Валентина Гущина
«От простого к сложному» или «Как я учу детей рисовать»
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование – интересный и полезный вид деятельности:
1. приобщает к миру прекрасного;
2. способствует развитию всех психических процессов;
3. несет в себе элементы психотерапии (успокаивает, отвлекает, занимает)
Все это необходимо и очень важно, особенно для тетей, воспитывающихся в Доме ребенка.
Работая целенаправленно, поэтапно, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, можно достичь хороших результатов даже с детьми, которые имеют тяжелую патологию.
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ
I. Черкание на бумаге.
Цель: учить видеть листок бумаги;
Публикация «„От простого к сложному“ или „Как я учу детей рисовать“» размещена в разделах
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
наблюдать, как черкает взрослый;
оставлять самому след на бумаге.
Материал: альбомный лист, короткие мелки.
Последовательность:
1. Воспитатель черкает, ребенок наблюдает.
2. Черкаем вместе: воспитатель захватывает руку ребенка и вместе производят черкание
3. Самостоятельное черкание – мелок 1 цвета (яркого)
4. Самостоятельное черкание – мелки 2-х и более цветов.
Темы: «Веселые карандаши»
«Коврик для Ляли (киски, зайки)»
«Рисуем для Ляли (мишки, собачки)» и др.
II. Спрячь картинку.
учить видеть нарисованный предмет, целенаправленно оставлять след на бумаге (зачеркивать этот предмет)
Цель:учить видеть нарисованный предмет, целенаправленно оставлять след на бумаге (зачеркивать этот предмет)
Материал: альбомный лист с нарисованным предметом, короткие мелки.
Последовательность:
1. Цвет мелки и нарисованного предмета совпадает (красный – красный и т. п.)
2. Цвет мелка и нарисованного предмета не совпадает (красный – зеленый и т. п.)
Темы: «Спрячь кубик (мячик, флажок)»
«Спрячь зайку от лисы»
«Спрячь мышку от кошки»
«Помоги спрятаться цыпленку в траве» и др.
III. «Свободное» рисование.
учить видеть в линиях и их пересечениях предметы
Цель: учить видеть в линиях и их пересечениях предметы
Материал: короткие мелки, альбомный лист.
Ребенок «рисует» (черкает) что хочет. Воспитатель вместе с ребенком определяет, на что это похоже, дорисовывает детали рисунка, чтобы лучше обозначить предмет. Научившись видеть в линиях и их пересечениях изображение предмета, ребенок легче переходит на следующий этап рисования. В противном случае малыши могут надолго задерживаться на этом этапе рисования («каракулей», т. к. они, обычно, вполне довольны результатом своих усилий.
Научить рисовать горизонтальные, вертикальные линии и их пересечение – «клетка»
Цель: Научить рисовать горизонтальные, вертикальные линии и их пересечение – «клетка»
Материал: альбомный лист, альбомный лист с нарисованными предметами, короткие мелки, 3х гранные цветные карандаши, гуашь, кисточки с поролоновой насадкой, доски для рисования.
Последовательность:
1. Горизонтальные линии.
Примечание: в некоторых методиках предлагается начинать с обучения рисованию вертикальных линий.
а. Черкание по горизонтали:
- короткими мелками или -
- 3-х гранными цветными карандашами.
(в зависимости от развития мелкой моторики рук ребенка)
б. Рисование отрывистых линий слева направо:
- короткими мелками или -
- 3-х гранными цветными карандашами.
в. Рисование отрывистых линий слева направо
- гуашь, кисточки с поролоновой насадкой.
г. Рисование отрывистых линий слева направо под нарисованными предметом :
- короткими мелками или -
- 3-х гранными цветными карандашами.
д. Рисование отрывистых линий слева направо под нарисованным предметом :
- гуашь, кисточки с поролоновой насадкой или -
- краской и кисточкой.
е. С ограничениями (от предмета или к предмету) :
- с короткими мелками или -
- 3-х гранными цветными карандашами или -
- гуашью и кисточками с поролоновой насадкой или -
- краской и кисточкой.
Темы: «Дорожки для машины (лошадки)»
«Красивый платочек для Ляли»
«Украсим коврик для Ляли (киски)»
«Дорожки к домику»
«Помоги зайке (собачке) найти дорогу домой – нарисуй дорожку» и др.
2. Вертикальные линии.
а. Черкание по вертикали:
- короткими мелками или -
- 3-х гранными цветными карандашами.
б. Рисование отрывистых линий сверху вниз:
- короткими мелками или -
- 3-х гранными цветными карандашами.
в. Рисование отрывистых линий сверху вниз:
- гуашь, кисточки с поролоновой насадкой или -
- краской и кисточкой.
г. С ограничениями (от предмета или к предмету) :
- с короткими мелками или -
- 3-х гранными цветными карандашами или -
- гуашью и кисточками с поролоновой насадкой или -
- краской и кисточкой.
Темы: «Украсим шарфик для Ляли (полотенце)»
«Дорожки для Мишки (зайки)»
«Покатились санки вниз, крепче, куколка, держись»
«Ниточки для шариков»
«Ручки для лопаток»
«Расческа»
«Травка для коровушки» (лошадки)
3. Рисование «клетки»
- гуашь, кисточки с поролоновой насадкой или -
- краской и кисточкой.
Темы: «Красивая скатерть»
«Платочек для куклы Кати»
«Забор» и др.
V. Рисование кругов
Научить рисовать предметы круглой формы, закрашивать их
Цель: Научить рисовать предметы круглой формы, закрашивать их
Материал: альбомный лист, 3-х гранные карандаши, гуашь с кисточкой с поролоновой насадкой, краски и кисточки.
Последовательность:
1. Рисование предметов круглой формы без закрашивания.
2. Рисование предметов круглой формы с закрашиванием.
Темы: «Баранки»
«Калачи»
«Колеса для машины»
«Воздушные шары»
«Яблоки»
«Апельсины»
«Елочные шары»
«Мячи» и др.
«Разноцветные колечки» и др.
«Конфеты»
VI. Рисование предметов прямоугольной (квадратной) формы
Научить рисовать предметы прямоугольной (квадратной) формы
Цель:Научить рисовать предметы прямоугольной (квадратной) формы
Материал: альбомный лист, 3-х гранные карандаши, гуашь с кисточкой с поролоновой насадкой, краски и кисточки, фломастеры.
Последовательность:
1. Рисование с опорной линией
Темы: «Кубики»
«Домики»
«Кирпичики» и др.
«Флажки»
«Платочки» и др.
2. Без опорной линии
Темы: «Кубики рассыпались»
«Домик»
«Будка для собачки» и др.
«Хлев»
«Конюшня»
VII. Рисование предметов состоящих из нескольких частей
Учить рисовать предметы, состоящие из нескольких частей, правильно передавать расположение частей и соотношений их по величине
Цель: Учить рисовать предметы, состоящие из нескольких частей, правильно передавать расположение частей и соотношений их по величине
Материал: альбомный лист, 3-х гранные карандаши, гуашь с кисточкой с поролоновой насадкой, краски и кисточки, фломастеры.
Темы: «Снеговик» «Зайка»
«Домик» «Цыпленок» и др.
«Машина» «Неваляшка»
VIII. Рисование человека (начальный этап)
Научить рисовать человека (упрощенный вид)
Цель: Научить рисовать человека (упрощенный вид)
Материал: альбомный лист, 3-х гранные карандаши, гуашь и кисточкой с поролоновой насадкой, краски и кисточка, фломастеры и др.
На первых занятиях, чтобы облегчить детям решение задачи, нужно подобрать такой персонаж, фигуру которого можно изобразить с меньшим количеством частей
Темы: «Девочка в длинном платье»
«Снегурочка»
«Девочка в длинной шубке»
IX. Сюжетное рисование
Учить задумывать и рисовать простые сюжеты.
Цель: Учить задумывать и рисовать простые сюжеты.
Материал: альбомный лист, 3-х гранные карандаши, гуашь и кисточкой с поролоновой насадкой, краски и кисточка, фломастеры и др.
Темы: «Времена года» (осень, зима, весна, лето)
«Девочка вышла гулять»
«Домик для зайки»
«Кто в лесу живет?»
По мере овладения детьми навыками рисования, я планирую на занятиях:
- декоративное рисование
- коллективные работы
На каждом этапе обучения рисованию я использую и нетрадиционные методы рисования
- рисование пальчиками, ладошками;
- ватными палочками;
- печатание (пробками, поролоном и др.);
- жесткой кистью (метод «тычка»);
- кисточкой с поролоновой насадкой;
- по сырому фону;
- валиком;
- солью;
- «паспарту»;
- рисование + объемная аппликация из бумаги или пластилина + оригами.