Лучший педагог года

Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с возрастом наших воспитанников

Марина Валерьевна Крицкая
Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с возрастом наших воспитанников

На всех возрастных этапах выделены главные образовательные задачи, которые необходимо учитывать при организации предметно-пространственной среды.

Младшие группы

Младший возраст – главный этап в развитии ребёнка. Поэтому в этот период начинается его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Обеспечение эмоционально положительного самочувствия, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности.

Публикация «Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с возрастом наших воспитанников» размещена в разделах

Главные задачи этого этапа:

Обстановка в группах должна быть как комфортная, так и безопасная для ребёнка.

Дети 1-3 лет плохо реагируют на пространственные изменения обстановки – предпочитают стабильность. Поэтому пространство должно быть организовано ещё до их прихода в детский сад.

У младших дошкольников активно развиваются различные движения; вместе с тем они ещё плохо координированы, поэтому оборудование целесообразно располагать по периметру группы.

Для развития двигательной активности в группе должна быть горка со ступеньками и пологим спуском; оборудование для пролезания, подлезания, перелезания; матрас, на котором дети будут прыгать, ползать, лежать.

Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, которое должно размещаться на открытых полках. Оно должно быть внешне привлекательным и ярким. Меняют его один раз в неделю. Педагоги не должны выкладывать сразу все игровые материалы – должны помнить, что в этом случае выбор игр затрудняется, а наведение порядка на полках требует слишком много усилий.

Все игрушки пособия должны быть доступны для ребёнка – это способствует развитию его активности, самостоятельности.

Для развития мелкой моторики рук в обстановку необходимо включить пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже ненужные хозяйственные предметы. Примеряя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.

Малыши проявляют всё более активный интерес к рисованию. Для его поддержания и развития хорошо иметь самостирающиеся доски для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Для рисования ладошками можно использовать гуашь с добавлением жидкого мыла.

В исследовательском «рвении» ребёнок может рвать страницы книг. Чтобы этого не происходило, в группу вносятся кипы старых журналов, но размещают их подальше от книжного уголка. Запрет на порчу книг и одновременное разрешение рвать журналы помогут воспитателям решить эту проблему педагогически верно.

В группах должны быть зеркала. Малыш может видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид.

Уголок ряженья позволит детям изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого одновременно.

Много возможностей для развития детей заложено в игре – экспериментировании. Для этого необходимо иметь: ёмкости для переливания воды; мелкие резиновые, и плавающие игрушки; водяные мельницы и др. А также, шарики для пинг-понга, камешки, поролоновые губки. Такой уголок педагоги лучше разместить ближе к источнику воды. Для этой деятельности необходимо приготовить несколько комплектов защитной одежды: халатиков, нарукавников, старых папиных рубашек.

Средние группы

Средний дошкольный возраст – важный этап умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. На этом возрастном этапе задачи перед педагогами следующие:

В развивающей среде педагогами должна активно использоваться знакомая детям символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать надо вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать можно всё и графически, а не только словесно.

В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого. Поэтому в группе должно быть выделено место, где ребёнок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение.

У детей среднего дошкольного возраста важно накапливать опыт совместного со сверстниками действа, а также развивать познавательные интересы и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в различных видах продуктивной деятельности.

Предметно - пространственная среда должна организовываться воспитателями по принципу полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами (два – четыре ребёнка).

К оформлению игровых мест привлекаются сами дети: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для магазина, придумать символы для кабинета доктора и пр.

Дошкольники любят как-то обозначить свою игровую территорию. Чтобы избежать конфликтов, можно использовать лёгкие ширмы, цветные шнуры, заборчики из кирпичиков, игровые коврики.

С целью обобщения и углубления опыта познания с окружающим миром в группах обязательно организуется «сенсорный центр». Здесь подобираются предметы и материалы, познавать которые можно с помощью органов чувств (музыкальные инструменты, шумовые предметы, картинки, калейдоскопы, флаконы из-под духов – узнавать по запаху и т. д.

Для поддержания интереса детей к речи в группах должны быть технические средства обучения (проигрыватель или магнитофон, диапроектор).

В среднем возрасте усиливается интерес к познанию себя. Этому содействует самостоятельное изготовление и размещение в специально выделенном для этого месте плакатов, подборов иллюстраций, фотографий: «Какой Я?», «Я плачу и смеюсь», «Люди такие разные и такие одинаковые».

Старшие и подготовительные к школе группы

При переходе ребёнка в старшую и особенно в подготовительную к школе группу меняется его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим среди других детей ДОУ. В этом возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Необходимо воспитывать гуманное отношение к природному, предметному и социальному миру. Всё это требует постоянного обращения ребёнка к внутреннему миру и расширения границ мира внешнего.

Важно поддерживать ощущение такой организации среды, при которой ребёнок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитатели привлекают старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выясняют их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекают в процесс преобразований.

Пространство групп должно быть разбито на полузамкнутые микропространства (в которых одновременно могут находиться трое-шестеро детей).

Воспитателями анализируется жизненный опыт детей и в соответствии с ним подбираются игровые принадлежности.

Атрибутика игр для старших дошкольников должна быть более детализирована. Большая часть оборудования может храниться в коробках, на которых есть картинка и надпись – дети могут самостоятельно выбрать игры.

Развивающая среда включает коробки с бросовым материалом, пластиковой, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и т. п. для изготовления недостающих атрибутов.

Для становления режиссёрской игры в группе должно быть место для разыгрывания сюжетов (его можно изготовить из большой коробки, набор игрушечных персонажей, бросовый материал и инструменты, а также схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.

Необходимо выделить место для экспериментов с использованием технических средств (микроскоп, а также должно иметься оборудование для экспериментирования с шарами, водой, природным материалом и т. п.

Наряду с художественной литературой в книжных уголках должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.

Для поддержания у дошкольников интереса к школе необходимо выделить «учебную зону». Обстановка в ней по возможности должна быть приближена к учебной (столы, расставленные рядами, как парты, школьная доска).

У ребёнка старшего дошкольного возраста необходимо развивать представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения. Например – у каждого может быть своя метка на стене – есть повод для обсуждения: на сколько сантиметров он вырос за месяц, за три месяца, кто растёт быстрее, кто медленнее.

Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого в группы можно вносить краски для грима, парички из ниток, детали одежды для взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнце защитные очки, шаль, капитанская фуражка и т. п.).

В группах специальное место отводится для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры

Публикации по теме:

Отчет об организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС и образовательной программойОтчет об организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС и образовательной программой «Фотоотчет об организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с учетом ФГОС ДО и образовательной программой.

Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально- моделирующая.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении .

Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды (3–4 года) Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды (3 – 4 года) Для детей третьего года жизни является свободное и большое.

Особенности организации предметно-развивающей среды в младшей группе Правильно организованная развивающая пространственно-предметная среда позволяет не только найти занятие каждому ребенку, но и учиться ребенку.

Особенности организации предметно-развивающей среды в старшем дошкольном возрасте При переходе ребенка в старшую группу начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, группы,.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Предметная развивающая среда в групповом помещении обеспечивает развитие детей в разной деятельности: игровой, познавательной, творческой.

Особенности предметно-развивающей среды детского сада Среда развития любого ребенка – это то пространство его жизнедеятельности, те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с возрастом наших воспитанников
Опубликовано: 14 января 2018 в 07:40
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД