Анна Новикова
Особенности работы по звуковой культуре речи в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический словарик:
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Слуховое внимание – это умение услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи.
Речевой слух – способность к слуховому вниманию и восприятию слов, а также к различению разных качеств речи (тембр, средства выразительности).
Публикация «Особенности работы по звуковой культуре речи в разных возрастных группах» размещена в разделах
Фонематический слух – слух, основанный на способности выделять и распознавать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам - фонемам, умение различать близкие по звучанию фонемы.
Фонематическое восприятие – способность к восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. Это и есть анализ и синтез слова, дифференциация звуков.
Языковой анализ - владение основными понятиями: «звук», «слог», «слово», «предложение»
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
1. При отборе упражнений надо учитывать возраст, задачи по ЗКР, идти от простых упражнений к более сложным.
2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
3. Лучше заниматься 2-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений, каждое выполняется 5-7 раз.
4. Комплекс подбирается, примерно на 1 месяц. В комплекс входит 5 упражнений (2-3 статических, 2-3 динамических).
5. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, т. к. ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как дети освоят артикуляционную позу зеркало можно убрать. Полезно задавать вопросы: Что делают губы? Что делает язык? Где он находится?
6. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и правильно, иначе занятия не имеют смысла.
7. Знакомство с артикуляционным упражнением желательно начинать с небольшой сюжетной зарисовки. Затем предлагаем детям выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). После этого педагог показывает картинку, изображающую это упражнение и называет его. Дети выполняют новое упражнение ещё раз, но уже по картинке.
8. Обязательно отрабатывать артикуляционные упражнения индивидуально с детьми, у которых не получается выполнять упражнения.
«Сказка о веселом язычке»
Язык в ротике живет.
Никогда не устает.
Очень любит чистоту
В домике своем, во рту.
Чисто моет зубы – двери («Чистим зубки»)
Двери шире открывает
Свежий воздух он впускает («Окошко»)
Любит язычок зарядкой заниматься.
Ловко сделал мостик
Вниз запрятал хвостик («Горочка»)
Язычок чуть-чуть устал
Он спокойно полежал.
Упражнения на свистящие звуки : «Улыбка», «Горочка», «Чищу зубки»
Упражнения на шипящие звуки : «Вкусное варенье», «Хоботок», «Маляр»
Упражнения на сонорные звуки : «Лошадка», «Маляр», «Дятел»
Возрастная группа Звуки Артикуляционные упражнения
младшая группа
(3-4 года) А Кормление птенцов», «Окошко»
У «Дудочка», «Слоник» («Хоботок»)
И «Улыбка», «Заборчик»; «Улыбка» - «Трубочка»
О «Бублик» («Рупор»); «Заборчик»-«Бублик»; «Улыбка»-«Хоботок»
Э «Овальчик»
Б, П «Пошлепаем губами»
М «Сжали губы», «Рыбки разговаривают»
В,Ф «Покусывание и почесывание нижней губы»
С,З,Ц «Улыбка», «Горочка», «Блинчик», «Чищу зубы», «Иголочка»
Средняя группа
(4-5 лет) Для губ «Улыбка», «Трубочка», «Хоботок», «Заборчик»
Ш,Ж,Ч,Щ «Чашечка», «Вкусное варенье», «Грибок», «Гармошка»
Старшая группа
(5-6 лет) Л «Накажу непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Индюк», «Качели»
Р «Маляр», «Барабанщик», «Лошадка», «Ступеньки»
Подготовительная к школе группа
(6-7 лет)
Отработка артикуляционных упражнений по проблемным звукам.