МААМ-картинки

Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» (3 фото)

Людмила Воробьева
Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Публикация «Консультация для родителей „Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Закаливание является важным звеном в системе физического воспитания детей, так как обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию внешней среды. Внешняя среда не стабильна, она меняется не только в естественных, но и в специально организованных условиях. Изменения во внешней среде вызывают нарушения в привычной системе физиологических функций организма ребенка и ставят перед ним задачу быстрого приспособления, адаптации к этим условиям.

С понятием закаливания связывают обычно реакцию приспособления организма к охлаждающему воздействию внешних факторов с целью сохранить постоянной температуру внутренней среды. Это постоянство достигается равновесием между теплообразованием и теплоотдачей. Теплообразование осуществляется за счет постоянно протекающих в организме сложных химических реакций обмена веществ. В состоянии покоя теплообразование минимальное, при физической работе оно возрастает. У детей уровень теплообразования выше, чем у взрослых. Теплоотдача осуществляется поверхностью кожи и слизистых.

Поскольку температура кожи относительно постоянна, интенсивность потери тепла организмом человека главным образом зависит от изменения внешних условий – температуры, влажности, скорости движения воздуха. Теплоотдача – это физический путь теплорегуляции, осуществляющийся рефлекторно.

У дошкольников в силу ряда обстоятельств теплопотери выше, чем у взрослых. Кожные покровы детей в следствии морфологических особенностей строения обладают меньшими, чем у взрослых, теплоизоляционными свойствами. Кожа ребенка богато снабжена широко разветвленной сетью капилляров, поэтому имеет более высокую температуру нагрева. Она отличается большей влажностью. Наконец, относительная поверхность кожи у детей больше, чем у взрослых. Все это обуславливает более высокие теплопотери у детей. Это обстоятельство, а также недостаточная функциональная готовность сложного теплорегуляционного аппарата к обеспечению состояния теплового комфорта в системе взаимодействия с внешней средой обуславливают большую чувствительность детей к охлаждению.

На охлаждение организм отвечает сложной реакцией, в которую вовлекаются многие системы, в том числе и сердечно-сосудистая. Вначале происходит рефлекторное сужение (спазм) кровеносных сосудов кожи – она бледнеет, затем расширение – она розовеет, а в дальнейшем реакция будет различной у закаленных и незакаленных.

Фото «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»

Под влиянием закаливания сосудистая реакция характеризуется постоянной пульсацией, т. е. попеременным расширением и сужением сосудов, при этом кровоснабжение, а следовательно, и питание тканей не нарушается, они функционируют нормально. У незакаленных детей после спазма и последующего расширения сосудов не происходит сужения и тем более пульсации, кровь застаивается в капиллярной сети (мраморная кожа, питание тканей ухудшается и их функции резко ослабевают. Если незакаленный ребенок выпил холодную воду, съел мороженое, промочил ноги, пробежал по холодному полу босиком, у него рефлекторно нарушается кровоснабжение слизистой оболочки носа и глоточного кольца, и она теряет функцию барьера (защиты) как от собственной микрофлоры, так и от микробной загрязненности воздуха. Охлаждение, ослабляя защитные функции организма, провоцирует возникновение заболевания.

Отсюда понятно значение тренировки теплорегуляции путем закаливания особенно в дошкольном возрасте, когда наблюдается высокая пластичность всех функциональных систем организма.

Эффект закаливания зависит от правильности его осуществления и четкого соблюдения следующих правил.

1. Систематичность закаливания. В ее основе лежит условно-рефлекторный характер ответных сосудистых реакций. Повторные и регулярные закаливающие воздействия приводят к образованию стойких рефлексов, при их прекращении условные реакции угасают. У детей дошкольного возраста они исчезают очень быстро, через 5-7 дней. А перерывы более 10 дней снимают полностью эффект закаливания. Поэтому начинают закаливание в теплое время года, когда под влиянием длительного пребывания на воздухе в облегченной одежде у детей стихийно тренируются защитные силы организма, и продолжают его в течение всего года без перерывов, не прекращая даже в случаях нетяжелых заболеваний детей и в период выздоровления.

В холодное время года также не следует отменять закаливающие процедуры. В эти сезоны целесообразно варьировать назначения, заменяя более сложную в организационном плане и более продолжительную по времени процедуру менее трудоемкой.

2. Постепенное увеличение силы воздействия. Тренировка приспособительных механизмов происходит в тех случаях, когда перед организмом ставится новая задача. Большое значение имеет постепенное увеличение силы закаливающего фактора. Это достигается разными путями - снижением температуры воды, либо увеличением площади, на которую она воздействует, или, наконец, удлинением экспозиции. В любом случае необходимо обеспечить постепенность перехода к более сильным раздражителям и обязательно контролировать реакцию детей на новый раздражитель.

Каждая новая процедура в начале применения должна вызвать вегетативные сдвиги в виде кратковременного учащения пульса, увеличения глубины и частоты дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном увеличении силы воздействующего фактора. Напротив, наличие таких симптомов, как дрожание, «гусиная кожа», побледнение кожных покровов, является показателем чрезмерного увеличения силы раздражителя. В первом случае не будет должного эффекта тренировки, во втором – состоянии теплого дискомфорта может привести к заболеванию.

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей. Терморегуляционные механизмы имеют свои особенности в зависимости от возраста, состояния здоровья, индивидуальных возможностей и уровня закаленности ребенка. Положительный эффект закаливания может быть получен только в случае, если на фоне общих приемов, разработанных для возрастных групп, будет осуществляться принцип индивидуализации в отношении ослабленных, часто болеющих, имеющих хронические заболевания, здоровых, но не закаленных детей. Необходимость закаливания для них очевидна. Основная методическая тактика сводится к применению более щадящих воздействий и более осторожному и постепенному увеличению силы тренирующего фактора.

4. Проведение закаливания на фоне оптимального теплового состояния ребенка. Известно, что эффект тренировки функции теплорегуляции может быть достигнут при периодических воздействиях раздражающего агента, а длительное напряжение функции приводит к ее истощению.

Если ребенку холодно, у него имеется защитная сосудистая реакция, выработать должный ответ на закаливающее воздействие не удается. Если же жарко, происходит усиленное потоотделение, и в этом случае даже умеренное закаливающее воздействие может привести к переохлаждению организма, так как по мере увеличения влажности существенно возрастает теплопроводность кожи. Таким образом, оптимальная ответная реакция теплорегуляции возникает только при условии теплового комфорта.

5. Закаливающие мероприятия должны проводиться на фоне положительной эмоциональной настроенности ребенка, так как при этом легче и быстрее формируются условные связи. В случае негативного отношения ребенка к закаливанию процедуру следует перенести или заменить другой.

6. Эффект устойчивости к холоду проявляется на тех участках, которые подвергались его воздействию. Закаливание стоп не вызывает устойчивости к охлаждению туловища, и наоборот. Поэтому закаливающие воздействия необходимо комбинировать и адресовать попеременно разным участкам тела, чередуя общие и местные, направленные на более чувствительные области (стопу, носоглотку).

7. Формирование устойчивости носит специфический характер, т. е. она вырабатывается именно на конкретный факт или сочетания агентов, воздействию которых подвергался организм. Это значит, что воздействия нужно видоизменять по силе – слабые, средние, сильные, по продолжительности – быстрые, средние и замедленные, по характеру применения – только холодная нагрузка или в сочетании с физическими нагрузками.

8. После выраженных физических, эмоционально-психических нагрузок, необходимо уменьшить степень охлаждающего воздействия.

При отступлении от перечисленных условий и правил в лучшем случае ожидаемого результата не будет, в худшем – может быть спровоцировано заболевание.

Закаливание предполагает не только закаливающие процедуры, а целый комплекс мероприятий, осуществляемый в повседневной жизни. Это соблюдение воздушного режима, регулярное проветривание помещений, поддержание температуры воздуха в пределах нормы. Сюда входит и одежда детей, обеспечивающая тепловой комфорт. Легкое платье с короткими рукавами и носки как постоянная одежда допустимы при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов. При более низких температурах (18-22 градусов) дети младшего дошкольного возраста должны быть в колготах, старшего – в носочках или в гольфах. Проведение физкультурных занятий в спортивной форме при температуре воздуха 17-18 градусов, общие воздушные ванны длительностью 3-5 минут (во время переодевания ко сну) – вот каждодневное закаливание воздухом. Его эффективно дополняют обязательные прогулки в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность. К ним следует еще добавить физкультурные занятия на воздухе.

Закаливающий эффект дают ежедневные водные процедуры, если приучены по утрам мыть руки до локтя, уши, шею, верхнюю часть груди, а перед ночным сном умываться, мыть ноги или лучше принимать душ.

Консультация для родителей - фото
Публикации по теме:

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для родителей «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста» Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Капризы и упрямства у детей дошкольного возраста» Упрямство и капризы у детей очень частое явление. Иногда встречаются жалобы родителей только на упрямство, иногда – только на капризы, а.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Консультация для родителей «Лето — лучшее время для закаливания»Консультация для родителей «Лето — лучшее время для закаливания» 24 июня. Фестиваль закаливания на МААМ. Лето самое выгодное время года, для закаливания. И естественные природные факторы: воздух, солнце.

Консультация для родителей «Как многому мы учимся у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Как многому мы учимся у детей дошкольного возраста» Дети дошкольного возраста – это наши «маленькие учителя». Они всегда находятся рядом с взрослыми, и каждого из нас превращают в учителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 января 2021 в 13:07
+598Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 236.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД