Приложение МААМ

Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

юлия кузнецова
Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Публикация «Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Речевое дыхание отличается от неречевого (физиологического) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через нос и рот, следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически.

Правильное речевое дыхание обеспечивает :

• нормальное функционирование голосового аппарата

• предохраняет голосовой аппарат от переутомления

способствует сохранению плавности речи

способствует правильному использованию интонационных средств выразительности

способствует правильному соблюдению пауз.

Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний.

Неправильное речевое дыхание нередко является :

• причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе)

• позднего или неправильного усвоения некоторых звуков

• ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз

• в некоторых случаях ускорения темпа речи

• неправильного использования интонационных средств выразительности

• нечёткого произношения слов (проглатывания окончаний).

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объём дыхательного аппарата, что достигается путём тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз, сочетающейся с соответствующими движениями.

Требования к выполнению речевых упражнений :

перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение: воздух в помещении должен быть средней влажности

• одежда не должна стеснять движений

• не рекомендуется выполнять речевые упражнения после приёма пищи

• упражнения выполняются сидя, стоя или лёжа

• необходим контроль воспитателя за правильным выполнением упражнений (детям надо обязательно объяснить, зачем нужно научиться дышать гармонично – полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делать осмысленные паузы)

речевые упражнения необходимо ограничивать по времени: от 30 секунд до 1,5 минут, так как они быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение

• обязательно чередовать выполнение речевых упражнений с другими упражнениями

• лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребёнка является уравновешенным и ребёнок не утомлён.

Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для чёткого его выполнения всеми детьми группы.

Речевые упражнения следует проводить:

- во время физкультурно-оздоровительной гимнастики

- во время занятий, включая их организующий момент или в физкультминутку

- после дневного сна

- в свободной деятельности детей.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого нужно уже на ранних этапах речевого развития проводить подготовительную работу, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух.

Параметрами правильного ротового выдоха являются:

• выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»

• выдох происходит плавно, а не толчками

• во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щёки

• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выход воздуха через нос; если ребёнок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух

выдыхать следует, пока не закончится воздух

• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При выполнении речевых упражнений с детьми можно использовать различные предметы.

Цель упражнений: развитие длительного плавного ротового выдоха и вдоха; вдох и выдох через нос и рот; активизация губных мышц.

Упражнения для детей младшего и среднего возраста.

1. «Звуки вокруг нас»

Ход игры: В мире вокруг нас много разных звуков. Как плачет малыш? «а-а-а!» А как вздыхает медвежонок, когда у него болит зуб? «о-о-о!» Самолёт в небе гудит? «у-у-у!» А как пароход на реке гудит? «ы-ы-ы!»

2. «Пузырь»

Ход игры: Дети стоят тесным кругом, имитируя ненадутый пузырь. Затем, отходят назад, растягивая круг и приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук ф и подражают выходящему воздуху.

3. «Пускание корабликов»

Оборудование: кораблики, таз с водой, значки с названием городов.

Ход игры: Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, как бы произнося звук ф. Но вдруг налетает порывистый ветер «П-п-п…» - дует ребёнок.

4. «Ныряльщики»

Ход игры: Дети разводят руки в стороны, делая вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду», делают выдох носом.

5. «Насос»

Ход игры: «Хотите покататься на велосипедах, но надо накачать воздух в шины. Воздух выходит из насоса и сердито свистит с-с-с. Накачали и поехали, но вдруг шина сдувается и шипит ш-ш-ш».

6. «Снежинки»

Ход игры: Воспитатель: «Снежинки красивые, но ещё и очень тонкие и нежные. Давайте на них подуем. Сначала сомкнём губы, затем тихо дунем на снежинку п-п-п…»

Упражнения для детей старшего дошкольного возраста.

1. «Весёлая метелица»

Оборудование: пластиковая бутылка ёмкостью 0,5 л с отверстием для коктейльной трубочки, заполненная кусочками ёлочной мишуры и пенопласта.

Ход игры: Ребёнок дует в трубочку, но не в полную мощь. Затем предложить подуть сильнее и обратить внимание как перемещаются снежинки.

2. «Шар лопнул»

Ход игры: «Как воздух выходит из лопнувшего шарика ш-ш-ш-ш».

3. «Кто лучше надует шарик?»

Ход игры: Воспитатель показывает детям, как надо надуть шарик: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие шарика. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надутым шариком.

4. «Лес шумит»

Ход игры: Поднять руки вверх и покачивая ими имитировать шум ветра ш-ш-ш.

5. «Песня ветра»

Оборудование: лёгкий колокольчик «песня ветра»

Ход игры: Подвесить колокольчик на уровне лица ребёнка и предложить ему подуть на него. Обратить внимание на то, какой мелодичный звук получается. Затем предложить подуть сильнее – звук стал громче. Выдох должен быть плавным.

6. «Загони мяч в ворота»

Оборудование: самодельные ворота небольшого размера, кусочки ваты, скомканные в шарики.

Ход игры: Дуя на шарик попробовать загнать его в ворота. Данную игру можно проводить между двумя детьми в форме соревнования.

Представленные упражнения являются каплей в списке всех упражнений по артикуляции, но и они помогут педагогам организовать работу по развитию правильного речевого дыхания.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево»Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево» Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное.

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возрастаИгра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала "Волшебный лабиринт", который.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для родителей «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста» Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система.

Мастер-класс изготовления пособия из бросового материала «Синий кит» для развития речевого дыхания у детейМастер-класс изготовления пособия из бросового материала «Синий кит» для развития речевого дыхания у детей У дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается малый объем лёгких, слабая дыхательная мускулатура, слабый вдох и выдох, что ведёт.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Роль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детейРоль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детей Попова Валентина Работа по развитию речевого дыхания очень важна с детьми дошкольниками, особенно с теми, у кого существуют проблемы с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 декабря 2021 в 11:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем юлия кузнецова (УИ 60481) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД