Марина Волкова
Перспективный план по речевому развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
(продолжение)
Февраль
1
неделя
«Неделя добрых дел» «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Сравнение предметных картинок»»
О. С. Ушакова
«Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет».
С. 152 Учить пересказывать текст произведения Е. Чарушина «Курочка»,
Учить сравнивать курицу и цыпленка (на картинках,
подбирать определения и антонимы (слова с противоположным значением). Согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.
Публикация «Перспективный план по речевому развитию в средней группе» размещена в разделах
Картинки с изображением курицы и цыплят. Загадывание загадки, рассматривание картинок, физминутка «Цыплята», чтение рассказа,
Вопросы по содержанию,
пересказ рассказа детьми.
Дидактические игры: «Разведчики».
Чтение «Сказки о жадине».
Заучивание стихотворения
Г. К. Кружкова «Р-р-р-ры!».
Проговаривание чистоговорок и скороговорок.
Литературный калейдоскоп (по известным детям стихотворениям, сказкам, рассказам, потешкам).
Мини-сценка «Хозяйка и кот». Прсмотр мультфильма «Цветик – семицветик» по сказке В. П. Катаева.
2
неделя
«Труд взрослых» «Описание картинок».
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи».
Стр. 9 Учить детей описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя существенные признаки. Картинки с изображением зайчат. Три щетки: для чистки зубов, для обуви, для одежды. Игровая мотивация, вопрос-ответ, рассматривание, рассказы детей. Д/и «Помоги Буратино выбрать слово».
Беседа о культурно-гигиенических навыках, «Труд взрослых».
Чтение В. Сутеева «Под грибом».
С/р игра «Поможем маме убраться в квартире».
Рассматривание картинок «Орудия труда».
Придумать рассказ про работу воспитателя и няню, и нарисовать их.
3
неделя
«День защитника Отечества» «Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд».
О. С. Ушакова
«Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет».
2010 г.
Стр. 140 Учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии.
Выразительно передавать разговор действующих лиц, упражнять в образовании форм существительных в родительном падеже множественного числа, закрепить понятия «слово», «звук», учить самостоятельно подбирать слова со звуком «с».
Картинки с изображе-нием предметов зимней одежды,
картина «Саша и снеговик»,
рассказ Я. Тайца «Поезд». Чтение рассказа,
беседа по содержанию,
физминутка,
рассказы детей.
Дидактическая игра «Магазин посуды».
Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка».
Заучивание стихотворения А. Барто «Ёлка».
Ролевой театр: сказка
«Лиса и журавль».
Словесная игра «Каравай».
Игры с разрезными картинками «Военная техника». Словесная игра
«Доскажите словечко». Выучить стихи о Родине, о солдате.
4
неделя
«Народные праздники и традиции» «Составление рассказа по картинке».
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи».
Стр. 10 Учить составлять рассказ, правильно называть предметы посуды, закрепить произношение звука «Щ». Дать представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной
Последовательности. Картина «Мать моет посуду» Е. И. Радина, полка с посудой. Игровая мотивация, вопрос-ответ, рассматривание, рассказы детей. Д/и «Чудесный мешочек».
Проговаривание чистоговорок со звуком «Щ».
Знакомство с потешным фольклором: дразнилками, скороговорками.
Отгадывание загадок. Словесная игра «Мыши».
Игра «Бояре, а мы к вам пришли!».
Подготовка к утреннику: заучивание стихов и песен; подготовка костюмов.
Март
1
неделя
«Международный женский день» «Готовимся встречать весну и Международный женский день».
Хрестоматия, интернет – источники. Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна».
Упражнять в умении поздравлять женщин с праздником.
Развивать и совершенствовать устную речь у детей, учить отвечать на вопрос полными ответами. Иллюстрации с изображением весны, праздничные открытки, заготовки по количеству детей для праздничных открыток, мяч. Чтение стихотворения А Плещеева «Весна», вопросы – ответы, чтение отрывка из сказки С. Маршака «12 месяцев».
Сюрпризный момент, физкультминутка, словесная игра «Ласковое слово»,
Чтение стихотворение
Г. Виеру «Подснежник». Дидактические игры: «Найди своего товарища»,
«Разбери посуду», «Смешинка»,
«Где вы слышали эти слова?».
Чтение стихотворения
А. Берга «Рыбка».
Чтение стихотворения
А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка.»
Повторение стихотворения
К. Чуковского «Растет она вниз головою.». Проговаривание чистоговорок.
С/р игра «Доктор Айболит».
Выучить пословицы, поговорки, стихи, посвященные празднику 8 Марта.
2
неделя
«Народная культура» «Пересказ прочитанного текста».
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи».
Стр. 13
Учить пересказывать текст, закрепить умение правильно называть предметы посуды, учить подбирать слова с определенными звуками «С-Ш». Полка с посудой: 2 сахарницы, 2 хлебницы, 2 салфетницы, 2 сухарницы, 2
солонки, блюдо для печенья. Игровая мотивация, вопрос-ответ, пересказы детей. Д/и «Узнай что изменилось».
С/р игра «Накрой к обеду стол». Чтение сказки К. Чуковского «Федорино Горе». Повторение всех известных детям скороговорок и чистоговорок.
Беседа «Праздник-Масленица».
Рассматривание русских и мордовских народных интструментов.
Рекомендации по организации и проведению с детьми речевых игр.
3
Неделя
«Театральная неделя» «Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»».
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи».
Стр. 25
Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавая разговор действующих лиц. Учить правильно называть детенышей животных, пользоваться формой глаголов в повелительном наклонении.
Сказка «Пузырь, Соломинка и лапоть». Игрушки: собака, зайчиха, бегемот, крокодил, по два детеныша, считая лисенка Игровой момент, чтение сказки, беседа по содержанию, пересказ детьми, и/у «Пузырь», игра «Детеныши». Пальчиковые игры.
Словесная игра «Так бывает или нет».
Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Что такое лес?».
Отгадывание загадок о временах года. Заполнить альбом «Мир вокруг нас».
Нарисовать персонаж для кукольного театра «Теремок».
4
неделя
«Книжкина неделя» «Описание игрушки».
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи».
Стр. 13 Продолжать учить описывать игрушку, упражнять в образовании форм от глагола «хотеть» (хочу – хочет, хотим - хотят). Правильно произносить звуки «л-ль». Учить определять первый звук в слове. Сделать книжку – малышку на тему «История моих игрушек» Картинки с изображением игрушек: лошади, волка, лисы, козленка, белки, ослика, козы, жеребенка, котенка, медвежонка, собаки. Картинка с изображением мамы и девочки. Игровая мотивация, вопрос-ответ,
описание игрушек по образцу. Д/и «Зоопарк»,
проговаривание чистоговорок.
Беседа «Для чего нам нужны книги».
С/р игра «Полечим книги».
Дидактические игры «Времена года», «Кто что наденет».
Игровая ситуация «Вылечим книжку».
Беседа «Для чего нам нужны книги?».
Изготовить «Книжку – малышку» на тему «Любимые игрушкм».
5
неделя
«Повторение и закрепление ранее пройденных тем» «Составление рассказа о любимой игрушке».
О. С. Ушакова
«Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет».
2010 г.
Стр. 134 Учить при описании кукол сравнивать их, высказываться законченными предложениями.
Учить пользоваться в речи прилагательными, словами с противоположным значением. Закреплять понятие «мебель». Развивать выразительность речи.
Игрушки:
2 куклы - большая и маленькая с разным цветом и длиной волос.
2 комплекта цветных карандашей и бумага. Рассказы детей о своих игрушках дома,
Игровая мотивация,
физминутка «Заводные куклы». Дидактические игры: «Кто что слышит?», «Кто где живет?».
Чтение сказки «Лисичка со скалочкой».
3. Заучивание потешки «Во поле рябинушка.».
Повторение потешек и попевок
о домашних животных.
Инсценировка сказки
«Лиса и заяц». Выучить потешку о домашнем животном по выбору.
Апрель
1
неделя
«Весна»
«Беседа о весне».
В. В. Гербова
«Занятия по развитию речи в средней группе детского сада».
Стр. 125
Закрепить представление детей о весне (растаял снег, потекли ручьи. Ярко светит солнце, и небо синее – синее. Люди сняли зимнюю одежду. Появилась травка, листья, цветы. Вернулись из теплых стран птицы. В траве появились жуки, летают бабочки. Люди сажают цветы и овощи.) Картины о весне: «Голубая весна» В. Башкеева, «Грачи прилетели» А. Саврасова. Чтение отрывка из стихотворения «Весна» А. Плещеева, вопросы к детям, рассматривание картин и беседа по ним, Чтение отрывков из стихотворений: «Поле» С. Дрожжина, «Белая черемуха» З. Александровой. Целевая экскурсия по территории д. сада, наблюдение за трудом работников детского сада в цветнике, на огороде.
Чтение стихов о весне, подвижная игра «Ручеек», д/и «Время года», с/р игра «Мы садовники – огородники».
Изготовление скворечников для птиц.
2
неделя
«Неделя космоса»
«Космос».
Хрестоматия, интернет – источники. Обогащать и активизировать активный словарь детей, расширять знания о профессии космонавта. Обеспечит формирование познавательного интереса к профессии, развитие двигательной активности детей. воспитывать дружелюбное отношение к друг другу. Иллюстрации с изображением космоса, ракеты, космонавта. Беседа о временах года, загадывание загадок, словесная игра «Какими должны быть космонавты?», артикуляционная гимнастика, чтение рассказа «Космонавт», вопросы – ответы, физминутка. Д/и «Подбери пару», пальчиковые игры, беседа «Первые цветы». Заучивание чистоговорок:
Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.
Игры с ветродувом и вертушками.
Беседа «Что живет в тучах».
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Рисование тучи и дождика.
Выучить загадки про небо, луну, звезды, солнце и придумать свои.
3
неделя
«Зеленая планета» «Употребление в речи слов с пространственным значением».
О. С. Ушакова
«Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет».
2010 г.
Стр. 160 Продолжать описывать предмет, игрушки. Учить правильно, использовать слова, обозначающие пространственные отношения (ближе - дальше). Учить четко и правильно произносить звуки «л-ль», уточнить их артикуляцию, учить подбирать слова с этими звуками. Закреплять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные, определять первый звук в слове. Игрушки: лошадь, лиса, теленок.
Картинки с изображением диких и домашних животных Рассматривание игрушек, беседа,
упражнение для язычка, чтение стихотворения, физминутка,
игра «Кто первый», игра «Звуки».
Дидактическая игра «Найди ножку».
Чтение были Л. Н. Толстого «Мальчик стерег овец.».
Чтение стихотворения
П. Образцова «Март».
Разучивание стихотворения:
Щука проглотила щетку.
Щетка ей щекочет глотку.
-Удивительное дело!
Что же я за рыбку съела?
Словесная игра «Доскажите словечко».
Знакомство с театром теней.
Беседа о пользе леса в природе.
Консультация «Привитие детям любви к природе».
4
неделя
«Мир профессий» «Описание предмета».
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи».
Стр. 17 Закреплять умение описывать предмет; учить согласовывать существительные, прилагательные, местоимения в роде. Закреплять произношение звуков «р-рь» Мешочек с предметами: длинная морковь и длинный огурец, круглое яблоко и круглый апельсин, вытянутое яйцо и вытянутый лимон. Игрушки, в названии которых есть звук «р-рь. Игровая мотивация, вопрос-ответ, описание предметов. Проговаривание знакомых чистоговорок, Чтение потешки «Иди весна, иди красна».
Рассматривание одуванчиков.
Беседа «История посуды».
Рассматривание иллюстраций «Мордовское народное творчество».
Беседа «Русская и мордовская матрешки».
Беседа «Родительский авторитет и родительская любовь – основа воспитания ребенка».
Май
1
неделя
«День Победы»
«День победы»
Хрестоматия, интернет -источники. Способствовать воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста,
продолжать работу над развитием связной речи : развивать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы;
воспитание любви к своей Родине. Иллюстрации с изображением войны, солдат, военной техники, салюта, парада, ветеранов. Пальчиковая гимнастика «Не забыть нам этой даты», вопросы – ответы, п/и «Кто где служит», физкультминутка, чтение поговорок о солдате, чтение стихотворения «Праздник победы» Т. Белозерова. Рассматривание репродукций, иллюстраций, открыток о войне.
Беседы о ВОВ.
Чтение стихотворения «Мир» С. Богомолова.
Разучивание пословиц и поговорок о Родине.
С/р игра «Пограничники».
П/и «Парашютисты».
Приготовить поделку, посвященную Дню Победы.
2
неделя
«Весна – красна!»
«Заучивание стихотворения С. Маршака
«Весна»».
Выявить знания о приметах весны, умение отвечать на вопросы полным предложением.
Умение запоминать стихотворение, используя опорные картинки.
Умение подбирать определения к существительным.
Воспитывать желание учить стихотворение наизусть.
Конверт с весенними картинками и с письмом, корзинка, портрет С. Я. Маршака, опорные схемы – картинки, угощение. Приветствие, сюрпризный момент, вопросы – ответы, словесная игра «Весенние слова».
Показ портрета писателя С. Я. Маршака, чтение стихотворения «Весна», физкультминутка, разбор стихотворения, чтение стихотворения детьми с помощью наглядных картинок. Рассматривание иллюстраций о весне.
Чтение стихотворений: «Ласточка» А. Плещеева, «В мае» А. Майкова.
П/и «Ручеек».
Загадывание загадок о весне, о явлениях природы.
Заучивание чистоговорок;
Су-су-су – я в лесу нашел лису.
Са-са-са – зплнетела к нам оса.
Консультация «Игры с песком – полезное занятие».
3
неделя
«Неделя безопасности» «Определение предмета по его специфическим признакам».
О. С. Ушакова
«Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет».
2010 г.
Стр. 174 Закреплять умение описывать предмет, его внешний вид и признаки.
Учить согласовывать существительные, прилагательные, местоимения в роде.
Закреплять правильное произношение звуков «р-рь», учить слышать их в словах, именах. Подбирать слова с этими звуками. Мешочек с предметами разной формы.
Игрушки и предметы, в названиях которых есть звуки «р-рь». Д/игра «Чудесный мешочек», физминутка,
звуковая гимнастика,
чистоговорки. Дидактические игры: «Узнай, что изменилось»
Чтение сказки Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров»
Заучивание чистоговорок:
Ра-ра-ра – весь мусор
уберем с утра,
Ро-ро-ро – весь мусор
соберем в ведро.
Ре-ре-ре – метем усердно
во дворе,
Ри-ри-ри – двор убрали –
раз, два, три!
Читать К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
4
Неделя
«Скоро лето!»
«Составление описаний персонажей сказки «Теремок»»
О. С. Ушакова
«Занятия по развитию речи».
Стр. 26
Учить составлять описание предметов; учить подбирать нужные по смыслу слова; закреплять усвоение обобщающих понятий «овощи», «одежда», «мебель»; учить четко и правильно произносить звуки «р-рь», подбирать слова с этими звуками; внятно произносить слова и фразы; определять первый звук в слове и подбирать слова. Картинка с изображением тигра. Плоскостные или объемные игрушки-персонажи сказки «Теремок». Игровая мотивация, вопрос-ответ, обыгрывание игрушек. Чтение русской народной сказки «Теремок», драматизация сказки.
Настольная игра «Дикие животные».
Пальчиковые гимнастки: «Прилетела к нам вчера полосатая пчела…», «На ромашке две букашки….»
Раскрашивание «Цветы».
Проговаривание чистоговорки «Су-су-су, я нашел в лесу лису».
Консультация «Закаливание детей летом».