Приложение МААМ

Этапы развития педагогического проектирования

Ирина Винокурова
Этапы развития педагогического проектирования
▼ Скачать + Заказать документы

«Этапы развития педагогического проектирования».

Этапы Характеристика

Развитие педагогического проектирования с античности до 20-х годов XX века (первый период) Социально-исторические предпосылки развития педагогического проектирования Специфика задач решаемых средствами педагогического проектирования.

Публикация «Этапы развития педагогического проектирования» размещена в разделах

Подводя итоги первого периода, подчеркнем, что к его завершению проектирование претерпело значительные изменения: от мысленных представлений ремесленника о будущем изделии до самостоятельной сферы деятельности, основанной на научных данных. В это время педагогика, заимствуя терминологию и общую сущность традиционного проектирования, создает единичные проекты, главной целью которых выступает предвидение перспектив развития педагогического объекта. Однако в основе педагогических проектов пока отсутствует методологическая база и общие концептуальные положения. Отмеченные моменты позволяют выделить сложившиеся к началу XXвека социально-исторические предпосылки дальнейшего развития теории и практики проектирования. К основным из них мы относим:

•техническую революцию, определившую новые приоритеты социально-экономического развития и обеспечившую существенное расширение предметного поля проектирования;

•потребности общества в развитии промышленности, обеспечившем широкое разнообразие видов технического проектирования;

•обособление проектирования от инженерной деятельности;

•совершенствование практического аппарата науки и привлечение ее к решению проектировочных задач. К XVIII веку в целом сформировались методы научного решения технических задач (преимущественно в механике, возникли первые технические учебные заведения, появилась специальная литература. Как отмечает В. Ф. Сидоренко, проектность стала «основным способом существования человека новой эпохи»*, а проектирование было признано интеллектуальной деятельностью по созданию будущего объекта. Техническая революция, изменившая представления о машине и производстве, способствовала распространению технологического проектирования, основной задачей которого стало разбиение процесса массового производства на составные части, чтобы исключить ручной труд рабочего и сделать машину по возможности самостоятельным производителем продукции

Педагогическое проектирование в 20-е–50-е годы XX века

(второй период). Этот период характеризуется превращением

проектирования в самостоятельную область человеческой деятельности, началом его научного исследования и признанием необходимости учета социальных факторов в техническом проектировании.

Следует подчеркнуть, что реализация последнего требования осуществлялась крайне нерегулярно, что в конечном итоге зачастую

приносило серьезные убытки экономике. Поэтому обязательное

проектирование социальных аспектов (тогда оно называлось социальным планированием, таких, как создание условий труда и повседневной жизни людей, планирование гражданского строительства и т. д. ,

остро нуждалось в специальных исследованиях.

Итоги второго периода развития педагогического

проектирования, отметим, что наука того времени нуждалась в

систематизации и упорядочении новых открытий и фактов, и ученые пытались найти общие методологические и гносеологические

основы для такого упорядочения. Это и

явилось главным источником дальнейшего исследования проектирования с точки зрения его

методологии. Кроме того, к этому моменту сложились и другие

социально-исторические предпосылки, определившие дальнейшее

направление развития проектирования, важнейшими среди которых являются следующие:

•смена общественно

-политического строя в нашей стране, вызвавшая необходимость реконструкции всех сфер общественной и экономической жизни на основе широкомасштабного

проектирования;

выраженная в социальном заказе необходимость проектирования в образовательном процессе нового типа личности;

дальнейшее распространение идей проектирования на социальные науки;

развитие практического аппарата технического проектирования и

его частичное использование при решении новых классов задач.

Следует отметить, что понимание новых перспектив использования проектирования и его дальнейшее распространение имели

неоднозначные последствия. С одной стороны, оно стало существенным стимулом для теоретического осмысления сущности проектирования, а с другой

—вызвало хаотическую эксплуатацию

терминологии, что в будущем привело к необходимости решения проблемы упорядочения представлений о проектировании, согласования представлений о нем с традиционными.

Педагогическое проектирование во второй половине XX века (третий период) В это время появляются первые методологические работы, посвященные научному анализу процесса проектирования. Общие основы теории проектирования были заложены

в работах М.

Азимова, Г. С. Альтшуллера, Дж. К.

Джонса, Я. Дитриха, П. Хилла

и других авторов. С этого момента проектирование строится на системных идеях и осознается как нелинейный процесс со

сложной внутренней структурой. Кроме того, изменяются мировоззренческие ориентации проектирования : начинают проектироваться

не только отдельные объекты, но и сложные системы и процессы

С середины XX века техническое проектирование характеризуется широким использованием самых разнообразных разделов не толькоклассической, но и современной математики, что позволило

принципиально решить проблем

у его адекватной реализации. Обще-

признанным стал следующий тезис: «применяя систему правил, принятых в математике, используя обозначение, введенное для представления физических явлений и их взаимодействий, можно математически предсказать многие следствия использования физических процессов в технике и определять, как будут протекать эти процессы и

вести себя при заданных условиях технические средства»

Социально-исторические предпосылки, обусловливающие основные направления дальнейшего развития проектирования. Основными из них являются:

-международные интеграционные процессы в образовании, сопровождающиеся распространением инноваций в теории и практике педагогики;

-потребности общества в проектировании и достижении гарантированных образовательных результатов;

-первые попытки построения целостной теории педагогического проектирования, включая выявление его закономерностей и принципов и уточнение понятийного аппарата;

-создание методик и технологий педагогического проектирования для массового использования в практике образования.

Широкое распространение педагогического проектирования в современных условиях определяется теми задачами, решение которых оно может обеспечить. Как отмечает Е. Н. Мельникова

, развитие теории управления и системного подхода к концу XX века во многом определили образ современного проектирования, которое

базируется на следующих положениях:

во

-первых, любая деятельность рассматривается с точки зрения соотношения приложенных

усилий (затрат) к полученному результату;

во-вторых, любая деятельность должна быть управляема;

в-третьих, любое проектирование основывается на системном подходе, где в качестве системы

выступают и объект, и процесс проектирования. Эти аспекты, а также интеграционные процессы, позволившие осуществлять международное сотрудничество в области образования, привели к возникновению целого ряда крупных проектов.

Указанные предпосылки в главных чертах определили современные представления о проектировании и основные проблемы,

связанные с его дальнейшим развитием. Так, интеграционные процессы способствуют повышению адекватности проектирования общественным потребностям;

распространение инноваций в педагогике, возможность которых определена Законом РФ «Об образовании», содействует массовому распространению проектировочной деятельности, как предваряющей внедрение любого новшества. Ориентация на достижение гарантированных образовательных результатов выражается

в технологическом подходе к деятельно-детальную предварительную разработку конечного результата (именно технологический подход к

педагогическому процессу определяет использование педагогического проектирования). Построение теорий педагогического проектирования содействует формированию единообразия в его понимании и возможности максимально использовать весь его эвристический потенциал. Создание методик и технологий педагогического проектирования для практики способствует повышению

эффективности педагогического процесса в целом.

Публикации по теме:

«Знаменитый Малевич». Этапы изготовления картины-инсталляции«Знаменитый Малевич». Этапы изготовления картины-инсталляции В предыдущей публикации я рассказывала о художественной выставке под названием «Пиратские копии». Зрителям были представлены копии картин.

Фотоотчет о проведении итогового педагогического советаФотоотчет о проведении итогового педагогического совета 31 мая 2016 года в ФГБДОУ "Детский сад комбинированного вида №53" прошел итоговый педагогический совет. За основу проведения взяла методические.

Характеристика деятельности педагогического работника в межаттестационный период Иванова Светлана Евгеньевна - учитель начальных классов, образование высшее. Педагогический стаж 27 лет, имеет первую квалификационную категорию,.

Интернет-ресурс педагогического работника Рада всем и приветствую всех, кто заглянул в гости! Хочу предоставить Вашему вниманию конкурсный материал по созданию интернет – ресурса.

Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления»Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления» Умение публично выступать достигается упорным трудом в сочетании с врожденными данными. Публичная речь- это средство достижения деловых.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми»Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми» Уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко.

Этапы работы над проектом «Гербарий «Плодовые деревья и кустарники нашего приусадебного участка»Этапы работы над проектом «Гербарий «Плодовые деревья и кустарники нашего приусадебного участка» Подготовительный этап проекта Поиск необходимой литературы по теме проекта Так как в этом проекте ребёнку помогали родители, то первоначальный.

Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе «Моё родное Подмосковье»Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе «Моё родное Подмосковье» Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное.

Заявление об аттестации педагогического работника В аттестационную комиссию Министерства образования Тверской области по аттестации педагогических работников организаций Тверской области,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этапы развития педагогического проектирования
Опубликовано: 1 июля 2021 в 15:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этапы развития педагогического проектирования» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Винокурова (УИ 1852519) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД