Лариса Анатольевна Игнатова
«Педагогические технологии в работе воспитателя по адаптации детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогические технологии в работе воспитателя по адаптации детей раннего возраста»
Дошкольная образовательная организация является одним из основных институтов социализации детей дошкольного возраста. С поступлением в детский сад в жизни ребёнка наступает ряд серьё зных изменений: появляется необходимость соблюдать режим дня, установить контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, выполнять определённые правила, усваивать основы дисциплины.
Публикация «„Педагогические технологии в работе воспитателя по адаптации детей раннего возраста“» размещена в разделах
Таким образом, приспособление (адаптация, к новым условиям требует изменения некоторых, сложившихся ранее связей, стереотипов поведения и быстрого образования новых. Это достаточно сложный период в жизни всех участников воспитательно-образовательного поля : ребёнка, его родных и персонала детского сада. От правильно организованного периода адаптации в детском саду зависит состояние малыша не только в момент привыкания, но и в дальнейшем.
В своей работе, в период адаптации, так сложилось, (что большую часть детей принимала одна, я использовала следующие технологии :
1. Здоровьесберегающие технологии.
Почему я выделила именно эти технологии? В период адаптации организм ребё нка испытывает нагрузку: психологические, эмоциональные переживания ослабляют его, делают уязвимым для разных инфекционных заболеваний. В это время важно, насколько возможно, обеспечить эмоционально-психологическое благополучие малыша, способствовать сохранению и укреплению его здоровья. Решить эту задачу мне помогают различные формы организации образовательного процесса: в режимных моментах (Слайд 2- зарядка, на занятиях, в свободной деятельности. Одним из факторов сохранения здоровья является чёткое соблюдение режима дня. Безусловно, посещение ребёнком дошкольного учреждения вносит определённые коррективы в уже сложившийся домашний режим дня. С этой целью был создан более гибкий, щадящий режим для некоторых воспитанников. Нашу группу посещает мальчик, который проживает в посёлке «Пролетарский». Первое время ребёнка привозили в детский сад немного позже, т. к. долго добираться и трудно поднимать мальчика утром. Другой пример: ребёнок начинал засыпать, не дождавшись обеда. (Слайд 3- дети кушают за столом.) Побеседовав с мамой, выяснили, что у них дневной сон раньше, чем в детском саду. По этой причине кормили мальчика первым и укладывали в кровать.
2. Личностно-ориентированные технологии.
В начальный период привыкания детей к детскому саду, как я уже отметила ранее, воспитанники часто напряжены, беспокойны, замкнуты. Общение со сверстниками и взрослыми налаживается медленно, преобладают отрицательные эмоции. Чтобы облегчить процесс адаптации, ускорить вхождение ребёнка в коллектив сверстников, важно «подобрать к нему ключик». А это невозможно без знания индивидуальных особенностей, склонностей, интересов малыша. Использование личностно-ориентированных технологий помогает установить с воспитанниками добрые, доверительные отношения, позитивно настроить его на окружающий мир.
Хотелось бы привести пример нежелания ребёнка идти на контакт с воспитателями, детьми - мальчик Андрей. (Слайд 4 – дети едут на автобусе). Ребёнок отличался от других детей поведением : был замкнут, насторожен, чрезмерный шум, крики других детей вызывали у мальчика раздражение, предпочитал только общество мамы, проявление внимания к нему, участие в его жизни со стороны педагога категорически отвергал. Это подтвердилось и после общения с мамой. По этой причине она привела ребёнка в детский сад позже остальных детей, когда пик адаптации в группе был пройден.
Во время приёма пищи тоже были определённые сложности. Андрей отказывался садиться вместе с детьми за стол. Но взяв кусок хлеба с тарелки, ходил с ним по всей группе. Вот так проходили завтрак и обед.
Привыкание организовывали дозированно, т. е. постепенно. Видя, что дети едят за столами, мальчик стал тоже подходить к столу, позволяя покормить себя стоя. Затем ненадолго стал садиться за стол на коленях взрослого. После перешли к самостоятельному нахождению за столом рядом с педагогом и, наконец, самостоятельно. Так же было и во время посещения музыкального зала. Вначале спускались вниз к залу и возвращались назад в группу. Затем посещали часть занятия, возвращались в группу с помощником воспитателя и вскоре вместе со всеми детьми.
В беседе с мамой выяснили, что мальчик любит собирать пирамидки, строить из кубиков, рассматривать книги. Чтобы Андрей не чувствовал себя одиноким я организовывала с ним индивидуальные игры: «Собери пирамидку», «Построй башенку», «Найди такой же», «Подбери пару», т. д. (Слайд 5 – мальчик делает постройку из кубиков). Путём такой целенаправленной работы Андрюша стал оттаивать, происходило постепенное включение его в различные виды деятельности во всех режимных моментах.
Индивидуальный подход прослеживается и во время воспитания культурно-гигиенических навыков.
(Слайд 6 – дети моют руки). Алёнка отказывалась от посещения туалета. По этой причине было предложено маме принести горшок из дома, и проблема была решена.
Ещё один пример: Матвей не расставался со своей подушкой. Чтобы процесс привыкания прошёл безболезненно, разрешили входить в группу с подушкой и укладываться на дневной сон с ней. (Слайд 7 – мальчик готовиться ко сну). Подушка сопровождала его весь день нахождения в детском саду. Это помогало ребёнку успокоиться, сохранить связь с родным домом. Подушка - кусочек дома.
Личностно-ориентированные технологии направлены на развитие присущих ребёнку личностных качеств и способностей, формирование положительной «Я» - концепции, развития творческих способностей. В группе мало говорящих детей, хорошо говорят, знают много стихов Полина М., Вася В. (Слайд 8 – девочка с книжкой). Во время чтения знакомых книг, потешек, стихотворений, малыши просят дать возможность высказаться. Это поощряется. Тем самым я помогаю ребёнку участвовать в самостоятельной речевой деятельности, проявить свою активность и способности.
3. Игровые технологии.
В сохранении хорошего настроения, положительных эмоций, отвлечения от негативных переживаний помогает игра. Игра – ведущий вид детской деятельности. Она раскрывает наклонности, увлекает и активизирует малышей, помогает объединить их, установить доверительные отношения. Игра должна сопровождать ребёнка весь период его дошкольного детства. Очень эффективен приём внесения игрушки (игрушку выбираю по теме календарного плана, вокруг которой строится образовательный процесс. Как правило, новая игрушка привлекает воспитанников, а с возникновением интереса я могу организовать с ними какую-либо деятельность (сюжетно-ролевую игру; чтение книг, подвижные игры; рисование или лепку; пригласить детей вместе с игрушкой на прогулку, т. д.) (Слайд 9 – дети лепят).
В группе есть девочка Алёнка, у которой очень сильно развито чувство собственничества. Входила в группу, держа игрушки в обеих руках, и не выпускала их из рук в течение дня. Чужие понравившиеся ей игрушки она тоже считала своими. Увидев у девочки игрушки из мультфильма «Маша и медведь», она решила забрать одну из игрушек, чем очень расстроила ребёнка. Пришлось пойти на хитрость. Напомнила Алёнке, что Маша и медведь всегда вместе и предложила обыграть игрушки с помощью строителя или в кукольном уголке. Тем самым подтолкнула воспитанников к объединению и совместной игре. (Слайд 10 – девочки играют на ковре). Всем взрослым, кто заходил в группу, Алёнка с гордостью рассказывала, что подружилась с Настей. Различные игровые проявления помогают нам настроить Алёнку на позитивное отношение к сверстникам.
Спустя полгода хочется отметить, что все воспитанники группы адаптированы к дошкольному учреждению, у детей появились определё нные достижения: малыши стали реагировать на речь взрослого, просьбы, ориентироваться в пределах ближайшего окружения (Слайд 11 – дети спускаются по лестнице в музыкальный зал). У воспитанников формируются разные виды деятельности: игровая, продуктивная, трудовая, познавательная, речевая.