Лучший педагог года

Ознакомление с малыми фольклорными формами. Конспект занятия «В гостях у матрёшки»

Оксана Барышева
Ознакомление с малыми фольклорными формами. Конспект занятия «В гостях у матрёшки»

Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством.

Задачи:

Познакомить с жанром пословицы, скороговорки, его значением

Формировать умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении,

Формировать умение чётко произносить, чистоговорки, скороговорки

• Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч.

• Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Публикация «Ознакомление с малыми фольклорными формами, Конспект занятия „В гостях у матрёшки“» размещена в разделах

Образовательная область: Уточнить представления детей о жанровых особенностях. Назначений пословиц, чистоговорок, скороговорок, загадок.

Развивающие:

• Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений.

• Способствовать развитию образной речи детей средствами малых форм фольклора.

• Совершенствовать и активизировать словарь детей. Развивать зрительное восприятие, память, логическое мышление.

• Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов.

• Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к малым формам фольклора, желание использовать их в своей речи.

• Воспитывать любовь и уважение к обычаям и традициям своего народа.

Освоение содержания образовательных областей – познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.

Виды деятельности: игровая, двигательная, музыкальное, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная, самостоятельной деятельности.

Предварительная работа: заучивание чистоговорок, разучивание пословиц, загадок.

Индивидуальная работа: проговаривание скороговорок, проговаривание чистоговорок.

Средства реализации: мяч, коробочка с флэшкой, рассказ Л. Толстого «Косточка» на отдельном листе, матрёшка, сундучок, изображения

коза, оса, жук, листочки для рисования, карандаши, Картинки вырезанные (Чай, щенок, щётка, чайник,чебурашка, петушок, утка, яблоко, шуба, мишка).

Коробка с игрушками (лиса, зайчик) .

Словарная работа: чистоговорка су-су-су (я боюсь осу); са-са-са (на цветке сидит оса); Скороговорки: «Хороши у бабушки, пышки и оладушки»; «В летнем душе две лягушки, лягушатам моют ушки».

Демонстрационный материал: матрёшка, сундучок.

Ход нод

Организационный момент:

Воспитатель: Посмотрите, ребята у нас в группе гости, добрые, приветливые лица. Поздороваемся с ними.

Воспитатель и дети: «Здравствуйте».

Воспитатель: А теперь поприветствуем друг, друга поиграя с мячом.

Дети передают мяч по кругу и произносят слова.

- Покатился, покатился мячик по дорожке,

Прыг – скок, прыг- скок к ребятам в ладошки.

«С добрым утром Варя!

Варя берёт мяч и передаёт его своему соседу, приветствует его по

имени.

Воспитатель: - Ребята, а сейчас давайте присядем на стульчики, красиво, ровненько. Посмотрите, что я нашла? Что это? Хотите узнать, что в коробочке? (показывает детям коробочку)

Ответы детей.

Пока это остаётся тайной. Ребята, а как вы понимаете значение пословицы: «Тайное становится явным»?

Ответы детей.

Выслушав их мнения, обобщает (если дети затрудняются, объясняет) :

- Это значит – то, что хочешь скрыть, всё равно станет известным. Если кто – то хочет обмануть, всё равно узнают про обман.

- Ребята, настало время узнать, что находится внутри коробочки, но её мы сможем открыть, только если с ней поиграем.

Игра «Передай другому» (проводится под музыку, дети передают коробочку из рук в руки, когда музыка останавливается ребенок открывает коробку, а там флэшка с презентацией.

Воспитатель: Ребята, что это?

Ответы детей.

Воспитатель: достаёт флэшку из коробки. Как вы думаете, что на этой флэшке?

Ответы детей.

Воспитатель: подключает флэшку.

1-й слайд: портрет Л. Н. Толстого

Воспитатель: Ребята, кто это?

Ответы детей.

Воспитатель: Это писатель Лев Николаевич Толстой. Он писал рассказы для детей. В каждом рассказе он хотел научить чему – то всех детей. И мы с вами попытаемся догадаться чему же он хотел нас научить. Попробуем?

Ответы детей.

Воспитатель (2-й слайд) читает рассказ Л. Толстого «Косточка»,

После чего уточняет, про кого из героев рассказа можно было бы сказать пословицу. (Слайд 3)

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята всякая пословица – короткая мудрая мысль народа, результат его многовекового опыта.

Воспитатель: - Ребята, кто это? Показывает матрёшку.

Ответы детей.

Воспитатель: Что она нам принесла?

Ответы детей.

Воспитатель: показывает сундучок и достаёт письмо от матрёшки.

( читает письмо: Дорогие ребята. Я уронила свой сундучок и все мои картинки, которые я в нем хранила, перемешались. Помогите мне выбрать картинки, где слышится звук «Щ» и звук «Ч».

Воспитатель (слайд-4 звуковая культура речи) предлагает разделиться на две команды, чтобы быстрее помочь матрёшке разобрать картинки. Девочки выбирают картинки со звуком «Ч», мальчики со звуком «Щ».

Воспитатель: Молодцы

Матрёшка : предлагает с ней поиграть

Физминутка:

Козонька рогатая,

Козонька бодатая. (приставляем «рожки» к голове).

Убежала за плетень,

Проплясала целый день (весело танцуем)

Ножками коза топ-топ! (топаем ножками)

Рожками коза хлоп –хлоп! (хлопаем в ладоши над головой).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что ещё в сундучке может храниться? (воспитатель достаёт из сундучка и показывает детям).

Ответы детей.

Воспитатель: (5-й слайд) Ещё можно загадать, загадку. Слушайте внимательно и узнаем, что в нем ещё спрятано

Комочек пуха

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (заяц)

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, следующая загадка, слушаем внимательно.

Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней. (лиса)

Ответы детей.

Воспитатель: Загадка – это такой рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается.

Воспитатель: Давайте попробуем сочинить загадку сами. «Вместо шубы иголки, у него короткие ножки и он скручивается клубком», а матрёшка попробует их отгадать.

(дети придумывают загадку)

Показывается 6-й слайд.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Как вы думаете, что ещё в этом сундучке? Каким способом можно узнать, что здесь лежит?

Ответы детей.

Воспитатель:слайд 7, достаёт из сундучка картинку Оса- су-су-су (я боюсь осу); са-са-са (на цветке сидит оса)

Воспитатель: слайд8, показывает картинку: Коза- за-за-за – на лугу стоит коза

Зу-зу-зу….(мы увидели козу)

Воспитатель: слайд-9 показывает картинку Жук

Жу-жу; жу-жу (я на веточке сижу)

Жа-жа;жа-жа (жили были два ежа)

Воспитатель: Ребята, а что же ещё нам принесла матрёшка в сундучке? Посмотрим?

Ответы детей.

Воспитатель:достаёт из сундучка записку? Ребята, что это?

Ответы детей.

Воспитатель: прочитаем её?

Ответы детей.

Воспитатель: слушайте внимательно: «Хороши у бабушки, пышки и оладушки», ребята как вы думаете, что это?

Воспитатель: скороговорка?

Ответы детей.

Воспитатель :Молодцы. Давайте повторим 2 раза. «Хороши у бабушки, пышки и оладушки».

Воспитатель: следующая скороговорка: «В летнем душе две лягушки, лягушатам моют ушки».

Дети повторяют 2 раза. Воспитатель хорошо.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Ребята, что-то ещё есть в сундучке? Посмотрим?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а тут ещё одна скороговорка. «У нас во дворе- подворье погода размокропогодилась». Слайд -10. Давайте нарисуем рисунок к этой скороговорке.

Дети усаживаются за стол и под музыку рисуют, рисунок к скороговорке.

После того, как дети нарисовали рисунки,

Воспитатель: молодцы, давайте подарим рисунки нашей гостье Матрёшке.

Матрёшка : говорит спасибо, за помощь. Дарит нам старинную народную игру «Панас». В которую мы обязательно поиграем попозже.

Рефлексия:

Воспитатель: давайте, вспомним, как мы помогли матрёшке?

Предположительные ответы детей: слушали пословицы, загадывали и отгадывали загадки, проговаривали скороговорки, играли в звуки Щ – Ч.

Воспитатель: молодцы ребята.

Следующий слайд: Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Физкультурное развлечение в средней группе «В гостях у матрёшки»Физкультурное развлечение в средней группе «В гостях у матрёшки» Симакова Г. В. – воспитатель, Мухина М. В. – воспитатель по физической культуре Цель: вызывать у детей интерес к занятиям физкультурой,.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Конспект занятия для детей младшего возраста «Фартук для матрёшки»Конспект занятия для детей младшего возраста «Фартук для матрёшки» Конспект «Фартук для матрёшки». Непосредственная образовательная деятельность по аппликации во второй младшей группе. Цель: изготовление.

Конспект интегрированной НОД «Красивые матрёшки. Домик для матрёшки» (первая младшая группа)Конспект интегрированной НОД «Красивые матрёшки. Домик для матрёшки» (первая младшая группа) Конспект интегрированной НОД «Красивые матрёшки. Домик для матрёшки» I младшая группа Цели: учить детей делать постройки из кубиков, устанавливая.

Конспект НОД во второй младшей группе по теме: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»Конспект НОД во второй младшей группе по теме: «Ознакомление с малыми фольклорными формами» Конспект НОД во второй младшей группе по теме: "Ознакомление с малыми фольклорными формами". Задачи: -уточнять представления детей о загадках;.

Конспект занятия «Ознакомление с профессией повар»Конспект занятия «Ознакомление с профессией повар» Конспект «Ознакомление с профессией повар» в первой - второй младшей группе. Программные задачи: 1. Знакомить с трудом взрослых, их содержанием.

НОД «Ознакомление детей с малыми фольклорными формами» в первой младшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие. Задачи: формировать.

Проект «В гостях у матрёшки» Проект «В гостях у матрёшки» (младшая группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатели Карелина Е. А., Семенюк И. Н.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Ознакомление с художественной литературой «В гостях у сказки» Цель: Учить детей подготовительной группы хорошо ориентироваться в мире сказок. Задачи: Образовательные: Помогать детям объяснять основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с малыми фольклорными формами. Конспект занятия «В гостях у матрёшки»
Опубликовано: 11 июля 2021 в 22:36
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД