Ирина Винокурова
Этапы развития педагогического проектирования
▼ Скачать + Заказать документы
«Этапы развития педагогического проектирования».
Этапы Характеристика
Развитие педагогического проектирования с античности до 20-х годов XX века (первый период) Социально-исторические предпосылки развития педагогического проектирования Специфика задач решаемых средствами педагогического проектирования.
Публикация «Этапы развития педагогического проектирования» размещена в разделах
Подводя итоги первого периода, подчеркнем, что к его завершению проектирование претерпело значительные изменения: от мысленных представлений ремесленника о будущем изделии до самостоятельной сферы деятельности, основанной на научных данных. В это время педагогика, заимствуя терминологию и общую сущность традиционного проектирования, создает единичные проекты, главной целью которых выступает предвидение перспектив развития педагогического объекта. Однако в основе педагогических проектов пока отсутствует методологическая база и общие концептуальные положения. Отмеченные моменты позволяют выделить сложившиеся к началу XXвека социально-исторические предпосылки дальнейшего развития теории и практики проектирования. К основным из них мы относим:
•техническую революцию, определившую новые приоритеты социально-экономического развития и обеспечившую существенное расширение предметного поля проектирования;
•потребности общества в развитии промышленности, обеспечившем широкое разнообразие видов технического проектирования;
•обособление проектирования от инженерной деятельности;
•совершенствование практического аппарата науки и привлечение ее к решению проектировочных задач. К XVIII веку в целом сформировались методы научного решения технических задач (преимущественно в механике, возникли первые технические учебные заведения, появилась специальная литература. Как отмечает В. Ф. Сидоренко, проектность стала «основным способом существования человека новой эпохи»*, а проектирование было признано интеллектуальной деятельностью по созданию будущего объекта. Техническая революция, изменившая представления о машине и производстве, способствовала распространению технологического проектирования, основной задачей которого стало разбиение процесса массового производства на составные части, чтобы исключить ручной труд рабочего и сделать машину по возможности самостоятельным производителем продукции
Педагогическое проектирование в 20-е–50-е годы XX века
(второй период). Этот период характеризуется превращением
проектирования в самостоятельную область человеческой деятельности, началом его научного исследования и признанием необходимости учета социальных факторов в техническом проектировании.
Следует подчеркнуть, что реализация последнего требования осуществлялась крайне нерегулярно, что в конечном итоге зачастую
приносило серьезные убытки экономике. Поэтому обязательное
проектирование социальных аспектов (тогда оно называлось социальным планированием, таких, как создание условий труда и повседневной жизни людей, планирование гражданского строительства и т. д. ,
остро нуждалось в специальных исследованиях.
Итоги второго периода развития педагогического
проектирования, отметим, что наука того времени нуждалась в
систематизации и упорядочении новых открытий и фактов, и ученые пытались найти общие методологические и гносеологические
основы для такого упорядочения. Это и
явилось главным источником дальнейшего исследования проектирования с точки зрения его
методологии. Кроме того, к этому моменту сложились и другие
социально-исторические предпосылки, определившие дальнейшее
направление развития проектирования, важнейшими среди которых являются следующие:
•смена общественно
-политического строя в нашей стране, вызвавшая необходимость реконструкции всех сфер общественной и экономической жизни на основе широкомасштабного
проектирования;
выраженная в социальном заказе необходимость проектирования в образовательном процессе нового типа личности;
•
дальнейшее распространение идей проектирования на социальные науки;
•
развитие практического аппарата технического проектирования и
его частичное использование при решении новых классов задач.
Следует отметить, что понимание новых перспектив использования проектирования и его дальнейшее распространение имели
неоднозначные последствия. С одной стороны, оно стало существенным стимулом для теоретического осмысления сущности проектирования, а с другой
—вызвало хаотическую эксплуатацию
терминологии, что в будущем привело к необходимости решения проблемы упорядочения представлений о проектировании, согласования представлений о нем с традиционными.
Педагогическое проектирование во второй половине XX века (третий период) В это время появляются первые методологические работы, посвященные научному анализу процесса проектирования. Общие основы теории проектирования были заложены
в работах М.
Азимова, Г. С. Альтшуллера, Дж. К.
Джонса, Я. Дитриха, П. Хилла
и других авторов. С этого момента проектирование строится на системных идеях и осознается как нелинейный процесс со
сложной внутренней структурой. Кроме того, изменяются мировоззренческие ориентации проектирования : начинают проектироваться
не только отдельные объекты, но и сложные системы и процессы
С середины XX века техническое проектирование характеризуется широким использованием самых разнообразных разделов не толькоклассической, но и современной математики, что позволило
принципиально решить проблем
у его адекватной реализации. Обще-
признанным стал следующий тезис: «применяя систему правил, принятых в математике, используя обозначение, введенное для представления физических явлений и их взаимодействий, можно математически предсказать многие следствия использования физических процессов в технике и определять, как будут протекать эти процессы и
вести себя при заданных условиях технические средства»
Социально-исторические предпосылки, обусловливающие основные направления дальнейшего развития проектирования. Основными из них являются:
-международные интеграционные процессы в образовании, сопровождающиеся распространением инноваций в теории и практике педагогики;
-потребности общества в проектировании и достижении гарантированных образовательных результатов;
-первые попытки построения целостной теории педагогического проектирования, включая выявление его закономерностей и принципов и уточнение понятийного аппарата;
-создание методик и технологий педагогического проектирования для массового использования в практике образования.
Широкое распространение педагогического проектирования в современных условиях определяется теми задачами, решение которых оно может обеспечить. Как отмечает Е. Н. Мельникова
, развитие теории управления и системного подхода к концу XX века во многом определили образ современного проектирования, которое
базируется на следующих положениях:
во
-первых, любая деятельность рассматривается с точки зрения соотношения приложенных
усилий (затрат) к полученному результату;
во-вторых, любая деятельность должна быть управляема;
в-третьих, любое проектирование основывается на системном подходе, где в качестве системы
выступают и объект, и процесс проектирования. Эти аспекты, а также интеграционные процессы, позволившие осуществлять международное сотрудничество в области образования, привели к возникновению целого ряда крупных проектов.
Указанные предпосылки в главных чертах определили современные представления о проектировании и основные проблемы,
связанные с его дальнейшим развитием. Так, интеграционные процессы способствуют повышению адекватности проектирования общественным потребностям;
распространение инноваций в педагогике, возможность которых определена Законом РФ «Об образовании», содействует массовому распространению проектировочной деятельности, как предваряющей внедрение любого новшества. Ориентация на достижение гарантированных образовательных результатов выражается
в технологическом подходе к деятельно-детальную предварительную разработку конечного результата (именно технологический подход к
педагогическому процессу определяет использование педагогического проектирования). Построение теорий педагогического проектирования содействует формированию единообразия в его понимании и возможности максимально использовать весь его эвристический потенциал. Создание методик и технологий педагогического проектирования для практики способствует повышению
эффективности педагогического процесса в целом.