятся с цифрами и знаками.

Особенности организации среды для развития логико- математических представлений у детей разного возраста

Первый год жизни

Уже в первые месяцы жизни у младенца развивается способность выделения предмета из фона, что обеспечивает необходимое условие для познания предмета, развивается сенсомоторная координация движений. Во второй половине года появляются первые результативные действия с предметами, расширяются возможности ориентировки в окружающем. К концу года появляются преднамеренные действия, дети начинают экспериментировать с доступными им предметами.

В 6 месяцев игрушки должны побуждать детей обследовать, экспериментировать- стучать, трясти, поворачивать, любые разнообразные по свойствам предметы : объемные и плоские, разной величины, формы, цвета, по-разному звучащие.

После полугода игрушки должны быть состоящие из двух частей (коробочки, ведерко с крышкой, матрешка, шкатулка);

несколько небольших по размеру пластмассовых или мягких игрушек, удобных для схватывания малышом.

Для развития обобщений используются одноименные игрушки из разных материалов, разного цвета, размера.

Необходимы 2-3 крупные надувные игрушки, в которые ребенок может влезать (надувной лебедь, бассейн, рыбка и др.)

Второй год жизни

Дети активно осваивают различные предметные действия, манипулируют с предметами. В процессе перекладывания, группировки предметов у дошкольников накапливается опыт действий с различными множествами: игрушками, предметами.

В этом возрасте детей привлекают пособия, контрастные по величине, цвету, форме;

необходимы различного вида вкладыши, рамки, сборно-разборные материалы.

Для детей 2-го года жизни игрушки должны отличаться по форме, величине, цвету, количеству деталей;

Предметы – кубики, шарики, пирамидки, разноцветные грибочки и пр. – располагаются на открытых полках.

Надо иметь в группе дидактический столик для развития сенсорных способностей и совершенствования моторики. Комплектация стола: пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счеты, горки для прокатывания предметов, набор объемных форм.

Для детей этого возраста можно рекомендовать пять различных видов игрушек, отличающихся способами действий с ними.

Игрушки для нанизывания на стержень – кольца, шары, кубы, полусферы и пр., - имеющие сквозное отверстие;

Сюжетные игрушки небольшого размера: куклы, машинки, зверушки, игрушки-предметы (грибы, овощи, фрукты и пр.).

Плавающие игрушки и, соответственно, специальное оборудование для игр с водой (песком); также – небольшие резиновые игрушки, мячики от настольного тенниса, деревянные, пластмассовые и металлические предметы.

Игрушки-самоделки: пластиковые емкости заполняются песком, мелкими камешками, фасолью, горохом, и т. п. и плотно завинчиваются пробкой.

Третий год жизни

К 2-3 годам у детей накапливается опыт познания свойств, освоения некоторых эталонов и действий с предметами. Данный период относится к этапу «сенсомоторных» эталонов.

Целесообразно отвести в группе специальное место для игротеки:

Направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи;

Для развития представлений о свойствах – «Логические блоки Дьеныша»

Для развития восприятия множеств : «Цветные полоски» - аналог «Цветные палочки Кюизенера», парные картинки, лото, пазлы, складные кубики, «Сложи узор», «Сложи квадрат»;

Игры-вкладыши: «Радужное лукошко», «Чудо-крестики», «Чудо соты», «Стаканчики-вкладыши», «Разноцветные столбики» ;

Геометрические мозаики – настольные, напольные, крупномагнитная, мягкие конструкторы;

Игры с песком и водой.

Четвертый год жизни

Дети этого возраста активно осваивают эталоны формы, цвета.

В четырехлетнем возрасте игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие свойств, стимулирующий интерес и активность.

Использование мобилей-подвесов для развития пространственных ориентировок.

Из дидактических игр предпочтительны : лото, парные картинки, мозаика, пазл из 5-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уголки»);

игры с элементами моделирования и замещения;

Разнообразные «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе.

Для освоении эталонов формы, цвета, величины это могут логические блоки Дьеныша, цветные счетные палочки Кюизенера.

Для развития мелкой моторики можно включить пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления.

Пятый год жизни

В этом возрасте происходят некоторые качественные изменения в развитии восприятия, чему способствует освоение детьми 4 – 5 лет некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений). Дети успешно абстрагируют значимые свойства предметов.

В группе организуется «сенсорный центр» - предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств.

Игры на сравнение; группировку по свойствам; воссоздание целого из частей; сериация по разным свойствам; игры на освоение счета.

Для активизации интереса детей – разнообразные иллюстративные пособия.

Сюжетно-дидактические игры и практические ситуации с весами, равновесами, растомером.

Различные варианты книг, рабочих тетрадей для рассматривания и выполнения заданий.

Наглядность в виде моделей: частей суток, простых планов пространства кукольной комнаты.

Шестой год жизни

В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления самостоятельности, самоорганизации, самооценки, самоконтроля, самопознания, самовыражения. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта.

Место и оборудование выделяется для игротеки в ней находятся:

дидактические, развивающие и логико- математические игры.

Для развития логики : блоки Дьеныша, «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия».

Игры на воссоздание: «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Листик», «Пентамино» и др. Для освоение числа: палочки Кюизенера, рисуют модель «Домик чисел».

Пособия, позволяющие осваивать умения выделять значимые свойства: «Поиск заповедного клада», «На золотом крыльце», «Давайте вместе поиграем» и др.

Справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.

Для индивидуальной работы с детьми: «Самолеты», «Пляшущие человечки», «Постройка города», «Маленький дизайнер», «Цифра-домино», «Прозрачная цифра»и др.

Отдельное место для экспериментов с использованием технических средств.

Кроссворды, познавательные задания, логические арифметические задачи, головоломки.

Игры с правилами – шашки, шахматы, нарды и т. п.

Содержание обучения

Я работаю в группе, где возраст детей с 4-5 лет.

Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению. В среде группы активно использу знаковою символику, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумываем такие знаки вместе с детьми, что подводит их к пониманию, что обозначать можно не только словами, но и графически. Например, вместе с детьми определяем последовательность занятий в течение дня в детском саду и придумываем, как обозначить каждое из них. Чтобы ребенок лучше запомнил свой адрес, улицу, город, в группе разместили схему, на которой обозначен детский сад, улицы и дома, в которых живут дети группы. Схемы делали дети вместе с родителями. На схемах проведены маршруты, которыми идут дети в детский сад, написаны названия улиц, размещены другие здания, которые есть в округе. Обращаясь к этой схеме, выясняем, для кого из детей путь в детский сад длиннее, короче; кто живет выше всех, кто живет в одном и том же доме и т. п.

Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть и требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе организован «сенсорный центр» — место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств.

Например, музыкальные инструменты и шумовые предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы можно видеть; баночки с ароматизированными веществами, флаконы из-под духов можно узнать по запаху.

Используются материалы и пособия, которые позволяют организовать разнообразную практическую деятельность детей : пересчитать, соотнести, сгруппировать, упорядочить. С этой целью широко применяются различные наборы предметов ( абстрактные: геометрические фигуры; «жизненные» : шишки, ракушки, игрушки и т. п.).

Пользуемся играми на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции); группировку по свойствам; воссоздание целого из частей, сериацию по разным свойствам; игры на освоение счета.

Так же используем игры с блоками на выделение свойств («Клады», «Домино»). При применении цветных счетных палочек Кюизенера внимание обращаем на различение по цвету и размеру и на установление зависимости цвет — длина — число. Что бы интерес детей был более высокий к данному материалу используем разнообразные иллюстратив-ные пособия.

Для освоение счета и измерения различных мер: пользуемся полосками картона разной длины, тесемками, шнурами, стаканчиками, коробками и т. п. Организовываем сюжетно-дидактические игры и практические ситуации с весами, равновесами, ростомером.

В математической игротеке у нас размещены рабочие тетради для рассматривания и выполнения заданий. Для активизации детской деятельности с подобными материалами используем листы с заданиями (картинки для дорисовки, лабиринты).

Вывод

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Список изученной литературы:

1. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников.

2. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.

3. Баряева, Л. Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях.

4. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка.

5. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.

6. Менджерцкая, Д. В. Воспитание детей в игре.

7. Прессман, А. А. О роли предметного действия в формировании зрительного образа у ребенка

8. Поддъяков, Н. Н. Формирование у дошкольников способности наглядно-предметного перемещения предметов в пространстве.

9. Якобсон, С. Г. К вопросу о развитии восприятия формы.

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития математических представлений детей дошкольного возраста Дидактические игры для развития математических представлений во 2 младшей группе Дидактическая игра «В лес за грибами» Цель игры: формировать.

Презентация «Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников» Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления.

Изготовление снежных скульптур для развития всех двигательных умений и навыков детей разного возрастаИзготовление снежных скульптур для развития всех двигательных умений и навыков детей разного возраста Стало уже доброй традицией изготовление на игровой площадке нашего детского сада с участием родителей воспитанников снежных скульптур,.

Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с возрастом наших воспитанников На всех возрастных этапах выделены главные образовательные задачи, которые необходимо учитывать при организации предметно-пространственной.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия.

Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Введение. Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются.

Система работы по использованию блоков Дьенеша для развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста ТЕМА: «Система работы по использованию блоков Дьенеша для развития логико- математических представлений у детей дошкольного возраста» Цель:.

Особенности предметно-развивающей среды для детей с нарушением познавательной деятельности СЛАЙД 1 Дети с нарушением познавательной деятельности делятся на 2 категории. Это дети с ЗПР и дети с умственной отсталостью. Надо отметить,.

Особенности развивающей среды в группе раннего возраста Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических.

Значение предметно-развивающей среды для развития познавательных интересов у детей 5–6 лет Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации развивающей среды для развития математических представлений у детей разного возраста
Опубликовано: 17 августа 2018 в 21:25
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД