Получи документы

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до

Богданович Татьяна
Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до

УДК 37

Т. С. Богданович

воспитатель I кв. категории

МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»

г. Елизово, Камчатский край, РФ

E-mail : tanechka_bogdanovich76@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Аннотация

Публикация «Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах

Значимость нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста обозначена во ФГОС ДО как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В данной статье представлен педагогический опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Расширена модель патриотического воспитания дошкольников. Представлены качественные и количественные данные о динамике развития нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Ключевые слова:

нравственно-патриотическое воспитание, дошкольный возраст, патриотизм.

На современном этапе развития общества идея нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения является крайне актуальной и приобретает все большее общественное значение, становясь задачей государственной важности.

В содержании ФГОС ДО также отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. А в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» утвержденной Правительством РФ от 29.05.2015г, приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

В условиях обширной информатизации общества, через, всем доступные, средства массовой информации, телевидение, Интернет и пр., происходит глобальное отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений, что, на сегодняшний день, стало одной из серьезнейших проблем воспитания детей. Повсеместное насаждение западно-культурных традиций и ценностей путем вытеснения традиций нашей собственной славянской культуры способствует постепенной, но довольно стремительной и системной деморализации как отдельных личностей, так и общества в целом.

Согласно исследованиям Л. И. Божович, В. Г. Мухиной, формирование патриотических чувств определено возрастными характеристиками дошкольников : большая познавательная активность, впечатлительность, эмоциональная открытость, подражательность, доверчивость, из чего следует, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для нравственно-патриотического воспитания детей. Именно в дошкольном детстве зарождаются нравственно-патриотические чувства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Формируется данные чувства в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви и уважения к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране, традициям, культуре и людям, которые ее населяют. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие механизмов социальной адаптации в обществе, эмоциональной и волевой сфер, начинается процесс осознания себя в окружающем мире и национально-культурной самоидентификации.

Учитывая, выше изложенное, необходимо отметить, что на сегодняшний день, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, традиции, ценности.

Тема патриотического воспитания детей дошкольного возраста не является новой. В разное время к ней обращались такие педагоги и ученые, как Я. А. Коменский, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Е. Е. Казаева, Л. Л. Кондрыкинская, Т. Н. Антонова, Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова, В. Г. Нечаева, Н. А. Виноградова и многие другие.

В основе концепции патриотического воспитания детей дошкольного возраста лежат идеи отечественных педагогов: идеи народности К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и гражданственности Н. К. Крупской, а также идеи патриотизма, интернационализма В. И. Вернадского, Д. С. Лихачева.

Также к проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста обращались современные исследователи, такие как Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, О. А. Князева, М. В. Крулехт, М. И. Богомолова, Л. И. Беляева, Э. К. Суслова, Н. В. Мельникова, Е. И. Корнеева, Л. Е. Никонова и др.

Значимость нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста обозначена во ФГОС ДО как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Однако, Р. И. Жуковская, З. Г. Нечаева, Т. А. Маркова считают, что процесс воспитания любви к Родине не может просто сводиться к накоплению определенных знаний, гораздо важнее, чтобы у детей возникли эмоции и чувства, которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма [5, с. 347].

В словаре русского языка С. И. Ожегова, можно найти следующее толкование понятия «патриотизм» – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины, а «патриотом» является человек, одушевленный патриотизмом; человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь [3, с. 496].

В Кратком словаре по философии «патриотизм» определяется как принцип, обозначающий любовь к Отечеству, готовность служить интересам своей Родины [2, с. 356].

Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей [1, с. 18].

Важно отметить, что патриотизм, применительно к дошкольному возрасту, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо окружающего мира: людей, природы, а также наличие у детей таких важных нравственных качеств как : сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, в широком смысле, ставит своей целью – пробудить у детей интерес к окружающему миру, уважение к традициям и членам своей семьи, любовь к Родине и ее культурно-историческому наследию.

Большинство исследователей указывает на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Они затрагивают лишь отдельные аспекты проблемы.

В системе дошкольного образования существует общепринятая модель нравственно-патриотического воспитания, которая включает в себя, поэтапное и соответствующее возрасту, ознакомление с окружающим миром по следующим блокам: семья – детский сад – родной город – родная страна – наша армия.

В процессе теоретико-практической деятельности над проблемой формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современных условиях развития общества, мы пришли к выводу о необходимости расширения представленной ранее модели нравственно-патриотического воспитания.

Таким образом, модель нравственно-патриотического воспитания дошкольников, в нашем представлении, имеет следующие составляющие: представления о своей семье – представления о своем городе – представления о своем крае – представления о своей стране – представления о русских народных традициях и быте русского народа – представления о русской армии.

Каждый из представленных компонентов данной модели нравственно-патриотического воспитания дошкольников, состоит из ряда критериев, включающих в себя конкретные представления детей об окружающем мире в рамках той или иной тематики.

С учетом представленной модели, в нашей группе осуществляется планомерная, систематическая работа по формированию нравственно-патриотических чувств наших воспитанников. Материал и формы организации работы мы подбираем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы. Одной из наиболее предпочитаемых нами форм работы является проектная деятельность.

Важно отметить, что помимо общих представлений о своей Родине, мы уделяем особое внимание формированию у своих воспитанников эмоциональной отзывчивости, чуткости к явлениям социальной действительности, эмоционально-положительного отношения к ним. Для этих целей, мы активно привлекаем в процесс патриотического воспитания семьи воспитанников, организуем проекты, досуговые и творческие мероприятия, участвуем в социальных, патриотических и психологических акциях. Это способствует более эффективному формированию высших нравственных чувств у детей.

Работу по нравственно-патриотическому воспитанию со своими воспитанниками мы осуществляем с первой младшей группы. И итогом данной работы на разных возрастных этапах являются успешно реализованные проекты : «Русские народные промыслы», «Обычаи, обряды и традиции русского народа», «Природа и животный мир Камчатки», «Мини-музей в группе», «Центр патриотического воспитания» и др.

В первой и второй младшей группе, в качестве инструментов по нравственно-патриотическому воспитанию, мы используем в большом количестве русский народный фольклор (песни, потешки, заклички, русские народные сказки, с применением разных видов театральной атрибутики (пальчиковый, перчаточный, теневой театр, а также русские народные костюмы).

Воспитывая нравственно-патриотические чувства детей, мы не могли не обратить внимания на семью. Семья – это первый институт развития и воспитания ребенка и важная часть жизни каждого человека, поэтому в свой календарь праздников мы обязательно вводим «День матери», «День семьи», «День пожилого человека», 8 марта, 23 февраля). Мы наладили активное сотрудничество с родителями (законными представителями) наших воспитанников по нравственно-патриотическому направлению, в том числе в рамках проектной деятельности.

Ещё одной важной нишей нравственно-патриотического воспитания дошкольников в раннем возрасте, мы считаем использование русской народной игрушки: филимоновской, дымковской, дергунчиков, матрешек, кукол-мотанок и т. п.

Постепенно наши методы и приёмы по нравственно-патриотическому воспитанию усложняются. Русского народного фольклора всё так же в достаточном количестве, но вводится ещё большой блок произведений поэтов и писателей России. Мы всё также продолжаем проводить театрализованные игры для детей, но усложняем задачи, вводя театрализацию с непосредственным участием детей группы.

Чтобы вызывать у детей стойкий интерес и уважение к Родине, обычаям, традициям, к народной игрушке с оригинальными орнаментами, нами были изготовлены два альбома «Народные промыслы» и «Обычаи, обряды и традиции русского народа».

Для закрепления полученных знаний дети могут поиграть с игрушками из мини-музея или поработать с альбомами.

К среднему дошкольному возрасту, результаты работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников систематизированы и оформлены нами в «Центр патриотического воспитания», который включает в себя 3 больших блока:

- 1 блок: «Наша Родина – Россия! Край родной – Камчатка!»;

- 2 блок: Фотовыставка «Я помню, я горжусь!»;

- 3 блок: Мини - музей «Народные промыслы России и Камчатки».

Первый блок содержит материалы, связанные с Россией и с родным краем – Камчаткой. Стенды «Наша Родина – Россия» и «край родной Камчатка», в том числе, оформлены фотографиями и картинками с изображением памятников и памятных мест, как родного края, так и столицы нашей Родины Москвы, стенды обновляются один раз в 2 месяца.

Второй блок центра патриотического воспитания в нашей группе представлен фотовыставкой «Я помню, я горжусь!». В фотовыставке размещены фотографии, которые принесли наши воспитанники. Использование фотографий прадедушек наших воспитанников, воевавших в Великой Отечественной войне, способствует более глубокому эмоциональному отклику со стороны детей и их семей. Фотовыставка является опорой для проведения бесед и акций по патриотическому воспитанию. В средней группе для воспитанников нами была проведена акция «Журавли нашей памяти», приуроченная к дню полного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года. Совместно с детьми мы изготовили белых журавлей как символ памяти о всех тех, кто погиб в блокадном Ленинграде.

Третьим блоком центра патриотического воспитания является мини-музей. Мини-музей стал не только частью патриотического воспитания, но является частью образовательного пространства группы, он связан с системой занятий, с самостоятельной деятельностью, с театрализованной деятельностью. Наш мини-музей очень насыщен разнообразным выставочным материалом, который активно используется в организации игр и мероприятий. В музее представлены различные варианты филимоновской и дымковской игрушки, матрешек в разной росписи, русские народные, региональные костюмы и атрибуты, различные предметы быта русского крестьянина и многое другое. Мини-музей притягивает к себе детей и провоцирует их на познавательную, исследовательскую, продуктивную деятельность.

Довольно сложно объяснить детям, как жили люди ещё каких-то 100 лет назад. Как объяснить ребёнку, что такое русская печь, мельница или колодец? Сейчас крайне редко можно встретить данные объекты. Но в нашей группе дети могут увидеть и мельницу, и колодец, и русскую печь в миниатюре, подержать их в руках, и даже поиграть с ними. Одним из последних наших изобретений является «Чемодан – русская изба». В этом чемодане продемонстрирован быт русского народа, особенности убранства избы и размещения предметов их быта.

В свой мини-музей мы также включили русский народный костюм: сарафаны с кокошниками и косоворотки. Национальная одежда – важная часть традиционной культуры, отражение многовековой жизни народов нашей Родины, их обычаев и традиций. В своей работе мы активно используем народный костюм, например, в театрализации. Костюм как элемент сценического образа способен создать особую цветовую гамму, формировать стилистику и общую атмосферу спектакля. Костюмы также незаменимы во время русских народных праздников, гуляний, таких как коляда и масленица. С помощью костюмов, платков, накидок, а также атрибутов деревянных ложек, балалаек, бубнов праздник получается по настоящему насыщенным, ярким. На детей это производит неизгладимое впечатление.

Именно через праздники лучше всего отражаются традиции каждого народа, то во что верят люди, чем гордятся и восхищаются. Это также один из путей который мы выбрали для того чтобы прививать любовь к Родине и воздействовать на нравственно-патриотические чувства наших воспитанников.

Для исследования развития представлений наших воспитанников о патриотизме, нам была необходима конкретная система мониторинга. На основании представленной модели, нами была составлена карта мониторинга нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Мониторинг используется с целью оценки качества организации воспитательной работы с воспитанниками в нравственно-патриотическом направлении. Оценка качества воспитательной работы достигается путем использования критериев развития представлений детей различных возрастных групп дошкольного возраста, по представленным в модели тематикам, и уровневым подходом к оценке достижений детей по принципу: чем выше балл, тем качественнее организована воспитательная работа по формированию нравственно-патриотического воспитания в группе детей.

Итак, карта мониторинга включает в себя следующие составляющие: представления о своей семье – представления о своем городе – представления о своем крае – представления о своей стране – представления о русских народных традициях и быте русского народа – представления о русской армии.

Мониторинг осуществляется 2 раза в год (начало и конец учебного года).

Общие результаты мониторинга нравственно-патриотического воспитания в средней группе показали, что на начало 2021-22 учебного года 69% детей имели низкий уровень, 31% детей средний и 0% высокий уровень.

К концу учебного года диагностические срезы показали, что высокий уровень нравственно-патриотического воспитания был выявлен у 8% воспитанников, средний уровень у 73% и низкий уровень у 19 % детей (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика нравственно-патриотического воспитания в средней группе

Исследование представлений дошкольников по указанным ранее направлениям (представления о своей семье – представления о своем городе – представления о своем крае – представления о своей стране – представления о русских народных традициях и быте русского народа – представления о русской армии) на начало и конец года представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика представлений дошкольников о патриотизме

Таким образом, анализ результатов мониторинга нравственно - патриотического воспитания воспитанников группы показывает :

- значительно возрос уровень нравственно - патриотических представлений у дошкольников о семье, городе, крае, стране, традициях и обычаях русского народа, русской армии;

- в процессе организации патриотических, экологических, социально-психологических акций и мероприятий, дети стали более активными и заинтересованными: они с интересом слушают рассказы о Родине, о событиях Великой Отечественной войны, делятся друг с другом своим опытом взаимодействия с людьми военных профессий, с гордостью рассказывают о своих родных военнослужащих, с энтузиазмом привлекают своих родителей в участие в акциях детского сада, задают много дополнительных интересующих их вопросов и пр. ;

- проявляют эмоциональную отзывчивость, чуткость к явлениям социальной действительности, эмоционально-положительного отношения к ним;

- с удовольствием рассказывают о членах своих семей, о семейных «традициях», проявляют любовь и уважение к родителям, бабушкам, дедушкам, родному дому, семье;

- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;

- проявляют эмоциональную отзывчивость к состоянию окружающих людей, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;

- проявляют активный познавательный интерес к предметному и социальному миру, имеют представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опираются на нравственные представления, адекватно реагируют на критику поведения со стороны окружающих.

Список использованной литературы:

1. Кочеткова, Т. Ю. Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям / Т. Ю. Кочеткова [Текст] // Вопросы психологии. – 2001. – № 8. – С. 17-20.

2. Краткий словарь по философии под общ. ред. Блауберг, И. В., Копнин, П. В., Пантин, И. К. [Текст] – М. : Политиздат 1970

3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополн. [Текст] – М. : ООО «А ТЕМП», 2010. – 874 с.

4. От рождения до школы : пример. образоват. программа дошкол. образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-еизд. [Текст] – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 352 с.

5. Ясева, Н. Ю. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / Н. Ю. Ясева [Текст] // Вектор науки ТГУ. – 2011. – 3(6). – С. 346-348.

© Т. С. Богданович, 2022

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения - ПДД, составляет значительную часть рассмотрения темы,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС  .

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольниковВзаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольников Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до
Опубликовано: 5 января 2023 в 11:42
+313Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 97.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД