Папки-передвижки

Сущность дифференцированного подхода в воспитании

Александр Владимирович Гришин
Сущность дифференцированного подхода в воспитании
▼ Скачать + Заказать документы

Дифференцированный подход заключается в работе с группами учащихся,

созданными по самым разнообразным признакам: девочками и мальчиками, активом и пассивом, одаренными и слабоуспевающими учащимися, детьми с отклоняющимся поведением, детьми с отклонениями в физическом и психическом развитии, детьми с ослабленным здоровьем, детьми из неблагополучных семей и др. Это может быть работа, специально организованная с ними: беседа с малой группой, чтение книг и статей, посещение театра или музея, прогулка, «девичник» или «мальчишник» и т. д.

Публикация «Сущность дифференцированного подхода в воспитании» размещена в разделах

Дифференциация – это целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществе детей как его структурные (классы, кружки) или неформальные объединения (дружеские компании) или выделяются педагогом по сходным качествам, характеристикам (возраст, интересы, уровень воспитанности, уровень развития способностей, социометрический статус и др.). Предназначение дифференцированного подхода – создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка.

Дифференциация воспитательного процесса предполагает:

• изучение учащихся;

• выделение общих, типичных черт, характерных для данной группы учащихся;

• определение на этой основе стратегии (задач, принципов) и тактики (методов, средств воспитания) педагогического взаимодействия с данной группой.

Каждая личность обладает уникальным сочетанием индивидуальных свойств. В связи с этим, дифференцированный подход в воспитании осуществляется вместе с индивидуальным.

Индивидуализация воспитательного процесса – это учет и развитие

в процессе воспитания индивидуально-личностных особенностей учащихся (направленности, интересов, способностей, эмоциональности,

темперамента, произвольности и др.). Осуществление индивидуального подхода необходимо для всестороннего развития положительных

качеств личности и предупреждения или коррекции отрицательных

качеств. Воспитательное воздействие всегда опосредуется личностью

ученика. Оно эффективно, если адекватно конкретной ситуации: индивидуально-личностным особенностям ученика, причине того или

иного поступка, особенностям отношений ученика с педагогом и другими детьми. Развитие индивидуальности ученика осуществляется посредством включения его в разнообразные виды классной, школьной и

внешкольной деятельности с учетом индивидуальных особенностей.

Типологические особенности младших школьников как критерии выделения условных групп учащихся в воспитательном процессе. Рассмотрим особенности учащихся, в соответствии с которыми осуществляется дифференцированный подход к процессу воспитания.

Прежде всего учителю необходимо знать и учитывать физические

особенности учащихся: состояние здоровья, возможные осложнения

после болезни или различных травм, которые могут отрицательно влиять на самочувствие, успеваемость, восприимчивость к требованиям,

социальную активность учащихся.

Психические качества сложнее учитывать. Тем не менее, каждый

учитель должен знать, что одни ученики воспринимают, запоминают,

осмысливают информацию зрительно, другие – на слух, третьи – когда

сами напишут, нарисуют, начертят, выполнят самостоятельно практическую работу. Зная эти особенности, учитель использует те источники информации и те формы и методы воспитания, которые доступны каждому ученику.

Психомоторика неодинаково развита даже у школьников одного возраста, тем более в разных возрастных группах. Одни ученики малоподвижны, но, возможно, у них хорошо развиты память и мышление как компенсаторы малоподвижности организма. Другие с трудом воспроизводят изученный материал, затрудняются в выполнении мыслительных операций, но они оперативно, легко выполняют практические действия в процессе трудовой деятельности. Эти особенности следует учитывать при организации воспитывающей деятельности, в профориентационной работе с учащимися.

Темперамент учащихся – врожденное качество, которое учитывается в любых случаях воспитания. Например, учитель ставит перед классом вопрос, а сам смотрит в журнал и вслух произносит: «Кого же мне спросить?». Пауза делается для того, чтобы дать возможность ученикам-меланхоликам продумать ответ. За это мгновение холерик уже забыл вопрос и опустил руку. Темперамент учитывается при выборе увлечений, дополнительных занятий, сферы труда и профессии. Там, где нужна оперативность, лучше подойдет холерик, а флегматик будет полезен на тех трудовых операциях, где нужны обдуманные, неторопливые и замедленные действия.

Темперамент определяет выносливость (проявляется в условиях

эмоциональной и интеллектуальной нагрузки, подвижность (активность – пассивность) и уравновешенность человека. Темперамент так или иначе сказывается на формировании психического облика человека. Интересы, склонности и способности отличаются как по содержанию, так и по уровню их проявления. У одних нет устойчивого интереса ни к чему, у других – ко всему, у третьих – к отдельным предметам и видам деятельности. Поэтому педагог должен создавать условия для занятий в кружках и факультативах, что позволит каждому ученику понять и развивать свои интересы и способности, а впоследствии – выбрать профессию по призванию.

Публикации по теме:

Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода Слайд 1 На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст.

Конспект НОД «День чистоты» для детей старшей группы с применением деятельностного подхода Конспект НОД «День чистоты» для детей старшей группы с применением деятельностного подхода и создания проблемной ситуации. Составила: Белякова.

Конспект ОД «Моя семья» с применением системно-деятельностного подхода Задачи: Образовательные: Познакомить детей с писателем Марком Шварцем. Побуждать детей понимать смысл литературного текста. Закреплять.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Пособие «Волшебные сундучки» — личная территория ребёнка и элемент индивидуального подходаПособие «Волшебные сундучки» — личная территория ребёнка и элемент индивидуального подхода Приходя в детский сад, ребёнок учится делиться с другими игрушками, договариваться о выборе места игры и самой игры, овладевает навыками.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Роль игры в организации индивидуального подхода в обучении младших школьников РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущность дифференцированного подхода в воспитании
Опубликовано: 2 мая 2024 в 19:58
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сущность дифференцированного подхода в воспитании» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин (УИ 3395430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД