Получи документы

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы

Ольга Певченкова
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы

Проблема развития особенностей восприятия детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли восприятия в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов восприятия.

Публикация «Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы» размещена в разделах

В отечественной психологии исследования, посвященные особенности восприятия у детей дошкольного возраста, также занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, и др.). О. М. Дьяченко утверждает, что есть одно правило, которое необходимо помнить в любых обстоятельствах: дошкольный возраст - это, прежде всего возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности.

Исходя из вышесказанного, и определив, что воображение в жизни человека играет огромную роль, возникает необходимость рассмотреть его более подробно и попытаться выяснить, каким образом его можно развить. Это и послужило основанием для выбора темы исследования: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы».

Цель исследования: выявить влияние художественной литературы на особенно-сти восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: художественная литература как средство развития вос-приятия детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:

1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2) Провести диагностику особенностей восприятия детей старшего до-школьного возраста.

3) Разработать и апробировать программу, направленную на особенности детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.

В качестве основных методов исследования были определены:

- Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

- Констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на выявление индивидуальных особенностей развития воображения и фиксацию результатов, достигнутых после проведенной работы.

База исследования: Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ д/с № 135 «Солнышко» г. Казани. В исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 17 человек.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.

Произведения художественной литературы выявляют перед детьми мир человеческих эмоций, пробуждая заинтересованность к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети учатся видеть душевное состояние родных и находящихся вокруг него людей. В них просыпаются гуманные чувства – умение выразить участие, добросердечность, несогласие против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, порядочность, истинная гражданственность. «Чувство предшествует познанию; кто не испытал истины, тот и не осмыслил и не увидел её»,– писал В. Г. Белинский. [8, 62]

Чувства детей формируются в процессе изучения им языка тех произведений, с которыми знакомит его педагог. Художественное слово может помочь детям осмыс-лить красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и в то же время создает его этические (высоконравственные) взгляды.

Знакомство детей с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, потом он слушает народные сказки. Полная гуманность, максимально точная моральная нацеленность, живой юмор, выразительность языка – характерные черты этих фольклорных произведений-миниатюр. В конечном итоге, малышу читают авторские сказки, стихотворения, рассказы, легкодоступные ему.

Путешествие в мир сказки формирует восприятие, развивает фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных произ-ведениях в обстановке гуманности дети и в личных рассказах и сказках выражают себя справедливыми, защищая оскорбленных и слабых и подвергать наказанию злых.

И эстетические, и в особенности высоконравственные (этические) суждения дети должны вынести непосредственно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений педагогов по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Преподаватель должен не забывать: избыточное морализирование по поводу прочитанного дает огромный, зачастую необратимый ущерб; «разобранное» с помощью множества небольших вопросов произведение мгновенно теряет в глазах детей любую привлекательность; заинтересованность к нему исчезает. Необходимо полностью оказать доверие воспитательным возможностям художественного текста.

Трудно представить себе дошкольное детство в отсутствии книжки. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает огромное воздействие на формирование и обогащение речи детей: она развивает восприятие, предоставляет прекрасные образцы русского литературного языка. Прослушивая известную сказку, стихотворение, дошкольник волнуется, тревожится одновременно с персонажами. Так он учится осознавать литературные произведения и посредством этого развивается как индивидуум.

В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети узнают немногословность и точность слова; в стихах воспри-нимают мелодичность, музыкальность и ритмичность русской речи. Но полноценно воспринимается литературное произведение только в том случае, когда дошкольник к нему соответствующе подготовлен. По этой причине следует концентрировать интерес детей как на само содержание литературного произведения, таким образом и на его выразительные средства. Не нужно упускать из виду, что внимание к чтению можно воспитать только в том случае, когда литература будет отвечать увлечениям ребенка, его мировоззрению, запросам, искренним побуждениям.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в дошкольном детстве.

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Психологи обратили внимание на особенности понимания дошкольниками художественной формы и содержания литературных произведений – это и небольшой жизненный опыт ребенка, и конкретность мышления, и непосредственное отношение к действительности. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

Взрослея, дети овладевают способностью анализировать литературные произ-ведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также в активно осваивают средства художественной выразительности.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и УНТ (в том числе и малые литературные формы). Достаточный объем активного словаря, разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также выразительное оформление связного высказывания являются показателями богатства речи ребенка. В связи с этим прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Значение фольклора огромно: он оказывает и познавательное, и воспитатель-ное, и эстетическое влияние на ребенка. Нельзя не подчеркнуть, что фольклор разви-вает умение чувствовать мелодику, художественную форму, ритм родного языка. Своеобразна и сама художественная система русского фольклора. Жанровые формы произведений (былин, сказок, легенд, песен, преданий, а также малых форм – потешек, частушек, загадок, пословиц и поговорок) также чрезвычайно богаты, в тоже время язык их точен, прост и выразителен.

Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это оказывает положитель-ное влияние на развитие восприятия у детей и поэтического слуха.

Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров

Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

В процессе восприятия художественного произведения дошкольник по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Рассматривая эстетическое восприятие, как специфическое познание объективной действительности, происходящее в форме художественных образов, А. В. Запорожец научно обосновал, что в дошкольном возрасте начинает складываться особая система эмоциональных и познавательных процессов, которая формирует у ребенка эстетическое отношение к действительности, восприятие художественного произведения через «вхождение в образ», «действие в образе» («содействие», «соучастие», «сопереживание») (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже) [2], в этом случае может рассматриваться как один из приемов воспитания дошкольников будущими творческими читателями.

Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный воле-вой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая во-площается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом пере-несении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях[71].

В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произве-дения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание) [4].

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства. Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия : дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка) [15].

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным[15].

Механизм процесса восприятия художественного произведения охарактеризо-ван Л. С. Выготским: «…художественное произведение воспринимается … посред-ством сложнейшей внутренней деятельности, в которой смотрение и слушание явля-ются только первым моментом, толчком, основным импульсом…» А далее «…из предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий сам строит и создает эстети-ческий объект…»; «…все те содержание и чувства, которые мы связываем с объектом искусства, заключены не в нем, но привносятся нами» [11]. Таким образом, в основе сотворчества читателя лежит его чувственное восприятие, опирающееся на воображение, эмоциональность. Именно этим можно объяснить тот факт, что дети, слушающие одно и то же произведение, в своих рисунка по-разному «дорисовывают» детали, которых не было в произведении (например, внешний вид персонажей, место действия, или, пересказывая это произведение, дополняют его собственными суждениями, мотивирующими поступки персонажей, выражающими их собственное отношение к персонажам, а также строят этот пересказ по собственной модели, не нарушающей авторскую концепцию.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны : зависимость понима-ния текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

С малых лет через художественное слово детям становится доступным широкое духовное общение с писателями. Подбирая художественное произведение – рассказ, стихи, сказку, воспитатель детского сада в первую очередь оценивает его со стороны идейно - смыслового, воспитательного значения для ребёнка. Слушая чтение, рассказ, ребёнок восстанавливает в воображении живой образ, факты, события, он учится видеть невидимые предметы, явления, оценивать их, определять к ним своё отношение, научается сопоставлять факты, анализировать, делать несложные умозаключения и выводы.

Известно, что дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Отвлеченная сущность пословицы остается для ребенка закрытой. У детей возникают ассоциации, при чем, часто не на содержание всей пословицы, а на какое-то отдельное слово из нее, и это мешает оторваться от конкретной ситуации, перейти к обобщенному образу. Но, при систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам, старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы. Также дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Некоторые дети не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры. В большинстве случаев у детей возникают ассоциации на какое-то одно слово. Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке, так как в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание.

Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления. Психологи, педагоги, лингвисты исследовали особенности понимания детьми переносного значения слов и словосочетаний (А. А. Потебня, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. К. Харченко, К. Е. Хоменко, Н. М. Юрьева, В. И. Малинина, Э. А. Федеравичене, О. Н. Сомкова и др.) и возникающие при этом трудности объясняют тем, что в отличие от взрослых, в речевом опыте детей подавляющее большинство слов находится в единственном прямом номинативном значении, отражающем его основное значимое предметно-логическое содержание. Что касается других малых форм фольклора, то Н. Новикова в своих исследованиях подчеркивает, что некоторые дети знают и с удовольствием повторяют потешки, прибаутки, песенки, байки. Но большинство детей не владеют навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, сказку, они только называют ее персонажей. Причину автор видит в несистематической работе педагогов по использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей. Итак, если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей имеет огромное значение.

С. А. Есенина, в своей серии книг «Творческое чтение», представляет собой практическое руководство для творческого чтения русских сказок с детьми младшего возраста дома, в детском саду и в школе с рисованием, играми, пением, инсценировками и ручным трудом. Творческое чтение побуждает ребёнка к деятельности, развивает в нём активное отношение ко всему, почерпнутому из книги. Такое чтение станет одним из первых и важнейших стимулов к детскому творчеству.

В учебно-методическом пособии Т. В. Большевой «Учимся по сказке», пред-ставлено развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого- «Искусство запоминания», - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти пу-тём образования дополнительных ассоциаций. Сказка – неизменный спутник детства – играет особую роль в жизни ребёнка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живёт вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами. В предложенных вниманию читателя занятиях автор предлагает через сказку не только знакомить детей с окружающим миром, но и обучать правильному звукопроизношению, выполнять различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию.

В методическом пособии для воспитателей О. Л. Гнедовой, Л. Е. Майданюк «Театрализация сказок в коррекционном детском саду» представлены методические рекомендации по организации, подготовке и проведению театрализованных представлений с детьми средней и подготовительной групп детского сада. Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию речи и её выразительности.

Чем для малыша является художественная литература? Это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается каждый ребенок, и источник информации об окружающем, и необходимое условие развития воображения. Занятия по развитию воображения и ознакомлению с детской художественной литературой положительно влияют на общее развитие детей старшего дошкольного возраста. На этих занятиях воспитатель читает детям стихи, сказки и рассказы, а ребята внимательно слушают, рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. Если в сказке или стихотворении встречается незнакомое слово, педагог объясняет его значение. Особое внимание уделяется также знакомству с эпитетами, сравнениями, метафорами и другими средствами художественной выразительности. Отвечая на вопросы взрослого, описывая картинки или игрушки, участвуя в разыгрывании сказок, ребенок использует те средства, с которыми его познакомил взрослый. Занятия по художественной литературе начинаются уже в младшей группе и продолжаются в средней, старшей и подготовительной. Взрослея, малыши учатся не только разучивать стихотворения и отгадывать загадки, но и пересказывать сказки.

Особым направлением работы является развитие творческих способностей де-тей. Даже 3 - 4-летние малыши пытаются фантазировать, сочиняя необычные продолжения известных сказок. В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ребята могут придумать свою, оригинальную сказку или историю на заданную тему.

В Программе «Одарённый ребёнок», по мнению авторов способность к наглядному моделированию занимает центральное место в развитии наглядно-образного мышления дошкольника. Способность к такому моделированию обнаруживается тогда, когда ребёнок создаёт в уме план будущей игры, сказки, постройки, рисунка, когда он осуществляет построение образа отдельного предмета по одной из его важных частей или одному из значимых признаков. Основное в данной работе с одарёнными детьми при использовании наглядного моделирования – это развитие понимания обобщённого смысла сказок. Воспитатель читает две близкие по смыслу сказки, их содержание обсуждается в особым образом построенной беседе. Дети подходят к выявлению общего смысла на основе различных содержаний.

В Программе «Детство», раздел «Ребёнок и книга» направлен на воспитание интереса и любви к книге, умение её слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. Воспитывается на протяжении до-школьного детства тяготение к постоянному общению с книгами, ориентировка в со-держании и стиле произведения (сказочные, приключенческие, природоведческие и т. д.). Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способности и умения эстетически воспринимать произведение литературы, развитием их художественно-речевой деятельности и воображения.

Система заданий, направленных на развитие восприятия старших до-школьников средствами художественной литературы

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Данное исследование состоит в том, что нами предложено качественно изме-нить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. В экспериментальном исследовании предлагается новый взгляд на использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время»Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время» Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу.

Чтение художественной литературы «Путешествие по сказке «Колобок» Цель: Формировать у детей интерес к русским народным сказкам Образовательные задачи. 1. Учить внимательно, слушать литературное произведение,.

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

НОД по ОО «Чтение художественной литературы». Итальянская сказка «Ленивая Бручолина» Цель: Формирование понимания нравственных качеств через литературное произведение. Задачи: Познакомить детей с итальянской сказкой. Учить.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Список художественной литературы детям 5–6 лет в помощь родителямСписок художественной литературы детям 5–6 лет в помощь родителям Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком,.

Список художественной литературы для чтения по лексической теме «Времена года» с детьми дошкольного возраста Осень А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад». А. Майков «Осенние листья по ветру кружат». А. Плещеев «Осенью». А. Пушкин.

Значение восприятия природы детьми дошкольного возрастаЗначение восприятия природы детьми дошкольного возраста Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы
Опубликовано: 10 марта 2020 в 19:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД