МААМ-картинки

Сообщение из личного опыта «Развитие речи детей в первой младшей группе с использованием технологии ТРИЗ-ртв»

Ирина Назарова
Сообщение из личного опыта «Развитие речи детей в первой младшей группе с использованием технологии ТРИЗ-ртв»

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Решение этой задачи невозможно без расширения словарного запаса, воспитания звуковой культуры речи и формирования грамматического строя, то есть развития всех сторон речи.

Публикация «Сообщение из личного опыта „Развитие речи детей в первой младшей группе с использованием технологии ТРИЗ-ртв“» размещена в разделах

В возрасте 2-3 лет у подрастающего человека формируются первые мыслительные операции обобщения и абстрагирования. Дети начинают считывать, понимать и оперировать моделями (значками, игрушками, картинками, схемами). Происходит познание мира через чувственное восприятие признаков объектов. Детьми усваиваются сенсорные эталоны, которые позволяют малышу пользоваться ими как ориентирами в процессах восприятия и познания окружающих объектов.

Познание мира подрастающего человека в основном идет путем определения некоторых признаков объектов с помощью анализаторов.

Анализаторы:Зрительный анализатор. Тактильный анализатор. Вкусовой анализатор. Слуховой анализатор. Обоняние

В педагогике раннего возраста существует проблема поиска оптимальных средств формирования у детей умений выявлять признаки и делать описание объекта.

Универсальным механизмом формирования способностей определять признаки объектов и с ними работать является модель «ОБЪЕКТ - ИМЯ ПРИЗНАКА - ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЗНАКА». Признаком мы называем такую – характеристику объекта.

Например: Слон (объект) - большой (признак) или имеет размер (тоже признак). Эти характеристики можно разделить по принципу – признак, который мы воспринимаем органами чувств (конкретный) и признак, который является обобщенной характеристикой и органами чувств не воспринимается (обобщенный).

Например: печенье - квадратное – признак конкретный, распознается зрительным и тактильным анализаторами; печенье имеет форму – признак обобщенный и не воспринимается анализаторами.

Получается обобщенный признак – ИМЯ ПРИЗНАКА, который состоит из неограниченного множества конкретных ЗНАЧЕНИЙ этого признака.

Необходимо первоначально направить усилия на целенаправленное формирования обобщенного понятия ИМЯ признака, а ЗНАЧЕНИЯ данного признака находить с помощью органов чувств

Вне НОД проводится тренинги по узнаванию изображений имен признаков и поиску их значений в ближайшем окружении по алгоритму:

1 шаг – игровые упражнения по поиску значений какого – либо одного признака в ближайшем окружении. Обязательно в речи воспитатель проговаривает несколько раз имя признака.

Например: «Давайте, ребята, поищем в каком МЕСТЕ у нас находятся книжки? Вот эта книжка на полочке, ее МЕСТО – полка. МЕСТО другой книжки – стол. МЕСТО еще одной книжки - сумка».

2 шаг – воспитатель показывает схематическое обозначение данного имени признака. От имени этого значка задает вопрос. Например: «Этот значок спрашивает нас: в каком МЕСТЕ что-то находится?».

Имя признака – место.

В каком месте находится яблоко?. груша?

Значок места вешается на пособие с именами признаков.

3 шаг – в течение длительного времени (7-10 дней) воспитатель обращает внимание детей на значок имени признака и от имени него задает вопрос к

объекту. Дети ищут значение данного признака в окружении. Например: воспитатель: «Какой вопрос задает нам этот значок?» Ответы детей : «Значок

спрашивает про место». Воспитатель: «Давайте ответим нашему значку, в каком МЕСТЕ находится у нас серый котёнок (на стуле)», рыжий котёнок (под стулом)

В возрасте 2-3 лет детям надо давать возможность знакомиться с одним каким либо именем признака в течение достаточно длительного времени. Ориентировочно около 2 недель идет работа с одним признаком. Воспитатель организует процесс чувственного восприятия детьми значений какого-то признака через каналы восприятия. Например, с именем признака ФОРМА дети играют в течение 2-2,5 недель. Они узнают значения этого имени признака в первую очередь руками (тактильный анализатор, а потом и глазами (зрительный анализатор).

Поиски значений этих признаков идет в ближайшем окружении.

Постепенно, дети, глядя на схему (значок) имени признака делают элементарное описание какого-либо объекта.

У маленьких детей значительно быстрее идет формирование способностей анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать. Основная масса детей в конце года самостоятельно открывают схему какого - либо имени признака, начинают искать значения этого признака в ближайшем окружении, называть его, сравнивать и делать простейшие выводы.

Например, имя этого признака - Размер.

Кошка – большая, а котёнок – маленький по размеру, корова – большая, а телёнок – маленький

Воспитателю надо свою речь пополнить словами и словосочетаниями «объект», «признак», «название признака», «признак места», «признак количества» и др. Эти термины часто называть маленьким детям. Понятия имя признака и значение признака сложатся много позже, а пока дети только начинают различать, о чем идет речь и искать в окружении проявление данного имени признака.

В игре дети легче усваивают и пополняют свой словарный запас. В этом помогают такие игры, как: Круги Луллия, где задания предполагают не один, а несколько правильных ответов, а выбранный ответ надо объяснить:;

«Разложи объекты на свои места», «У нас порядок»

Дети двух-трех лет активно познают мир. Малыши хотят выразить свои впечатления в речи, но для этого им не хватает активного словаря. Мы предположили, что накопление произносимых слов будет идти намного быстрее, если ребятам будет интересно «играть» словами и предложили детям придумывать небольшие стихотворения. В свободной деятельности мы занимались составлением двустрочных рифмовок с детьми младшего дошкольного возраста. Актуальность и выбор этого вида деятельности определены следующими факторами: во-первых, у дошкольников есть интерес к стихотворным текстам; нужно только развивать желание детей играть в стихи и со стихами, в рифмы, ритмы, звукоподражания; это способствует становлению правильного произношения трудной фразы или сложного звукосочетания; во-вторых, существует необходимость воспитания у детей способности чувствовать художественный образ, интонационную выразительность речи, развития поэтического слуха; в-третьих, дети 2,5-3,5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве, но из-за возрастных и физиологических особенностей не могут.

На начальном этапе мы стремились к тому, чтобы вызвать у детей интерес к художественным произведениям, содержащим игры в рифмы, ритмы, звукоподражания. Для этого мы использовали потешки, прибаутки, стихи – диалоги и др. Заучивание и обыгрывание таких стихов – диалогов, помогло нашим детям освоить интонационную выразительность речи. Хочется отметить положительное влияние драматизации произведений поэтического творчества. Не длинные, но выразительные в речевом отношении детские стишки такие как «Жили у бабуси два весёлых гуся…», «Кисонька-Мурысонька», стихотворения А. Барто.

Одновременно мы вводили игры и творческие задания по развитию словесного творчества и формированию навыков рифмования у детей. Вначале учились с детьми подбирать рифмы с помощью картинок

Рыжий … щенок

Нюхает … цветок.

Котёнок взял листок

Нарисовал на нём цветок.

Само понятие «рифма» детям не давалось; раскрывали определение понятий «складно», «нескладно». Так проводились игры «Складные картинки», «Рифмочки и нерифмушки». Дети легко освоили правила и алгоритм данных игр. Следующим шагом была работа по формированию у детей умения на договаривание слова в рифму. Использовались такие игры : «Доскажи словечко», «Отгадывание загадок», «Чудесный мешочек», «Кто кем становится» и др. У детей появился интерес к звуковой форме слова, они начали пользоваться осмысленной речью, научились подбирать рифмующиеся слова, так как данные игры содержат достаточную информацию, в них есть намёки и подсказки, звукоподражания. С целью развития такой особенности как «рифмотворчество», характерной для детей данного возраста проводили такие виды работ, как: множественное повторение одного и того же слова; манипулирование словом путём его изменения; составление нелепых рифм. Такие действия со словом способствовали усвоению детьми звуковой материальной формы слов, у детей увеличился запас используемых слов.

Творческие задания и упражнения по обучению детей рифмованию, представленные как игры подвели к освоению детьми алгоритма создания рифмованного текста. Предварительно мы познакомили детей с моделью двух строчного текста, к ней были подобраны и зачитаны стишки, провели работу по освоению детьми данной модели.

Итогом работы являются двустрочные рифмовки.

Творческие задания и упражнения по обучению детей рифмованию, представленные как игры подвели к освоению детьми алгоритма создания рифмованного текста.

Много ёлочек в лесу,

Мы увидели лису.

Мишка пошёл в лес

И на дерево залез.

Мальчик вышел погулять,

В мяч зелёный поиграть.

Проведённая работа показала, что познание мира с помощью имён признаков и сочинение рифмовок, которое способствует удовлетворению потребности детей в стихосложении, дает толчок для самостоятельного накопления словаря. Стихотворение – это и есть словесная «игрушка». И в то же время детская поэзия – это особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.

Литература.

1. А. Г. Апресова, Н. А. Гордова, Т. А. Сидорчук Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет по подготовке к формированию элементарных математических представлений, 010 г. ;

2. Андреева Е. В. Карты универсального описания объектов как средство обучения мыслительным приемам ТРИЗ – РТВ. // Материалы научно – практической конференции «Технологизация профессионального гуманитарного образования». – Ульяновск, 1999.- С. 4-5.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т. 2. М., 1983.

4. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В., Методика формирования у дошкольников

классификационных навыков, 2009 г. ;

5. С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко, Круги Луллия, 2008 г. ;

6. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В., Методика обучения дошкольников

составлению логических рассказов по серии картинок, 2009 г. ;

Публикации по теме:

Игра «Путешествие в лес» для детей 4–7 лет с использованием педагогической технологии ТРИЗИгра «Путешествие в лес» для детей 4–7 лет с использованием педагогической технологии ТРИЗ Цель: формирование у детей понятия имени признака; формирование умения задавать вопросы. Игровое действие: в игре участвуют 2-4 человека.

Дидактическая игра «Запутанные слова» для детей 6–7 лет с использованием ТРИЗ-технологииДидактическая игра «Запутанные слова» для детей 6–7 лет с использованием ТРИЗ-технологии Цель: Формирование у детей буквенного гнозиса. Совершенствование умения выполнять буквенный анализ и синтез слов. Оборудование: Две три.

Конспект НОД по речевому развитию в первой младшей группе с использованием ИКТ и игровой технологии. Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в первой младшей группе с использованием ИКТ и игровой технологии.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей первой младшей группы с элементами ТРИЗ «Котик-коток» Цель. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями. Задачи: 1) Формировать познавательную активность с помощью элементов ТРИЗ.

Конспект развивающего дидактического занятия с использованием технологий ТРИЗ «Подбери по цвету» в первой младшей группе Виды детской деятельности: Игровая, художественно творческая - лепка, чтение художественной литературы, двигательная, продуктивная, познавательная,.

Конспект занятия с использованием современной образовательной технологии ТРИЗ в старшей группе «Нам по силам волшебство» Цель: развитие умений находить нестандартные подходы в решении проблемных ситуаций. Интеграция образовательных областей: Познавательное.

Конспект занятия по математике с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе компенсирующей направленности Конспект открытого интегрированного занятия по математике с использованием технологии ТРИЗ в старшая группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ «Снег» Интеграция областей-"Социализация", "Коммуникация", "Познание","Художественное творчество","Безопасность" Цели:продолжать расширять представления.

Обобщение личного опыта по работе с родителями во второй младшей группеОбобщение личного опыта по работе с родителями во второй младшей группе Я работаю во второй младшей группе детского сада. Для меня важно знать не только особенности ребенка, но и те проблемы, которые часто возникают,.

Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром (из опыта работы) Сообщение из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром Давыденко Татьяна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из личного опыта «Развитие речи детей в первой младшей группе с использованием технологии ТРИЗ-ртв»
Опубликовано: 7 января 2016 в 21:58
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД