Лучший педагог года

Особенности социальной работы с неполными семьями

Наталья Кошелева
Особенности социальной работы с неполными семьями

(на примере МБУ кцспсд Первомайского района г. Пензы)

Актуальность исследования обусловлена объективными процессами изменения брачно-семейных отношений в сторону автономизации семьи, что неизбежно влечет за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и одиноких людей, а также обострение социальных проблем неполной семьи, выражающихся в повышении коэффициента иждивенчества, увеличения числа случаев насилия в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Объект дипломной работы – неполные семьи как одна из современных форм семейного жизнеустройства.

Публикация «Особенности социальной работы с неполными семьями» размещена в разделах

Предмет исследования – особенности социальной работы с неполными семьями в МБУ КЦСПСД Первомайского района г. Пензы.

Целью данного исследования является рассмотрение проблем неполной семьи и разработка практических рекомендаций по совершенствованию социальной работы с неполными семьями.

Как уже говорилось, предметом исследования является особенности социальной работы с неполными семьями в МБУ КЦСПСД Первомайского района г. Пензы. Работу с данной категорией семей осуществляет Отделение социальной помощи семьям с несовершеннолетними детьми. Это отделение является структурным подразделением Центра.

Отделение проводит работу по нескольким направлениям:

- выявление семей и подростков, находящихся в социально-опасном положении;

- выявление и устранение источников и причин социальной дезадаптации детей и подростков;

- проведение рейдов по семьям, находящимся в социально- опасном положении и по местам концентрации подростков;

- патронаж семей, состоящих на учете, специалистами Центра;

- совместная работа с дошкольными и школьными образовательными учреждениями по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Рассматривая количество неполных семей, находящихся на учёте в Центре можно говорить о положительной тенденции и об эффективной работе специалистов Центра в этом направлении.

Комплексная поддержка неполных семей включает : трудоустройство родителей, оказание им материальной помощи, оказание помощи в лечении и оздоровлении детей, содействие в оформлении детских пособий, юридическое консультирование семьи и правовую защиту детей, помощь психологов и педагогов и т. д.

На оказание помощи неполным семьям в Центре существуют различные источники средств. К ним относятся:

- бюджетные средства (областной и местный бюджет);

- средства, заработанные Центром

- благотворительная помощь.

Эти средства выражаются в денежной, вещевой и продуктовой форме. Из таблицы видно, что денежная форма помощи за последние 3 года не оказывается вообще. Вещевая форма помощи также стала оказываться меньше, чем в 2010 году, а продуктовая форма помощи, наоборот, с каждым годом возрастает.

С целью изучения социального положения неполных семей, социально-психологического самочувствия одиноких матерей и их основных социально-экономических, бытовых, социально-педагогических и психологических проблем был проведён социологический опрос среди одиноких матерей, являющихся клиентками Центра социальной помощи семье и детям.

Всего в опросе приняли участие 18 женщин, воспитывающих своих детей без участия их отцов. Из них 11 являются матерями-одиночками, никогда не состоявшими в браке (61 %, а остальные 7 (39 %) – разведены.

Как показали результаты проведенного опроса, большинству одиноких женщин, воспитывающих детей, мужчины, являющиеся биологическими отцами их детей, материально никак не помогают, даже не платят алименты, не говоря уже ни о каких других видах материальной поддержки.

В целом результаты проведенного опроса одиноких матерей показали, что неполные семьи, безусловно, нуждаются в поддержке со стороны государства. Однако эта поддержка не может ограничиваться только лишь выплатой материальных пособий низкодоходным неполным семьям.

На основе анализа и обработки данных, полученных в результате исследования, было выявлено некоторое количество недостатков в работе Центра, для устранения которых мы разработали следующие практические рекомендации.

Во-первых, Центр занимается всеми категориями семей, попадающих в «группу риска», таким образом, специфика работы с неполной семей пропадает. Для повышения эффективности социальной работы с такой категорией семьей можно выделить в структуре центра отделение по работе с неполной семьей, где рассматривались бы только проблемы присущие ей, такие как полоролевая идентификация ребенка, психологическая реабилитация родителей и т. д.

Во-вторых, недостаточное информирование неполных семей об услугах Центра. Необходимо больше внимания уделить социально-ориентированной рекламе, издавать красочные буклеты, давать объявления по радио и т. д.

В-третьих, недостаточно внимания уделяется психологической работе с клиентами, в основном внимание сосредоточено на решении материальных, социально-бытовых и досуговых проблем. Психологическая работа позволяет скорректировать восприятие подростков или их родителей себя как личности после пережитой травмы, которая привела к образованию неполной семьи. Выход из данной ситуации видится в привлечении большего количества квалифицированных специалистов - психологов, которые бы проводили не только групповую работу с детьми, но и консультировали бы всю семью. Это привело бы к сближению между ними и предотвратило многие семейные конфликты, привело бы к росту взаимопонимания между детьми и родителями.

В-четвёртых, для получения материальной помощи требуется большое количество документов. Нужно упростить процедуру получения материальной помощи. А для ее увеличения необходимо привлекать как можно больше спонсоров, создать денежный фонд для оказания экстренной материальной помощи.

Важнейшие проблемы сегодня, как было отмечено ранее, увеличение числа неполных семей и ослабление воспитательной функции семьи. Поэтому здесь необходимо сказать о создании специальной программы по работе с детьми из неполных семей, которую могут осуществлять как специалисты социальных служб, так и педагоги школ.

Главными целями и задачами программы являются оказание помощи семье в воспитании детей, психолого-педагогическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания, организация досуга семьи.

Одним из направлений реализации программы выступает «Диагностика семьи».

Цель: выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.

«Форма работы с семьёй» является следующим направлением реализации программы. Оно включает:

- Цикл бесед по теме «Воспитание здоровых детей», например, основы рационального питания; резервы нашего организма; уметь властвовать собой (или беседы о здоровой и больной личности); экология и здоровье ребенка и т. д.

- Деловые игры, например, эстафета семейного воспитания; архитектура семьи; заповеди семейного воспитания.

- Семейные вечера: дети + родители; вечер – портрет семьи.

- Семейные праздники: «День здоровья», День матери; «Одаренные дети и их родители»; «Семьи-юбиляры». Это могут быть конкурсы семейных проектов: «История семьи и семейные реликвии», «Обустройство своей улицы, дома».

Третьим направлением программы выступает комплекс мер адресной социальной поддержки, который должен быть направлен на решение таких вопросов, как:

- повышение защищенности одиноких матерей на современном рынке труда (например, обучение их конкурентоспособным профессиям со свободным графиком работы);

- разработка адекватных правовых норм и механизмов, регулирующих обязательства отцов по отношению к детям из неполных семей;

- оказание содействия повышению социальной активности и самоорганизации одиноких матерей (организация групп встреч, клубов самопомощи одиноких родителей и т. п.).

- организация служб домашней поддержки одиноких матерей (расширение спектра оказываемых неполным семьям социально-бытовых услуг, внедрение социально-педагогических систем, организация в центрах социального обслуживания работы групп почасового пребывания для детей и пр.) и т. д.

Таким образом, проведя исследование и проанализировав работу Центра, мы пришли к следующим выводам:

1. Необходимо создать систему подготовки молодого поколения к браку и семейной жизни.

2. Расширить систему социально-психологических служб помощи семье.

3. Развивать систему служб подготовки к семейной жизни.

4. Необходимо осуществлять поиск оптимальных решений, видов помощи и поддержки неполной семье.

5. Проводить профилактические мероприятия т. к. количество неполных семей с каждым годом увеличивается.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные практические рекомендации будут полезны не только для работы МБУ КЦПСПСД Первомайского района г. Пензы, но и для других социальных учреждений, которые работают с неполными семьями.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Моя дружная семья» Актуальность выбранной темы: Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый.

Творческая работа «Социально-личностное развитие детей 3–4 лет» Актуальность Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, её развития, формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности социальной работы с неполными семьями
Опубликовано: 12 декабря 2014 в 22:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД