МААМ-картинки

Пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика для подготовительной группы

Беспальченко Татьяна
Пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика для подготовительной группы

Кулачки стучат друг о дружку.

Вместе пальчики друзья, Ритмичное сжатие пальцев на обеих руках

Друг без друга им нельзя

Артикуляционная гимнастика :

«Телёнок вытягивает язычок»

Дети улыбаются, приоткрывают рот и широким языком стараются дотянуть

.

Публикация «Пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика для подготовительной группы» размещена в разделах

Дыхательная гимнастика :

«Вырасти большой»

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх,

хорошо потянуться, подняться на носки – вдох,

опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох.

На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

«Аромат цветов»

Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь

не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».

Повторить 3-4 раза.

Комплекс № 4

Тема: «Кто заботиться о нас в детском саду?»

Пальчиковая гимнастика :

«Поварята»

Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальчики

А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят»

Пирожки и плюшки, Поочередно разгибают

Сдобные ватрушки, пальчики, начиная с мизинца

Булочки и калачи

Всё мы испечём в печи.

Очень вкусно! Обе ладошки разворачивают вверх.

Артикуляционная гимнастика :

«Кусаем боковые края языка»

«Горкой» выгну язычок,

Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу

Я жую как по заказу.

Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится)

– и, не меняя положения языка, покусать его

края боковыми зубами 10 – 15 раз.

Дыхательная гимнастика :

«Надуй шарик»

ИП: ребёнок сидит или стоит.

«Надувая шарик»

широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает,

затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед

грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» -

хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -

ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком,

опуская руки и оседая, как шарик, из которого

выпустиливоздух.

Комплекс № 5

Тема: «Золотую осень в гости просим!»

Пальчиковая гимнастика :

«Осень, осень»

Осень, осень, приходи! трем ладошки друг о друга, зажимаем кулаки по

очереди

Осень, осень, погляди трем ладошки друг о друга ладони на щеки

Листья желтые кружатся плавное движение ладонями

Тихо на землю ложатся. ладони гладят по коленям

Солнце нас уже не греет сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

Ветер дует все сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны

К югу полетели птицы, «птица» из двух скрещенных рук

Дождик к нам в окно стучится. барабанить пальцами тo по одной, то по другой

ладони

Шапки, куртки надеваем имитируем

И ботинки обуваем топаем ногами

Знаем месяцы: ладони стучат по коленям

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. кулак, ребро, ладонь

Артикуляционная гимнастика :

«Дудочка»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой. Упражнение вырабатывает

движение губ вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.

«Очень вкусно»

Дети приоткрывают рот и облизывают язычком сначала верхнюю губу, потом

нижнюю. Упражнение развивает подвижность языка.

Дыхательная гимнастика :

«Листопад»

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое

листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно

можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

«Мы идем в осенний лес»

Чух-чух-чух!

Чух-чух-чух!

(ходьба по залу с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.

(удивленно произносить «м-м-м») на выдохе, одновременно постукивая пальцами по

крыльям носа)

Вот идет сердитый ё ж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

(низко наклониться, обхватив руками груд ь- свернувшийся ёжик)

Где же носик? Не найдешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Комплекс № 6

Тема: «Огород и сад в порядке – урожай созрел ребятки!»

Пальчиковая гимнастика :

«Компот»

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать «ковшиком»)

Фруктов нужно много. Вот: (Указательным пальчиком правой руки

«мешают».)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(Загибают одноименные пальчики рук,

начиная с больших.)

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ! (Руки вытягивают вперед ладошками

вверх и разводят в стороны.)

Артикуляционная гимнастика :

«Вкусное варенье»

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Слегка приоткрыть рот. Улыбнуться.

Широким передним краем языка облизать

верхнюю губу, делая языком сверху вниз,

затем втянуть язык в рот.

Следить, чтобы язык не сужался. Губы не

Натягиваются на зубы, нижняя челюсть

должна быть неподвижной.

Дыхательная гимнастика :

«Синьор – помидор»

Исходная позиция - стоя.

Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад.

На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер.

Пауза.

На выдохе – плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха.

Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо

краснеет от напряжения).

Повторить 3-4 раза.

Упражнение создает сопротивление на выдохе.

Комплекс № 7

Тема: «Откуда хлеб пришёл?»

Пальчиковая гимнастика :

Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,

поднятыми вверх.

Летом цвел и колосился,

А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.

Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики

здороваются

Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.

В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.

А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх

Артикуляционная гимнастика :

Упражнения для щёк и губ

«Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щёчки у хомячка, который

несёт в норку запасы зерна. (Надуть обе щеки). Хомячок высыпал зерно в норке.

(Втянуть обе щеки.)

«Спрятать зёрнышки попеременно то за левую, то за правую щёчки». (

Надувать попеременно то левую, то правую щёки.)

чередование упражнений «Оскал» - «Рупор» (бублик).

Дыхательная гимнастика :

«Ветряная мельница»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Развитие физиологического дыхания

Вдыхаем аромат пшеничного хлеба, затем

ржаного.

(Вдох носом, пауза, под счёт «раз», «два»,

«три» выдох ртом.)

Комплекс № 8

Тема: «Лес уютный светлый дом каждому есть место в нём»

(деревья, грибы, ягоды)

Пальчиковая гимнастика :

«Ветер по лесу гулял»

Ветер листики считал: (Плавные, волнообразные движения

ладошками.)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

(Загибают одноименные пальчики рук,

начиная с больших.)

Ветер бросил на тропинку. (Поднимают руки вверх, а затем плавно

опускают ладошки на стол или колени.)

Артикуляционная гимнастика :

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

Шли-шли, к «Мишкиной берлоге» подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает

медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

«Брусничка». Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку

брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать

жевание.

Упражнения для языка.

«Язычок в чащобе». Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями

(зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей

поверхности.

«Пролезаем через бурелом». Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается

между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от

зубов на языке — это тропинки в лесу.

«Мелькает беличий хвостик». Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно

высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта.

Челюсти и губы при этом неподвижны.

Упражнения для губ и щек.

Нам радостно и весело в осеннем лесу, «улыбнемся друг другу и лесным

обитателям». Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

«Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в

норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке.

Втянуть щеки.

«Белочка грызет орешки». Улыбнуться и постучать зубами.

Дыхательная гимнастика :

«Прогулка в лесу»

Ведущий окликает детей. Каждый ребёнок, услышав своё имя, делает вдох,

складывает руки рупором и произносит: «Ау!». Педагог следит за длительностью

выдоха, звучностью голоса («Откликнись тише, громче», точностью артикуляции.

«Погреем пальчики»

Дети вдыхают, делают паузу, затем при выдохе «греют пальцы», дуют на них,

длительно произнося [ш] [ф] [х].

«Дерево»

Дети поднимают руки над головой, делают вдох, пауза в 3 секунды, затем, покачивая

руками, произносят звук [ш]. После дети опускают руки вниз («ветер затих»).

Повторить 3 – 4 раза.

Комплекс № 9

Тема: «Кто живёт в лесу?» (дикие животные)

Пальчиковая гимнастика :

«Дикие животные»

Дикие животные водятся в лесу. (Последовательно соединяют одноименные

пальчики правой руки с левой, начиная с

больших.)

Здесь увидеть можешь ты (Вытягивают руки вперед ладошками вверх.)

Волка и лису, (Последовательно соединяют пальчики с

Зайца и медведя, большим на одной руке, затем на другой.)

Белку и ежа,

Оленя и лося.

Прячет всех надежно (Зажимают пальчики в кулачок.)

Лесная тишина. (Подносят указательный пальчик к губам.)

Артикуляционная гимнастика :

«Пощёлкать зубами» : как это делает злой волк.

«Зайка» : покусать верхними резцами нижнюю губу.

«Заяц грызёт кочерыжку» : покусывать язык, постепенно втягивая его в рот.

«Заяц и морковка»

Зайчишка-трусишка

По болоту бежал,

в огород забежал,

Нашёл морковку, грызёт её ловко.

(потешка) :

- Заяц, заяц, чем ты занят?

- Кочерыжку разгрызаю.

- А чему ты, заяц, рад?

- Рад, что зубы не болят!

«Хвостик» : покачать высунутым изо рта языком из стороны в сторону.

«Волчок заводит моторчик»--открыть рот, язычок за верхними зубами, губы в улыбке.

Во время произнесения звука Д-Д-Д-Д производить коле-бательные движения чистым

пальчиком из стороны в сторону.

Дыхательная гимнастика :

«Дом большой, дом маленький»

«Лиса идёт по следу» : короткие частые вдохи носом.

Лисонька-лиса

след зайца взяла.

Носиком повела,

по следу пошла:

Прислушивается, принюхивается.

«Согреем лапки» : подуть на руки, выдыхая ртом тёплый воздух.

Зайке холодно в лесочке:

Греет лапки под кусточком.

Комплекс № 10

Тема: «Домашние животные и птицы»

Пальчиковая гимнастика :

«В деревне»

Я в деревне отдыхаю, (Руки на столе ладошками вниз. Разводят

и соединяют пальцы правой руки.)

Всех зверей домашних знаю: (Разводят и соединяют пальчики левой

руки.)

Кролик, лошадь,

Кот, корова и свинья,

(Называя животное, поднимают и

удерживают на весу каждый пальчик

левой руки, начиная с большого.)

И коза с козлом,

А еще баран с овцой,

Да верный пес –

(Поднимают и удерживают на весу

каждый пальчик правой руки, начиная с

большого.)

Помощник мой. (Большой пальчик правой руки

поднимают вверх, указательный

сгибают, остальные вытягивают вперед

и прижимают друг к другу – «собака»,

левая рука лежит на столе ладошкой

вниз.)

Артикуляционная гимнастика :

«Телёнок»--жевательные движения, рот при этом закрыт.

«Сердитый Пушок»--рот приоткрыт, язык в виде «мостика».

«Копытца»--поцокать язычком, при этом рот открыт.

Язычок ведь, как копытца,

Может звонко потрудиться.

Цок, цок, цок, - и не устанет,

Лишь усердней цокать станет.

«Пушок лакает молоко»--лакательные движения языком.

Любит котик молочко,

Пьёт его из блюдечка.

Как? Охотно и легко.

Не устав нисколечко!

«Лошадка улыбается»--губы растянуты в улыбке, зубы сжаты и хорошо видны.

«Собачке жарко!»

Жарко нашему Дружку:

(Язык высунуть изо рта, частые вдохи и выдохи.)

Он побегал по лужку!

Язык в сторону свалился, (соответственно)

Дружок устал, - воды напился. (Лакательные движения языком.)

Дыхательная гимнастика :

«Кошка мяукает»

И. п. : о. с. 1-перебирать лапками перед собой (вдох); 2- на выдо-хе произносить: «Мяумяу! Мяу-мяу!» Повторить 2-3 раза.

«Собака лает»

И. п. : о. с. 1- вдох носом; 2- на выдохе произносить: «Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!» Повт. 3-4

раза.

Комплекс № 11

Тема: «Животные Севера и Юга»

Пальчиковая гимнастика :

Если в жаркую страну (Сжимают и разжимают пальчики.)

Я случайно попаду,

То увижу там (Соединяют все пальчики с большим на

обеих рук, образуя «бинокль», подводят к

глазам.)

шакала, бегемота, носорога,

Кенгуру, гиппопотама,

Обезьяну, тигра, льва,

Крокодила и слона.

(Разгибают по очереди пальчики на

правой и левой руках, начиная с

большого.)

Хорошо живется им – (Хлопают в ладоши, разводят руки в

стороны.)

Не бывает снежных зим. (Указательным пальчиком двигают влевовправо.)

Артикуляционная гимнастика :

«Жираф-великан достает ветки высокого дерева». Поднять голову вверх (шея

напряжена). Опустить голову вниз (расслабление).

Шея жирафа длинна и гибка, ветки жираф достает свысока. (Н. Стожков)

«Слон машет хоботом». Повороты головы в стороны. При повороте — вдох носом.

При возвращении в исходное положение — выдох ртом.

«Бегемот».

Широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости.

Бегемот разинул рот,

Булку просит бегемот.

(С. Маршак)

«Банан за щекой у обезьянки». Надувать по очереди правую и левую щеки.

«Сигнал опасности у обезьянок». Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать

высокие и низкие звуки — щелчки, обращая внимание на изменения высоты звука.

Дыхательная гимнастика :

«Бегемот в воде» - медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт

расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько может. Затем плавный

выдох через нос. Упражнение выполняется бесшумно и плавно. Повторить 5-10 раз.

«Слон пьет воду»--И. п. : о. с.

1-вытянуть губы трубочкой и сделать глубокий вдох, втягивая воздух в себя; 2-выдох.

Повторить 3-4 раза.

Комплекс № 12

Тема: «Моя малая родина» (город)

Пальчиковая гимнастика :

«Город»

Я по городу хожу,

Я про город расскажу.

Ходьба на месте

Поликлинники, аптеки,

Магазины, заводы и библиотеки.

(Сгибают пальцы на обеих руках)

Много здесь жилых домов

И деревьев, и цветов

(Разжимать по очереди пальцы)

ЦУП, ракета и музей, (Стучать пальчиком о пальчик)

Город нужен для людей. (Хлопки)

Артикуляционная гимнастика :

«Ремонт дома». «Приколачиваем оконные рамы» Произносить на одном выдохе

звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-туктук».

«Сверлим дырки дрелью». Произносить звуки: т-т-т, д-д-д за верхними зубами и

пальчиком выполнять вибрацию язычка: др-р-р-р; тр-р-р-р.

«Красим крыльцо». Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем

нижние. Далее облизывать зубы по кругу.

«Красим потолок». Кончиком языка проводить по небу—от мягкого неба до верхних

зубов.

«Укладываем полы». Распластать язык на дне ротовой полости.

«Уборка дома». Твой рот, как дом. Представь, что твой язык – тряпка, и протри свой

дом.

Протри порог дома – высуни язык и оближи всё вокруг нижней губы, водя языком

вперед-назад.

Протри верхнюю часть двери – оближи верхнюю губу всю, от одного уголка до

другого, водя языком вперед-назад.

Протри всю мебель внизу – проведи языком по нижним зубам.

Протри все комнаты наверху – проведи языком по верхним зубам.

«Моем окна». Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней

губам.

А теперь вытряхни тряпку на улице – высуни язык и покачай им из стороны в

сторону.

Дыхательная гимнастика :

«Качели»

Качели вверх (вдох,

Качели вниз (выдох,

Крепче ты, дружок, держись.

«Клумба возле дома».

Возле дома растут цветы, вдыхаем через нос, аромат: «а-а-ах!» - на выдохе.

«Зажжём фонарик в доме».

Опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе

сделать губы трубочкой и подуть на «фонарик».

Комплекс № 13

Тема: «Красноярский край. Россия»

Пальчиковая гимнастика :

«Моя страна»

Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)

Вот российская земля. (поочередно соединяют одноименные

пальцы рук)

Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия,

(крепко сжимают в «замок»)

Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)

Артикуляционная гимнастика :

«Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны

Улыбнуться без напряжения так, чтобы

были видны передние верхние и нижние

зубы. Удержать мышцы губ в таком

положении под счёт от 1 до 5-10.

Язык здоровается с подбородком»

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким

языком дотянуться вниз (к подбородку,

затем убрать язык в рот. Проделать

упражнение 5-10 раз.

Дыхательная гимнастика :

«Какая река длинная в Краснояске»

И. п. : о. с. 1 — вдох, руки в стороны, вверх,

подняться на носки; 2 — руки вниз,

опуститься на стопу, на выдохе

произносить: «А-а-а-х!». Повторить 3—4

раза.

И. п. : о. с. 1 — вдох; 2 — на выдохе

произносить: «С-с-с!»; 3 — вдох; 4 — на

выдохе произносить: «Ш-ш-ш!»; 5 —

вдох; 6 — на выдохе произносить: «Щ-щщ!». Повторить 2 раза.

«Вдыхаем запах леса»

И. п. : о. с. 1 — руки поднять вверх (вдох); 2

— руки опустить вниз (выдох). Повторить

2—3 раза.

«Шум реки.»

И. п. : о. с. 1 — вдох; 2 — на длительном

выдохе произносить: «Ш-ш-ш!».

Повторить 3—4 раза.

Шум леса

Комплекс № 14

Тема: «Здравствуй, зимушка – зима»

Пальчиковая гимнастика :

Весело зимой! Не хочется домой! (Хлопают в ладоши.)

Но ветер приближается- (Разводят руки в стороны.)

Вьюга начинается. (Покачивают над головой руками из

стороны в сторону.)

Крепчает мороз- (Сжимают с усилием кулачки.)

Щиплет щеки, щиплет нос (Пощипывают пальчиками слегка щеки и

нос.)

Руки стали замерзать- (Трут ладони.)

Надо их согревать. (Дышат на ладони.)

Вечер приближается- (Разводят руки в стороны.)

Темнота сгущается. (Закрывают руками глаза.)

Нам домой идти пора. (Пальчики «шагают».)

-До свидания! До утра! (Машут рукой на прощание.)

Артикуляционная гимнастика :

«Мороз трещит» [щщщщщщщщщщщщ]

(громко, тихо)

«Ветер свистит» [сссссссссссссссс]

(громко, тихо)

«Вьюга

завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу]

(громко, тихо)

«Лошадка на санях детей катает»

Поцокать широким язычком.

«Погреем ладошки» [хххххххххххх]

(сильно, слабо).

Дыхательная гимнастика :

«Снег идет»-- И. п. : ноги вместе, руки

подняты вверх.

1-плавно опускать руки (вдох носом); 2 –

на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!».

Повторить 3-4 раза.

Комплекс № 15

Тема: «Жалобная книга природы» (животные и зимующие

птицы)

Пальчиковая гимнастика :

Зимующие птицы

Прилетайте, птички! («зовущие»

движения пальцев)

Сала дам синичке. (4раза-«режущие»

движения одной ладони по другой)

Приготовлю крошки (пальцы щепоткой

«крошим хлеб»)

Хлебушка немножко. (тереть подушечки

пальцев друг о друга)

Эти крошки – голубям (вытянуть вперёд

правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям. (то же – левой

рукой)

Галки да вороны,

Ешьте макароны! (тереть ладонью о

ладонь, «катая из хлеба макароны»)

Артикуляционная гимнастика :

«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне

ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-амам».

«Клювы разных птиц». Медленно

всасывать щеки в зазор между зубами.

Губы плотно сомкнуты и вытянуты

вперед.

«Птенчики ждут пищу». Сделать из

языка «чашечку» и удерживать ее под

счет до «шести».

Дыхательная гимнастика :

«Синичка, лети!»

Техника выполнения: воздух набирать

через нос; плечи не поднимать; выдох

должен быть длительным и плавным;

необходимо следить, за тем, чтобы не

надувались щеки.

«Дятел»

Дети на выдохе произносят как можно

дольше звук «д-д-д…», ударяя кулачками

друг о друга.

Комплекс № 16

Тема: мониторинг

Пальчиковая гимнастика :

«Тише, тише не шумите»

Этот пальчик хочет спать (Загибают большие пальчики на обеих

руках.)

Этот пальчик лег в кровать (Загибают указательные пальчики.)

Этот пальчик чуть вздремнул (Загибают средние пальчики.)

Этот пальчик уж уснул (Загибают безымянные пальчики.)

Этот крепко-крепко спит (Загибают мизинчики.)

Тише, тише, не шумите… (Подносят указательный пальчик к

губам.)

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

(Поднимают руки и делают «солнышко».)

Будут птицы щебетать, (Машут сложенными накрест ладонями.)

Будут пальчики вставать! (Сжимают и разжимают кулачки.)

Артикуляционная гимнастика :

«Окошко»

1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот,

сомкнуть зубы, удерживать рот открытым

под счет до десяти. 2) открывать и

закрывать рот под счет 1, 2 : губы в

улыбке, зубы видны.

«Загнать мяч в ворота»

вытянуть губы вперед «трубочкой» и

длительно дуть на лежащий перед

ребенком ватный шарик, загоняя его

между двумя кубиками, стоящими

впереди на столе. Ворота постепенно

отодвигаются.

Щеки не надувать! Загонять шарик на

одном длительном выдохе.

Дыхательная гимнастика :

«Подуй на пальцы»

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав вдох, дуют на

пальцы, сложенные в щепоть.

«Бегемотик»

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.

Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох).

То животик опускается (выдох)

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох).

То животик опускается (выдох).

Комплекс № 17

Тема: «Мастерская Деда Мороза»

Пальчиковая гимнастика :

«Новогодний праздник»

Приходили к ёлке (Пальчики рук переплетены, из больших

пальчиков–верхушка «ёлочки».)

Зайцы, («Ушки» из указательного и среднего

пальчика.)

Белки, (Указательный и средний пальчики чуть

согнуть.)

Волки, (Большие пальчики подняты вверх,

указательные согнуты, остальные

пальчики прижаты и вытянуты вперед.)

Новый год встречали (Попеременно хлопают ладошками и

сжимают кулачки.)

И подарков ждали. (Вытягивают вперед руки ладошками

вверх.)

Артикуляционная гимнастика :

«Зимняя сказка»

Язычок приготовился слушать «зимнюю сказку».

«Лопата»- Он лёг на нижнюю губу, показывает какой он внимательный и

послушный.

- Очень хочется язычку послушать интересную зимнюю историю и от нетерпения он,

то выглядывает, то снова прячется за зубы «Прятки».

- Бегает язычок, ищет место поудобнее «Индюк».

- даже прищёлкивает, так хочет поскорее услышать историю «Лошадка».

Это было зимой, в конце декабря. На улице шёл снег, дул зимний ветер, который

гонял снежинки.

«Зимний ветер»--рот закрыт, круговые вращения язычком сначала в правую сторону,

затем—в левую.

«Мороз на дворе»--поднять язык за верхние зубы и постучать, произнося: «Тдд-т, тддтдд». Рот приоткрыт, зубы не смыкаются.

Заводить «моторчик» после каждого мытья рук.

Дыхательная гимнастика :

«Снежинка»

Снежинка кружится,

Снежинка летит.

Ко мне на ладошку

Снежинка спешит.

вдох через нос, длительный выдох через

рот, следить, чтобы щеки не надувались.

Сдуть «снежинки» с ладошки

Комплекс № 18

Тема: «С горки радостно качусь»

Пальчиковая гимнастика :

«Зимние забавы»

Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от

себя)

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком.

(Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга

снизу вверх)

Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая

широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла. (Дети показывают указательными пальцами

глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки –

нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны,

затем садятся на корточки, закрывая голову

руками)

Артикуляционная гимнастика :

Щёчки»--надуть обе щеки

воздухом. Затем попеременно надувать

щёки.

Пухлые щёчки

У маленькой Вали.

В морозный денёк

Они алыми стали.

«Язык и горочка»-- провести языком по

нёбу сверху – вниз несколько раз.

Едет с горочки язык.

Он кататься так привык:

Сверху – вниз, по нёбу,

К зубкам, не к сугробу!

«Язык—мост»--открыть рот.

Высунуть язык, положить на нижнюю

губу.

Удерживать как можно дольше под счё т:

один, два, три.

Язык неподвижен!

Река замёрзла,

Покрылась льдом.

Язык на губке

Застыл мостом.

«Горочка»--язык–«горочкой», кончик

языка упирается в нижние

резцы. Удержать «Горочку» из языка под

счё т: один, два, три. Держать, держать

«горочку»!

Сделаю я горочку,

Горочку круту.

Будет эта горочка

У меня во рту!

«Холодно зимой»--поднять язык за

верхние зубы и постучать, произнося:

«Тдд-т, тдд-тдд». Рот приоткрыт, зубы не

смыкаются.

Заводить «моторчик» после каждого

мытья рук.

Дыхательная гимнастика :

«Сугроб»--Все снежинки

(Вдох через нос)

Соберём в сугроб.

(Выдох через рот)

Чтоб не разлетались,

Накроем ручкой: Хлоп!

(Соответствующее движение ладошкой).

«Замёрзли ручки…»

Ручки замёрзли? (Подуть на руки

холодным воздухом: Ф-ф)

Подуем на них.

Дыханием тёплым

(Подуть на руки тё плым воздухом: Х-хх)

Согреем мы их. (Продолжить дуть

тёплым воздухом.)

Комплекс № 19

Тема: «Город мастеров» (ДПИ)

Пальчиковая гимнастика :

Много ль надо нам, ребят Руки держат перед собой, ладонями вверх,

затем скрещивают на груди

Для умелых наших рук? Руки держат перед собой, вращают

ладони

Краски, кисти и бумага

Карандаш и клей – наш друг.

Листики резные, бусинки цветные,

Ягоды лесные, камушки речные.

Станут украшением даже семена.

Поочередно загибают пальцы на одной,

затем на другой руке

Ручки поработают Сгибают руки в локтях, прижимают к

бокам, сжимают и разжимают кулачки

Будет красота! Хлопают в ладоши

Артикуляционная гимнастика :

«СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ»

Жил – был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик:

В домике этом красные двери,

Рядом с дверями белые звери.

Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике, то открываются, то закрываются (рот

закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из

домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на

крылечке (язык «лопаточкой» на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок

поёжился (язык «стрелочкой», спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок

убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по

крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д – д – д – д»). Язычок не скучал

дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губу

сверху вниз, рот открыт, потом котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю

губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок

посмотрел на часы, они тикали: «тик – так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком

язычка дотрагиваемся до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне

спать», - подумал Язычок.

Дыхательная гимнастика :

«Мышка принюхивается»

Учуяла мышка, как сладко пахнет

земляничка,

прибежала к ней, хочет ее съесть.

Дети делают несколько коротких вдохов

через нос, как бы вдыхая воздух

маленькими порциями, затем, небольшая

задержка дыхания, после которой следует

продолжительный выдох.

«Пожалеем Мишку»

Мишка наш совсем здоров –

Даже танцевать готов.

Ну и веселье у куклы и Мишки –

Полечку пляшут без передышки.

Дети дуют на ладошку как можно дольше,

стараясь, чтобы воздух выходил

равномерной струей.

Комплекс № 20

Тема: «Мамины помощники» (посуда, бытовая техника)

Пальчиковая гимнастика :

«Посуда»

Раз, два, три, четыре, (Чередуют удар кулачками друг о друга с

хлопком в ладоши.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладошка скользит по другой по

кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Загибают одноименные пальчики рук,

начиная с больших.)

Мы посуду перемыли, (Одна ладошка скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Поварешку потеряли.

(Загибают одноименные пальчики рук,

начиная с больших.)

Так мы маме помогали. (Чередуют удар кулачками друг о друга с

хлопком в ладоши.)

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы»Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Выполнение артикуляционной гимнастики регулярно помогает, как подготовить артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Дыхательная гимнастика 1. «Часики» – Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». 10-12 раз..

Дыхательная гимнастика. ЗОЖДыхательная гимнастика. ЗОЖ Цель:укрепление дыхательной мускулатуры;развитие верхних дыхательных путей,развивать речевое дыхание, что обеспечивает правильное произношение.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика»Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Картотека «Пальчиковая гимнастика» Картотека Пальчиковая гимнастика На прогулку Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками.

Пальчиковая гимнастика для детей младшей группы Упражнения первого комплекса 1 Ладони на столе (на счет раз-два пальцы врозь – вместе) 2 Ладошка-кулачок-ребро (на счет раз – два-три) 3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика для подготовительной группы
Опубликовано: 23 декабря 2023 в 22:39
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД