Яна Кулёва
«Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке» (Из личного опыта)
▼ Скачать + Заказать документы
«Планирование работы по развитию движений на прогулке».
Планирование работы по развитию движений на прогулке способствует закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышает двигательную активность детей. Важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Перед прогулкой интересуюсь у детей, в какие игры они хотят поиграть, для создания необходимых условий игр детей по желанию, поддерживаю инициативу, творчество в любом виде игр; выношу на улицу необходимое для двигательной активности детей оборудование.
Публикация «„Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке“ (Из личного опыта)» размещена в разделах
Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то организовываю игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставляю детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни организовываю двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволяет обогатить содержание их самостоятельной деятельности.
В дни проведения физкультурных занятий с детьми организовываю одну подвижную игру. В другие дни, когда занятие не проводится, планирую подвижную игру, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.). При проведении упражнений, основных видов движений использую разные способы организации (фронтальный,
подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации. Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях.
Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании
выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами - фронтально, т. е. всеми детьми одновременно. Упражнения в основных видах движений организовываю
по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание. Например, дети первой и второй подгруппы (с высоким и средним уровнем подвижности) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости (под контролем воспитателя) а дети третьей подгруппы (с низким уровнем подвижности) упражняются в разных видов прыжков
через скакалку.
Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут. Подвижную игру провожу со всей группой и повторяю её 3-5 раз. При организации известных игр предоставляю детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила. При разучивании новой подвижной игры чёткое, лаконичное объясняю её содержание. Отдельные элементы показываю. После объяснения перехожу к игре и по ходу игры уточняю то, что недостаточно хорошо запомнили дети. В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети.
При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет помогаю детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну
было и тех, и других детей).
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности. К обсуждению результатов игры привлекаю самих детей, приучая их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это способствует в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживает взаимоотношения в процессе совместных действий. На прогулке планирую подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты, при этом разучено 3-4 новые игры. Общая длительность игры составляет 10-12 минут.
Планирую не только различные подвижные, но и спортивные игры. Зимой: игра – хоккей. Спортивные упражнения:
· Катание на санках;
· Скольжение по ледяным дорожкам;
· Ходьба на лыжах;
· Катание на коньках;
· Метание снежков;
· Построение снежных сугробов, фигур.
Предлагаемые игры соответствуют зимней тематике, организовываю так, чтобы дети долго не стояли на месте в ожидании своей очереди. Провожу перебежки, игры, упражнения с бегом и метанием, используя при этом снег и лед: «Загони льдинку», «Перебежки со снежками», «Не пропусти шайбу». Катание на санках многие считают забавой, интересной только для детей младшего дошкольного возраста. Однако это спортивное упражнение способствует развитию, ловкости,
выносливости и находчивости у детей. Если внести в катание на санках элементы соревнования, то это упражнение станет любимым развлечением и у старших дошкольников («Кто первый доберется до флажка?», «Кто быстрее?», «Ловкие и
быстрые» и др.).
На прогулках (дневных, вечерних) значительное место отводится самостоятельной двигательной деятельности детей. Чтобы развивать самостоятельную деятельность дошкольников, тщательно продумываю, какие физкультурные пособия и спортивный инвентарь следует брать с собой на участок, где и как разместить игровой материал. Зимой на площадке детского сада можно соорудить снежный лабиринт, снежные фигуры, сделать из снега и льда горки для катания на санках, залить ледяные дорожки, построить из снега цели для метания снежков (пароходы, машины, ракеты и др.). Активизация двигательной активности детей на прогулке должна происходить в полной мере и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Планирую прогулки – походы на стадион, в парк. Они представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной активности детей, в ходе которой, не только решаются оздоровительные задачи, но и формируются двигательные навыки и физические качества детей, воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе.