Александр Владимирович Гришин
Сущность дифференцированного подхода в воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференцированный подход заключается в работе с группами учащихся,
созданными по самым разнообразным признакам: девочками и мальчиками, активом и пассивом, одаренными и слабоуспевающими учащимися, детьми с отклоняющимся поведением, детьми с отклонениями в физическом и психическом развитии, детьми с ослабленным здоровьем, детьми из неблагополучных семей и др. Это может быть работа, специально организованная с ними: беседа с малой группой, чтение книг и статей, посещение театра или музея, прогулка, «девичник» или «мальчишник» и т. д.
Публикация «Сущность дифференцированного подхода в воспитании» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Дифференциация – это целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществе детей как его структурные (классы, кружки) или неформальные объединения (дружеские компании) или выделяются педагогом по сходным качествам, характеристикам (возраст, интересы, уровень воспитанности, уровень развития способностей, социометрический статус и др.). Предназначение дифференцированного подхода – создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка.
Дифференциация воспитательного процесса предполагает:
• изучение учащихся;
• выделение общих, типичных черт, характерных для данной группы учащихся;
• определение на этой основе стратегии (задач, принципов) и тактики (методов, средств воспитания) педагогического взаимодействия с данной группой.
Каждая личность обладает уникальным сочетанием индивидуальных свойств. В связи с этим, дифференцированный подход в воспитании осуществляется вместе с индивидуальным.
Индивидуализация воспитательного процесса – это учет и развитие
в процессе воспитания индивидуально-личностных особенностей учащихся (направленности, интересов, способностей, эмоциональности,
темперамента, произвольности и др.). Осуществление индивидуального подхода необходимо для всестороннего развития положительных
качеств личности и предупреждения или коррекции отрицательных
качеств. Воспитательное воздействие всегда опосредуется личностью
ученика. Оно эффективно, если адекватно конкретной ситуации: индивидуально-личностным особенностям ученика, причине того или
иного поступка, особенностям отношений ученика с педагогом и другими детьми. Развитие индивидуальности ученика осуществляется посредством включения его в разнообразные виды классной, школьной и
внешкольной деятельности с учетом индивидуальных особенностей.
Типологические особенности младших школьников как критерии выделения условных групп учащихся в воспитательном процессе. Рассмотрим особенности учащихся, в соответствии с которыми осуществляется дифференцированный подход к процессу воспитания.
Прежде всего учителю необходимо знать и учитывать физические
особенности учащихся: состояние здоровья, возможные осложнения
после болезни или различных травм, которые могут отрицательно влиять на самочувствие, успеваемость, восприимчивость к требованиям,
социальную активность учащихся.
Психические качества сложнее учитывать. Тем не менее, каждый
учитель должен знать, что одни ученики воспринимают, запоминают,
осмысливают информацию зрительно, другие – на слух, третьи – когда
сами напишут, нарисуют, начертят, выполнят самостоятельно практическую работу. Зная эти особенности, учитель использует те источники информации и те формы и методы воспитания, которые доступны каждому ученику.
Психомоторика неодинаково развита даже у школьников одного возраста, тем более в разных возрастных группах. Одни ученики малоподвижны, но, возможно, у них хорошо развиты память и мышление как компенсаторы малоподвижности организма. Другие с трудом воспроизводят изученный материал, затрудняются в выполнении мыслительных операций, но они оперативно, легко выполняют практические действия в процессе трудовой деятельности. Эти особенности следует учитывать при организации воспитывающей деятельности, в профориентационной работе с учащимися.
Темперамент учащихся – врожденное качество, которое учитывается в любых случаях воспитания. Например, учитель ставит перед классом вопрос, а сам смотрит в журнал и вслух произносит: «Кого же мне спросить?». Пауза делается для того, чтобы дать возможность ученикам-меланхоликам продумать ответ. За это мгновение холерик уже забыл вопрос и опустил руку. Темперамент учитывается при выборе увлечений, дополнительных занятий, сферы труда и профессии. Там, где нужна оперативность, лучше подойдет холерик, а флегматик будет полезен на тех трудовых операциях, где нужны обдуманные, неторопливые и замедленные действия.
Темперамент определяет выносливость (проявляется в условиях
эмоциональной и интеллектуальной нагрузки, подвижность (активность – пассивность) и уравновешенность человека. Темперамент так или иначе сказывается на формировании психического облика человека. Интересы, склонности и способности отличаются как по содержанию, так и по уровню их проявления. У одних нет устойчивого интереса ни к чему, у других – ко всему, у третьих – к отдельным предметам и видам деятельности. Поэтому педагог должен создавать условия для занятий в кружках и факультативах, что позволит каждому ученику понять и развивать свои интересы и способности, а впоследствии – выбрать профессию по призванию.