Лучший педагог года

Осуществление на практике педагогического обследования музыкального образования дошкольников

Наталья Позинова
Осуществление на практике педагогического обследования музыкального образования дошкольников

1 слайд. «Осуществление на практике педагогического обследования музыкального образования дошкольников»

2 слайд. Актуальность.

В современных условиях ускоренного развития системы дошкольного образования в контексте ФГОС, к дошкольным образовательным учреждениям предъявляются высокие требования. Для того, чтобы быстро реагировать на любые изменения в сферах жизни общества, внедрять в практику ДОУ инновации, руководителю и педагогам ДОУ необходимо владеть технологией анализа любой создавшейся в детском саду ситуации. В связи с этим необходимо иметь полную информацию о состоянии качества дошкольного, в том числе и музыкального образования детей : развитие интегративных качеств и достижениях детей в образовательных областях. Однако в настоящее время в музыкально-педагогической практике современных ДОУ не всегда присутствует научно обоснованная система мониторинга качества музыкального образования детей, основой которой является – систематическое наблюдение за объектами и явлениями музыкально-педагогической деятельности и их контроль.

Публикация «Осуществление на практике педагогического обследования музыкального образования дошкольников» размещена в разделах

В системе ДОУ доминирует эпизодичность получения информации о достигнутых результатах детей, не всегда учитывается индивидуальность музыкального развития ребёнка, не разработана система средств слежения за качеством образовательного процесса с целью стимулирования творчества педагогов, отсутствует единая форма отслеживания достижений ребёнка.

ФГОС ориентируют руководителей ДОУ на введение в практику системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая «обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществить оценку динамики достижений детьми и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга»

Профессиональное управление качеством системы музыкального образования дошкольников, осуществляемое на основе мониторинга, как инструмента слежения и оценки качества, обеспечивает эффективное развитие интегративных качеств и успешное достижение дошкольниками планируемых результатов освоения образовательной области «Музыка».

Позволит определить проблемные зоны, поможет выстроить, спрогнозировать и сформировать последующую деятельность, своевременно отслеживать динамику качественных изменений в детском саду, выявить трудности при организации работы ДОУ по музыкальному образованию дошкольников.

3 слайд. Теоретические основы.

Мониторинг (по ФГОС)– процесс отслеживания условий

реализации образовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Мониторинг - специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.

Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа необходимой информации и представления полученных данных

для принятия решений.

Теоретико-методологической основой современной теории мониторинга качества образования являются ведущие положения исследований разных направлений передовой отечественной педагогики.

Проблемой организации и осуществления педагогического мониторинга в дошкольном образовании занимались : Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, О. А. Сафонова, Э. П. Костина, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Н. В. Федина, Е. В. Шумина и др. Оценка эффективности музыкального дошкольного образования, обеспечение его качества остаётся одной из актуальных приоритетных направлений в сфере дошкольного образования.

4 слайд. Цель мониторинга качества музыкального образования.

Целью комплексного педагогического мониторинга качества музыкального образования дошкольников является создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии системы музыкального образования дошкольников в ДОУ : о качественных и количественных её изменениях для осуществления оценок и прогнозирования тенденций дальнейшего развития музыкально-образовательной системы, а также принятия с этой целью соответствующих управленческих решений.

5 слайд. Задачи мониторинга

Задачами комплексного мониторинга качества музыкального образования детей являются :

- создание и использование единых нормативных материалов, методик, единой системы диагностики и контроля состояния ресурсного обеспечения музыкально-педагогического процесса и результатов музыкального образования детей в ДОУ и адаптация для их анализа;

- организация системы наблюдения и измерения, получения достоверной и объективной информации о результатах музыкально-педагогического процесса, его ресурсном обеспечении и дидактических условиях;

- эффективное систематическое информационное отслеживание состояния качества системы музыкального образования в дошкольном учреждении;

- получение и систематизация объективной информации о качестве музыкального образования детей, обеспечение её оперативности и доступности;

- аналитическое обобщение (качественное и количественное) результатов качества системы музыкального образования в дошкольном учреждении;

- своевременное выявление на основе полученной информации изменений в музыкальном образовании детей ДОУ и вызвавших их факторов (как положительных так и отрицательных);

- повышение уровня информативности потребителей музыкально-образовательных услуг при принятии решений, связанных с обеспечением качества музыкального образования дошкольников;

- прогнозирование развития дошкольного учреждения в направлении качества музыкального образования детей;

- принятие администрацией ДОУ обоснованных и своевременных управленческих решений по достижению качества системы музыкального образования дошкольников.

6 слайд. Этапы мониторинга

Мониторинг качества результатов музыкального образования детей проводится музыкальным руководителем (с помощью воспитателя) в течение учебного года: стартовый этап осуществляется в первые две недели сентября, промежуточный – в январе и итоговый – в последние две недели мая.

- стартовый этап, на котором проводится стартовая диагностика, экспресс-анализ качества музыкального образования детей, осуществляется стартовый анализ качества музыкально-педагогического процесса, экспертиза его ресурсного обеспечения и дидактических условий;

- промежуточный этап, на котором выявляется наличие динамики качества музыкального образования детей (или её отсутствие, эффективность музыкально-педагогического процесса, роль ресурсного обеспечения дидактических условий в обеспечении её;

- итоговый этап, на котором выявляются результаты процесса музыкального образования детей за текущий учебный год.

7 слайд. Объекты мониторинга

Объектами мониторинга определены компоненты музыкально-педагогической системы ДОУ, а именно:

• Организация музыкально-педагогического процесса (режимные моменты, чередование непосредственно образовательной, совместно с воспитателем деятельностей, создание условий для самостоятельной музыкально-художественной деятельности, наличие мотивации у детей к музыкальной деятельности, а у родителей и педагогов, к музыкальному дошкольному образованию;

8 слайд.

ресурсное обеспечение: кадровое, управленческое и методическое;

В своей работе для проведения мониторинга я использую программу «Камертон», технологию «Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексного педагогического мониторинга», «Музыкально-дидактические игры». Автором перечисленной литературы является Э. П. Костина.

9 слайд.

дидактические условия:

преемственность всех ступеней музыкального образования; музыкально-образовательная среда как условие, средство и результат детской музыкальной деятельности; коррекционная своевременная помощь ребёнку; мониторинг качества музыкального образования дошкольников; взаимодействие системы музыкального детей в ДОУ с семьёй и с окружающим социумом – учреждениями культуры и образования.

10 слайд.

результаты:

развитие интегративных качеств ребёнка, креативности, музыкальности, владение детьми образовательной областью «Музыка», представленной в дошкольной практике музыкально-художественной деятельностью;

11 слайд. Виды диагностики

Диагностика результатов музыкального образования предполагает несколько видов:

А). Диагностика развития музыкальности :

- эмоциональная отзывчивость на музыку;

- познавательных музыкальных способностей, в числе которых выделяют:

1) музыкально-сенсорные способности (мелодический слух - звуковысотный, тембровый, динамический, чувство ритма);

2) общие интеллектуальные способности (музыкальное мышление, осуществляемое в единстве репродуктивного и продуктивного компонентов и воображения);

3) музыкальная память.

Б). Диагностика проявления подражательности (4-й год) и креативности детей (5-,6-,7-й годы) :

- проявления оригинальности;

- проявления быстроты мышления;

- проявления вариативности.

В). Диагностика достижений детей в образовательной области «Музыка» осуществляется последовательно в процессе педагогического обследования качества владения детьми различными видами музыкальной деятельности :

- восприятие (слушание) музыки;

- музыкально-творческой (продуктивная);

- музыкально-исполнительской (певческая, музыкально – ритмическая, музыкально-инструментальная).

12 слайд. Вывод

Использование мониторинга в дошкольном образовательном учреждении

позволяет:

• удовлетворить потребность в информации о качестве

музыкального образования дошкольников,

• определить успешность и результативность протекания

образовательного процесса (музыкального образования,

• способствует повышению профессиональной компетенции педагогов;

осуществляет целесообразное управление качеством состояния музыкального

образования в ДОУ.

• прогнозирует перспективы музыкального развития.

Таким образом, внедрение в практику ДОУ педагогического обследования

музыкального образования дошкольников позволяет говорить о создании

постоянной оценки и контроля качества музыкального образования детей

Публикации по теме:

План работы городского методического объединения инструкторов по физической культуре в ДОУ на 2013–2014 уч. год Тема: «Модернизация системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в контексте реализации ФГТ и внедрения ФГОС». Цель: повышение профессионального.

Музыка как условие эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования Слайд №1 Титульный. Слайл №2 ФГОС, его документальная основа, основные принципы и первая задача. Слайд №3 Эмоциональное благополучие дошкольника,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Осуществление на практике педагогического обследования музыкального образования дошкольников
Опубликовано: 13 января 2015 в 13:40
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД