Нелли Бирюкова
«Перелётные птицы». Конспект занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и обогащение знаний о перелётных птицах.
Задачи:
Формировать представления о птицах (внешний вид, среда обитания, их разнообразии;
активизировать словарь, грамматический строй (согласование числительных с существительными);совершенствовать диалогическую форму речи; закрепить:
•последовательность времён года, весенних месяцев; классификацию диких птиц на перелётных и зимующих;
•правила безопасного поведения;
• умения:
Публикация «„Перелётные птицы“, Конспект занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
устанавливать соответствие между совокупностью
предметов, числом и цифрой;
сравнивать группы предметов разным способом:
пересчёт, соединение;
пользоваться схематично-знаковыми моделями;
понимать поставленную задачу, выполнять ее самостоятельно.
развивать навыки самоконтроля, самооценки; воспитывать у дошкольников чувство ответственности за судьбу птиц, желание помочь им.
Словарная работа: зимующие, перелётные (птицы, названия весенних месяцев: «травень», «цветень», «солнечник».
Интеграция областей: Познание, Музыка, Коммуникация,Социализация, Здоровье
Безопасность
Формы организации детской деятельности:
игровые ситуации, словесные дидактические игры, беседа, решение проблемных ситуаций, моделирование.
Предварительная работа: работа с моделями, чтение произведений, рассматривание иллюстрированного материала, выполнение заданий по ФЭМП, наблюдения в природе.
Материалы и оборудование:
иллюстрации диких птиц, мольберт, 2 обруча, плакат с изображением птиц -
малиновок и дроздов на деревьях; фонограмма пения птиц.
Знаковая система:
• «перелётные», «зимующие» птицы,
• коробочка с цифрами (от 0- 10)и знаками (<, >,для каждого ребёнка,
• модели " солнца" : весёлого и грустного,
• «Времена года»,
• схемы предложений «Весенние месяцы».
• Оформление маршрутов станций: «Временная», «Птичья столовая», «Математическая».
Ход непосредственной образовательной деятельности:
I. Вводная часть (воспитатель в кругу с детьми).
-Лучик солнца заглянул в окошко и освятил всё вокруг. Затем появилось солнышко. Ой, смотрите, какое оно? (Педагог показывает модель солнца.)
Дети : "Грустное, невесёлое, печальное".
-Какое оно было вчера?
Дети: "Лучистым и радостным".
• Введение в тему.
-Как сделать так, чтобы оно вновь стало лучистым, ярким и весёлым?
Мы с вами можем стать добрыми волшебниками и отправиться в путешествие. На лучах этого невесёлого солнышка есть задания, мы их должны выполнить.
II. Основная часть.
• Сюрпризный момент: звучит "голос" на DVD.
-Вы отправитесь в страну Волшебства и Доброты.
Двигаться будете по проложенному пути. (Показ на путь в виде стрелок.)
В дороге вы встретите задания и вопросы, выполнив которые помогут солнышку вновь стать весёлым и радостным.
В пути будьте осторожны, внимательны в незнакомой стране.
Соблюдайте правила безопасного поведения:
Двигайтесь все вместе, не отставая;
-помогайте друг другу;
-не берите незнакомые предметы;
-берегите природу, не обижайте обитателей страны.
А вот и начало маршрута. (Педагог обращает внимание детей на стрелку).
-Итак, в путь, друзья!
(Воспитатель с детьми движутся по направлению стрелок и подходят к мольберту, садятся на стульчики).
• Беседа по вопросам.
-Мы с вами прибыли на станцию Временную. (Педагог знакомит воспитанников с заданием на луче).
-Ответьте на вопросы:
-Какое в природе время года?
Дети: "В природе – весна. "
-Посмотрите на эти карточки. Как вы думаете, что они обозначают?
Дети:"Это времена года. "
• Дидактическая игра "Назовите времена года"(с использованием графических схем).
-Сколько времён года вы знаете? Мне нужны четыре помощника.
Возьмите карточки с изображением времён года, рассмотрите их и встаньте по порядку времён года, начиная с весны. Назовите их.
Дети: "Сейчас весна, а потом наступит лето, за летом придёт осень, затем будет черёд и зимы. "
-Дети, проверьте правильность выполнения задания.
• Беседа по вопросам.
-Какой сейчас месяц весны? (В природе - май).
-Какой он по счёту?
-Назовите весенние месяцы.
• Физминутка.
Давайте вспомним закличку о весенних месяцах. Встаньте, пожалуйста.
Март, март, солнцу рад!
Апрель, апрель- открывай скорее дверь!
Май, май, цветы собирай.
• Работа со схемой предложений. (Педагог показывает схему на мольберте.)
-Мы уже работали с этими схемами предложений. Наша задача- составить предложение по схеме про каждый месяц весны. Итак, как называется 1 месяц весны (Ответы детей.)
(Воспитанники составляют предложение по схеме. Приложение №1.)
-Почему на схеме он изображён в виде солнышка?
Дети: "В марте ярко светит солнце".
-Правильно, март в народе называется "солнечник".
-Как называется 2 месяц весны? (Ответы детей. Приложение №2)
-Почему на схеме он изображён в виде травы?
Дети: ”В апреле оживает природа, появляется зелёная травка. ”
-Правильно, апрель в народе называется "травень".Как называется 3 месяц весны? (Ответы детей. Приложение № 3.)
-Почему на схеме он изображён в виде цветка?
Дети: "В мае появляются цветы".
-Действительно, май в народе называют "цветень". Вы молодцы, давайте продолжим путь. (Движение происходит по направлению стрелок.)
Раздаётся фонограмма пения птиц.
• Дидактическая игра"Помоги птицам найти свою кормушку (классификация диких птиц : зимующие, перелётные).
-Мы пришли в удивительное место. Что вы видите перед собой? (Разные картинки, на них изображены птицы.)
-Каких птиц вы здесь видите? (Мы видим диких птиц.)
-Какая птица прилетела первой? Для чего птице нужны клюв, хвост, крылья, когти? (Ответы детей.)
-Все птицы перемешались. Давайте разложим птиц по своим местам. Как это можно сделать?
Дети: " Разделим диких птиц на зимующих и перелётных. "
-Предлагаю открыть птичью столовую. Здесь питаются зимующие птицы. (Педагог выставляет знак " зимующие птицы " и обруч.) А сюда слетятся перелётные птицы. (Выкладываются обруч и знак "перелётные птицы".)
- Возьмите карточки с изображением птиц и положите к нужной кормушке. Чтобы быстрее накормить птиц, давайте разделимся на две группы : девочек и мальчиков. Давайте проверим правильность выполнения задания. (Вызываются два ребёнка- эксперта от представителей групп.)
-Вы молодцы, добрые и отзывчивые.
• Словесная игра"Путаница".
- Давайте поиграем в игру" Путаница. " Для этого предлагаю присесть на эту замечательную полянку. В игре будьте внимательны.
-Тело птиц покрыто шерстью. Скворец живёт в дупле. Птенцы появляются из икринок. В тёплые края улетают перелётные птицы. Птицы строят гнёзда из досок. Птицы собираются в стадо и летят домой. Молодцы, вы очень внимательны. Предлагаю встать и немного размяться.
• Физминутка.
-Я назову слова чистоговорки, а затем вы по моему сигналу повторите за мной.
Ласточка, дружочек, прилетай скорей!
Остренький носик, белая грудка, чёрненький хвостик,
Песни распевай, весну встречай, нас не забывай!
• Сюрпризный момент: появление старика-Лесовика.
-Здравствуйте, дети! Ой, сколько здесь гостей! И гостям - здравствуйте!
Как вы думаете, откуда я к вам пришёл? (Ответы детей.)
-Правильно, я был в гостях в лесной школе, понаблюдал, как учатся птички.
Передаю вам привет от всей птичьей компании.
-Мне вручены для вас задания от Мудрой Совы. Для этого мы с вами пойдём в лесную школу. Маршрут есть - отправляемся в путь.
• Практическая деятельность: выполнение заданий Мудрой Совы в лесной школе.
(Дети с педагогом приходят в школу, садятся за столами. На столе у каждого воспитанника коробочка с цифрами от 0 - 10; знаки: <,>,=.)
Лесовик показывает цифры, спрашивает: ” Что это такое?”(Ответы детей.)
Задание №1.
-Разложите цифры от 0-10. Проверьте, пожалуйста, правильность выполнения друг у друга. (Осуществляется взаимопроверка, педагог проверяет правильность выполнения задания.)
- Покажите цифры: 5, 8, 10, 3.(деятельность детей)
Задание №2.
-Найдите соседей чисел: 4, 6. Покажите ответ на карточках в виде цифр.
(В ходе проверки выполнения задания Лесовик показывает правильный ответ, дети осуществляют самопроверку.)
Задание №3.
-А кукушка, когда её спросили о соседях числа 7, подняла вот это: 8 и 9 – это верно? Исправьте, пожалуйста.
• Физминутка.
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг- скок, прыг- скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Задание № 4.
На доске появляется плакат с изображением птиц : дроздов и малиновок, расположенных на деревьях слева и справа.
-Птички прилетели на деревья и сели на веточки. Какое дерево слева? Ответ: "Берёза. "
-Какие это птицы? (Это малиновки.)
-Какое дерево справа? (Это дуб.)
-Какие это птицы? (Это дрозды.)
-А дрозды и малиновки – какие птицы? Каких птиц больше? Что нужно сделать, чтобы узнать, каких птиц больше на деревьях? (Ответы детей.)
-Сколько дроздов? (Их на дереве- 4.)
-Давайте сосчитаем: 1 дрозд, 2 … дрозда и т. д. Обозначьте нужной цифрой.
Аналогично проводится задание с малиновками. Их на берёзе-6.
-Кого же больше? Поставьте знак. (Дети выполняют задание самостоятельно. Лесовик вызывает ребёнка для проверки. Остальные воспитанники осуществляют самопроверку.)
-Это правильное решение. Проверьте, пожалуйста, себя: у кого такой же ответ - поднимите сигнал зелёного цвета. У кого другой - сигнал красного цвета. Исправьте своё решение. Спасибо за честность, очень важно признавать и исправлять свои ошибки. Давайте прочитаем запись этого выражения. На сколько дроздов меньше, чем малиновок? Как это легче узнать, сравнить?
• Практическая деятельность: Лесовик предлагает детям поиграть с ним в игру "Соединялочка". В ходе игры соединяются изображения пары птиц на деревьях.
-Кого же больше? На сколько? (Ответы воспитанников.)
-Все задания Мудрой Совы выполнены. Молодцы, думаю, солнышко вновь станет радостным. Я приглашаю вас вернуться к началу нашего пути.
III. Итог путешествия: педагог показывает другое солнышко.
-Посмотрите, что произошло? Какое солнышко стало?
Ответы детей : "Весёлое, радостное и лучистое. "
-Как вы думаете, мы с вами справились со всеми заданиями? Какие добрые дела совершили? Что вам, особенно, запомнилось в путешествии? (Ответы детей).
-Я думаю, что нашей помощи ждут ещё многие. А это значит, что путешествия на этом не заканчиваются. Ваши знания помогли справиться с заданиями и пройти весь путь. А доброта и неравнодушие сделали вас добрыми волшебниками. Каждый человек может совершить удивительные поступки и тогда его дела будут весёлыми, добрыми и солнечными.