Пластилин как первая помощь в развитии мелкой моторики

Ирина Штельма
Пластилин как первая помощь в развитии мелкой моторики

(к семинару — практикуму «Пластилинография — яркие краски детства…»)

Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

Зачастую дети дошкольного возраста не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия», не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей - согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. А работа с пластилином – это еще и творческое искание, и возможность добиваться все более совершенных результатов, и удовлетворение любознательности малыша.

Польза пластилина для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. И, конечно, проще всего добиться от крохи выполнения этих действий в игровой форме.

Возможно, увлекшись играми с пластилином, малыш полюбит этот материал, и вскоре сам уже будет создавать машины, зверей, людей. А может быть, лепка так и останется для ребенка неинтересным занятием. Но благодаря играм набор пластилина принесет немало пользы и радости вам и вашему ребенку.

Если ребенку 1,5-2 года - пора начинать лепить из пластилина!

Первое, что нужно сделать, купив его - устроить "презентацию" материала. Даже если вы не в состоянии "изваять" зайца или медведя (что в принципе несложно, изобразите что-нибудь попроще: змею (длиннющая колбаса, самолет (две колбаски крест-накрест) или снеговика (три шарика друг на друге). Главное, чтобы ребенок осознал назначение пластилина.

Скорее всего, ребенок начнет с того, что станет отрывать маленькие кусочки и куда-нибудь их налеплять. (Занятие, исключительно полезное для развития мелкой моторики рук). Направьте эту деятельность в мирное русло - дайте ему для этой цели кусочек цветного картона. Получится пластилиновый "рельеф" - скорее всего, абстрактный, но, быть может, вам удастся увидеть в нем некий образ. В любом случае у вас в руках окажется первое "объемное" произведение ребенка, которое можно уже сохранять и выставлять на всеобщее обозрение. Похвалите его и торжественно установите "шедевр" на полке. В дальнейшем "галерея" будет пополняться.

Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для поделок. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Тренировка и моторика пальцев в первую очередь происходит с помощью лепки из пластилина, таким образом, быстро развиваются творческие способности ребенка, а еще пластилин хорошо развивает мелкую моторику рук.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в другой деятельности (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.

Для того чтобы ребенок действительно и всерьез увлекся лепкой из пластилина, а творчество приносило радость и удовлетворение, следует подобрать ему необходимые и удобные инструменты для работы, а так же различные приспособления, которые позволят выполнять некоторые детали у пластилиновых фигур.

Основные принципы работы по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам:

• принцип развивающего характера обучения;

• принцип участия – привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному участию в развитии мелкой моторики рук;

• принцип комплексного сквозного подхода – заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности;

• принцип систематичности и последовательности в приобретении знаний и умений;

• принцип от простого к сложному – от простых игр переходим к более сложным;

• принцип личностно-ориентированный подход к детям – работать, как с группой детей, так и индивидуально;

• принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых позволяет укреплять здоровье ребенка.

Все выше изложенное обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости у дошкольников.

Занятия и упражнения необходимо применять в комплексе, тогда они способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный контроль, точность, гибкость и координацию движений. Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно и непрерывно, систематически. Для нее необходимо выделить определенное время в режиме дня и сетке занятий, желательно начинать ее как можно раньше и не позднее, чем за год до поступления в школу.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей становятся более совершенными. Разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как основного этапа в развитии ребенка дошкольного возраста Мелкая моторика и её значение в жизни человека: Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем,.

Значение мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста «Значение мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Разживина А. В. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал:.

Дидактическая игра «Кубик волшебный» для развитии мелкой моторикиДидактическая игра «Кубик волшебный» для развитии мелкой моторики Развивающий кубик, сделанный из материала фоамирана своими руками, может стать самой любимой забавой маленького ребёнка. На поверхности модуля.

Использование образовательных технологий в развитии мелкой моторики В своей работе я использовала следующие технологии: Игровая технология В своей работе применяла игровые приемы, игровые упражнения, сюрпризные.

Консультация для родителей «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста» Начиная с самого раннего возраста, развитию  мелкой моторики рук необходимо уделять особое внимание. Разнообразные действия руками, пальчиковые .

Консультация «Пластилин как первая помощь при развитии мелкой моторики» Консультация "Пластилин, как первая помощь при развитии мелкой моторики" Воспитатель: Дружнова Л. Е. МКДОУ д/с №10 Мелкая моторика рук взаимодействует.

Мастер-класс «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №56 «Теремок» Мастер-класс на тему «Роль нестандартного оборудования.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • История
  • Космос
Автор публикации:
Пластилин как первая помощь в развитии мелкой моторики
Опубликовано: 1 апреля 2019 в 14:56
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. Всероссийский день бега «Кросс нации-2019»

Организация большого спортивного праздника в начале осени стала доброй традицией в столице и регионах. С 2004 года, когда кросс прошёл в первый раз, в нём многое поменялось. Неизменным осталось главное –...

21 сентября. Международный день мира

Ежегодно 21 сентября на планете отмечается Международный день мира. Эту памятную дату учредила Генеральная Ассамблея ООН. Цель мероприятий этого дня – укрепление идеалов мира среди всех стран и народов....

Развлечение «Праздник летних дождей»
Развлечение «Праздник летних дождей» Ход развлечения: ( Дети под музыку входят в зал) Ведущий: Сколько солнца! Сколько света! Что же это? Дети: Это –...
Конспект занятия по лепке «Ежики» (из природного материала)
Программные задачи: продолжать учить детей использовать природный материал ( шишки) в лепке, дополняя его деталями из пластилина; развивать фантазию и...
Фотоотчет о занятии по рисованию «Ветка рябины в вазе»
Фото отчет: занятия по рисованию «Ветка рябины в вазе» Фото отчет: занятия по рисованию «Ветка рябины в вазе» Педагога дополнительного образования...