Наталья Черникова
Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная задача дошкольного образования.
Педагоги и родители должны понимать, что, развивая речь детей, нужно в первую очередь научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса и уделять внимание дыхательным упражнениям, направленным на развитие воздушной струи. Известно, что именно воздушная струя является источником образования звуков речи. Она выходит из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Благодаря правильному речевому дыханию происходит обеспечение нормального звукообразования, создаётся база для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Публикация «Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
У детей младшего дошкольного возраста речевое дыхание не совершенно. Малыши не умеют рационально использовать выдох, речь на вдохе, именно это отрицательно влияет на развитие речи детей.
Поэтому мы уделяем этой проблеме большое внимание. Изготавливаем дидактические пособия из подручных материалов и используем их с детьми во время занятий, в индивидуальной работе.
Цель: формирование речевого дыхания посредством дидактических игр и упражнений
Задачи:
-способствовать увеличению объёма дыхания;
-развивать умение выполнять плавный длительный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении;
-активизировать работу мышц губ.
Хотелось бы представить ряд дидактических пособий, имеющихся в группе. Многие из них сделаны на основе потолочной плитки. Это отличный материал, из него легко вырезать нужную форму, на него легко ложится самоклеящаяся плёнка, он лёгкий. Пособия из потолочной плитки удобно хранить. Можно сложить в сундучок или коробки в соответствии с тематикой.
Дидактическое пособие «Бабочка на цветке»
Пособие выполнено из старых CD дисков, которые оформлены с помощью цветной самоклеящейся плёнки в виде цветов. К цветку прикреплена бабочка, сделанная из креповой бумаги, с помощью нитки
Пособие можно использовать, создав игровую ситуацию
«Бабочка села на цветок». Все вместе представляют, что наступило лето, выросли цветы. Ребёнок держит в руках цветок, любуется его красотой, сажает на него бабочку, рассматривает её.
По сигналу воспитателя: «Бабочка вспорхнула и улетела» ребёнок дует на бабочку, сдувает её с цветка.
Упражнение можно проводить, как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Дидактическое пособие «Осеннее дерево»
Пособие в виде осеннего дерева выполнено из потолочной плитки. Для устойчивости внизу сделана крестовина. Листья сделаны из цветной ксероксной бумаги в технике оригами, они подвешены за нитки. С задней стороны узелки, которые образовались при закреплении листьев к дереву, задекорированы с помощью фантиков от конфет. Фантики скручены в виде веера и наклеены на основу.
При использовании пособия можно создать игровую ситуацию «Подул осенний ветерок». Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть листочки на дереве. И представить, что налетел ветерок и подул на листочки. Предложить ребёнку выполнить роль ветерка. Показать, как надо набрать воздух через нос и плавно подуть, направляя воздушную струю на дерево. Ребёнок выполняет упражнение - дует, листочки качаются. Ребёнок испытывает радость.
Дидактическое пособие предназначено для индивидуальной работы с ребёнком.
Дидактическое пособие «Осенние листья»
Листья выполнены из цветной бумаги и сложены в технике оригами. Они нанизаны на длинную нить, которая прикреплена к деревянной палочке. Предварительно палочку обмотала цветной изолентой.
При использовании пособия можно также создать игровую ситуацию «Подул осенний ветерок». Воспитатель побуждает детей поиграть с листочками вместе с ветерком. Интерес к пособию возрастает, так как во время, когда дети дуют на листочки, они начинают кружиться, как бы «танцуя» в воздухе. Остальные дети наблюдают за этим процессом. Потом воспитатель предлагает другому ребёнку подуть или нескольким детям сразу.
Дидактическое пособие «Чашки с горячим чаем»
Пособие выполнено из потолочной плитки и оформлено с помощью цветной самоклеящейся плёнки. Для имитации пара использован цветной шпагат.
При использовании пособия можно создать игровую ситуацию «Чаепитие». Воспитатель приглашает детей в гости и угощает чаем. Каждый ребёнок берёт в руки чашку с блюдцем. Все вместе обращают внимание, что из чашек идёт парок. Делают вывод, что чай горячий. Остужают чай-дуют. Необходимо поднести чашку ко рту, чтобы воздушная струя направлялась на пар, сделанный из шпагата.
Дидактическое пособие «Варежки»
Пособие выполнено из потолочной плитки, оформлено с помощью самоклеящейся плёнки. Снежинка сделана из белой ксероксной бумаги, прикреплена к варежке с помощью нитки.
Используя пособие, можно создать игровую ситуацию
«На варежки упали снежинки».
Все вместе представляют, что во время прогулки на варежки упали снежинки – дети кладут снежинки сверху. Затем воспитатель предлагает сдуть снежинки с варежек.