Венидиктова Анастасия
Патриотическое воспитание посредством внедрения в образовательный процесс регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Методический семинар
на конкурс «Воспитатель года-2015»
по теме «Патриотическое воспитание дошкольников посредством введения регионального компонента в образовательный процесс - донское казачество»
Уважаемые гости! Я бы хотела попросить у вас помощьв проведении методического семинара. Вы согласны? («Мозговой штурм») Итак, в процессе общения нужно выполнять следующие правила:
1. Не повторять.
2. Говорить всё, что придёт в голову.
3. Не критиковать.
Публикация «Патриотическое воспитание посредством внедрения в образовательный процесс регионального компонента» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
4. Записывать, что говорят, точно.
Вопрос: Что такое «патриотическое воспитание»?
Запись ответов на фланеллеграфе.
Слайд 2
Да, действительно, понятие «патриотическое воспитание» - всеобъемлющее.
В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план. В 80 – 90-е годы была распространена точка зрения, что в дошкольных учреждениях не следует «политизировать» педагогический процесс, тем более что многие исторические события не столь однозначны. Результат такого отношения – дефицит духовности и доброты, отсутствие любви к Отчизне. В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в детском саду рассматриваются как приоритетные, поскольку к концу дошкольного детства у детей формируется начало нравственного сознания.
Слайд 3.
В соответствии с п. 2.6. Федерального государственного образовательного стандартапатриотическое воспитание на современном этапе становится неотъемлемой частью педагогической деятельности детских садов, как первых звеньев в непрерывной системе образования, поэтому деятельность с детьми должна содержать региональный компонент. Цель.
Слайд 4.
Задачи данной деятельности отражают концептуальный подход к осуществлению нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Слайд 5.
В основу содержания ознакомления детей с Донским краем были положены конкретные принципы.
Слайд 6.
Созданная система образовательной работы включает следующие компоненты :
Слайд7
Организационный компонент предполагает преобразование предметно – пространственной развивающей среды, насыщенной богатым материалом краеведческого содержания. Для этого был спроектирован и в дальнейшем оформлен уголок казачьего быта в мини – музее детского сада «Рябинушка» «Малая Родина». Здесь собраны различные предметы казачьего быта.
Слайд 8-10
Особенностью такого уголка является то, что в его создании участвовали дети, педагоги и родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в нашем не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей.
Слайд 11
При реализации данного направления деятельности использовалась региональная авторская программа «Родники Дона» как программа развития у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края. Система занятий строится нами на основе народного календаря, с учетом принципа интеграции знаний о человеке и социальном мире.
Для лучшего освоения нового материала, мы распределили его по блокам. Каждый блок включает в себя беседы, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсии и конечно фольклорные праздники.
Все темы занятий взаимосвязаны и представляют единый комплекс с учетом усложнения материала, его развития и обобщения.
Слайд 12
В ходе деятельности использовались как традиционные, так и инновационные формы работы.
Слайд 13– 19
Перечисляются формы работы:
- экскурсия в мини-музей,
- знакомство с памятниками Донскому казачеству в Ростовской области,
- Встречи с представителями социокультурных организаций (Общество совета ветеранов, казачья община, поздравление ветеранов
- праздник казачьей ярмарки,
- посиделки «У деда Щукаря»
- выставки детских работ
Слайд 20
Несомненно, игры придают живое начало детской деятельности. Я использую
Подвижные игры («Плетень», «Караси и щуки»,
Слайд 21
сюжетно-ролевые («Казачья семья», «Горница»,
Слайд 22
дидактические игры («Одень казачку», «Узнай по описанию»,
Слайд 23
театрализованные («Осенины», «Хороши привалы, где казаки запевалы»)
Слайд 24.
Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение (природное и социальное). Поэтому большое значение уделяем экскурсиям по городу (экскурсии в городской музей, к памятникам города, Дворец культуры, школу, библиотеку и пр., где дети узнают много нового и интересного.
Слайд 25
Для проведения бесед и экскурсий создана методическая база с наглядно-дидактическими пособиями: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками, дидактическими и развивающими играми.
Слайд 26-30
Таким образом, каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности, был создан альбом «С чего начинается Родина?», изготовление макетов «Казачий курень», «Микрорайон Гуково», тематическое рисование «Дары природы», «Дон широкий»).
Слайд 31
Работа с детьми по приобщению к народной культуре невозможна без участия семьи. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа.
В работе с родителями наряду с традиционными я использую интерактивные и игровые методы.
Слайд 36
Немало важное значение уделяется и работе с педагогами.
Слайд 37
Мною проводились консультации на тему «Внедрение программы «Родники Дона» в образовательный процесс», «Как организовать предметно-развивающую среду в рамках реализации программы «Родники Дона»,«Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края».
Слайд 38
Интеллектуально-деловая игра «Люби и знай родной свой край».
В итоге на педагогическом совете было принято решение о внедрении и апробации разработанной системы работы в образовательный процесс на уровне детского сада.
Слайд 39
Подводя итоги проделанной работы, можно говорить о положительных достигнутых результатах:
1. Сформировано положительное отношение к своему родному краю и своей малой Родине
2. Повысился уровень знаний об историческом прошлом донского казачества
3. У детей сформированы представлении о традициях, укладе жизни казаков.
4. Повысился интерес к произведениям донских авторов.
Образовательная работа по патриотическому воспитанию детей через любовь к природе донского края достигает своего кульминационного момента к концу выпуска детей.
Слайд 40.
В дальнейшем планируется продолжение данной работы, для этого поставлены следующие задачи:
- создать картотеку утренней и пальчиковой гимнастики к программе «Родники Дона»;
- дополнить экспозиции музея домашней утварью, предметами одежды, старинными фотографиями;
- пополнить методическую копилку разработками конспектов занятий по программе «Родники Дона».