Калюга Наталья Анатольевна
Партнерские взаимоотношения взрослого и ребенка в познавательно-речевом развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Партнерские взаимоотношения взрослого и ребенка
в познавательно – речевом развитии».
Актуальность: детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить ребенка общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления и понятия, которые трудно осознать ребенку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях. Обновляя содержание образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей более интересной. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребенка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. Сказка – это язык детей. Поэтому если мы хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что – то ребенку, то нам следует заново освоить язык сказки. Трудно отрицать роль сказки в формировании языковой культуры. При слушании и чтении происходит развитие диалогической речи. А при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Чтение сказок содействует процессу развития с помощью слов, образов и сюжета. Сказка помогает в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причем интегрировано в ходе освоения содержания различных образовательных областей. Кроме того, восприятие сказки в полной мере отвечает потребностям ребенка в общении, в познании, в чтении, в проявлении активности и самостоятельности, самовыражении. И если сложить все тропинки радости, которые проложила сказка к детским сердцам, то получится интересная, длинная дорога.
Публикация «Партнерские взаимоотношения взрослого и ребенка в познавательно-речевом развитии» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Новизна состоит в том, что с помощью сказки мы можем много достичь: реализовать образовательные задачи, и «уроки сказок» не будут при этом напоминать «Маленькую школу», а помогают создавать доверительную атмосферу в группе и придают обучению развивающий характер. С этой целью мы создали модель работы со сказкой:
- выбор сказки
-чтение сказки
-беседа по содержанию
-пересказ сказки
- рассматривание иллюстраций
-придумывание нового сюжета (сказка на новый лад)
-создание сказки (продуктивная деятельность)
- театрализованная игра
- презентация сказки для детей других групп, сотрудников и родителей.
Практическая значимость состоит в том, что такая работа способствует возникновению творческой самореализации, у воспитанников формируется активность, самостоятельность, коммуникабельность и ответственность за общее дело.
Приложение № 1
Игра – драматизация по сказке В. Сутеева «Мешок яблок» (на новый лад).
Старший дошкольный возраст.
ОО «Чтение художественной литературы»
Тема недели: «Что за чудо сказки»
Цель: обеспечить коммуникативный контакт со взрослыми и сверстниками; создать условия и возможность для реализации собственных творческих идей детей.
Задачи: воспитываем морально-волевые качества личности;
• развиваем интерес к литературе и театру;
• развиваем психические процессы (память, внимание, речь, мышление);
• формируем нормы поведения;
• совершенствуем объяснительную речь и коммуникативные способности.
Материал и оборудование: шапочки-маски для героев: заяц, зайчиха, зайчонок-девочка, зайчонок-мальчик, волк, ворона, ромашка, букашка; мешок для зайца, галстук-бабочка для волка, букет цветов для зайчихи; телефоны 2 шт., корзина с овощами. Скатерть, самовар, ваза для конфет, конфеты, торт.
Декорации: деревья, яблоки, поляна, цветы, стол, скамейки, избушка.
Тук, тук, тук!
У ворот слышен стук
Двери отворяйте,
Сказочку встречайте!
Дети заходят берут атрибуты и расставляют на свои места.
Сказочница:
Как у леса на опушке
Заяц жил с семьей в избушке
У него росли ребятки –
Очень милые зайчатки
Утром заинька вставал,
Брал мешок и в лес шагал
Там искал грибы, орехи.
Но однажды в том лесу
Увидел яблоню – красу!
Заяц:
Яблочки на ветках висят высоко
Достать мне их будет нелегко.
Сказочница:
А волк за деревом сидел,
И на зайчика глядел.
Волк:
Мне в таком большом лесу
Очень скучно одному
Мне б дружка найти скорее,
Чтобы было веселее.
Заяц, заяц, подожди…
Сказочница:
Заяц очень испугался…
Заяц:
В лапы волку я попался!
Ворона:
Кар! Кар! Кар!
Волк у зайчат отца украл!
Ромашка:
Что ты, делаешь злодей?
Отпусти его скорей!
Букашка:
Заждалась уж ребятня
Зайчику домой пора.
Все (ворона, ромашка, букашка) :
Ждет его зайчиха – мать.
Волк! Пора ему бежать.
Волк:
Зайцу я хотел помочь
Не хотел его пугать
Я хотел с ним поиграть
Мне ведь грустно одному…
Заяц:
Ладно, серый, я прощаю
Всех вас в гости приглашаю.
С своей семьею познакомлю
Обед вам праздничный накрою.
Все собираются в гости (ворона, букашка, ромашка одевают волку галстук, дают цветы для зайчихи, броши – для зайчат)
В это время заяц звонит по телефону зайчихе
Заяц:
Я домой сейчас иду
И гостей с собой веду.
Зайчиха забеспокоилась, засуетилась и обращается к слушателям семинара
Зайчиха:
Чем мне подчивать гостей!
Подскажите поскорей.
(слушатели подсказывают и подают из зала зайчихе конфеты, печенье, скатерть, салфетки)
Приходят гости волк вручает зайчихе букет цветов, мешок яблок, ромашка, букашка, ворона одевают зайчатам брошки.
Зайчиха и зайчата благодарят и все вместе исполняют песню о дружбе.
Фрагмент подготовки к игре - драматизации
Игра – драматизация «Мешок яблок»