МААМ-картинки

Занятие по познавательно-речевому развитию «По дорогам русских сказок»

Татьяна Мантула
Занятие по познавательно-речевому развитию «По дорогам русских сказок»

«По дорогам русских сказок»

Направление: познавательно-речевое развитие

Образовательная область: чтение художественной литературы

Старший дошкольный возраст 6-7 лет

Составитель: воспитатель Т. В. Мантула

Тема: «По дорогам русских сказок»

Цель: формировать интерес к художественной литературе посредством сказки.

Задачи:

- закреплять жанровые особенности сказки;

- побуждать детей рассказывать о своем восприятии характерных особенностей сказочного героя;

Публикация «Занятие по познавательно-речевому развитию „По дорогам русских сказок“» размещена в разделах

- формировать личностные качества: доброту, отзывчивость;

Интеграция образовательных областей

Безопасность: формировать представление об опасных для человека ситуациях.

Познание (ФЭМП) : продолжать формировать умение ориентироваться на листе бумаги

Коммуникация: обогащать речь детей прилагательными, характеризующими сказочных героев; упражнять в подборе слов с противоположным значением (антонимов).

Предварительная работа с детьми:

- чтение и пересказ русской народной сказки «Василиса Прекрасная».

- чтение русских народных сказок, прибауток, потешек, песенок;

- игровая деятельность: Д/и «Сложи сказку», «Подбери сказочных героев»;

Сл/и «Скажи какой», «Назови наоборот»;

- Драматизация русских сказок

- рассматривание книжных иллюстраций;

- беседы: «Волшебных сказки», «Характеры сказочных героев»;

- продуктивная деятельность: рисование «Портрет сказочного героя», аппликация «Узоры скатерти – самобранки».

Материалы и оборудование

Демонстрационный: книга сказок, письмо от Василисы Премудрой, набор предметов обладавших волшебной силой в сказках; картинки – портреты сказочных героев, 3 листочка из «волшебной книги заклинаний» Василисы (исписанные непонятными иероглифами); карточки-модели «Жанровые особенности сказки».

Раздаточный: листочки в клеточку для графического диктанта.

Ход НОД

Организационный момент.

В: В моих руках книга. Посмотрите на обложку и угадайте, что она скрывает: стихи, рассказы, сказки, потешки?

Д: Это книга сказок.

В: : Вы правы. Здесь живут сказки. И сказки необычные – народные. Как вы думаете, почему некоторые сказки называются народными?

Предположительные ответы детей (их придумал народ).

В: Правильно. Один человек в древности придумал сказку, рассказал ее другому. Тот добавил что-то свое, рассказал третьему. Так сказка и передавалась из уст в уста. И дошла до наших времен. У каждого народа есть свои сказки. У украинцев – украинские народные сказки, у узбеков – узбекские народные сказки. А в этой книге находятся сказки русского народа, поэтому книга называется «Русские народные сказки».

Русские сказки, очень не похожи на сказки других народов. Давайте вспомним, как обычно начинаются русские сказки?

Дети:

-Жили-были…

-В некотором царстве, в некотором государстве…

-Жила когда-то…

В: Правильно, у них особенный зачин, то есть начало (карточка-модель)

В: Далее в сказке представляются герои (карточка-модель). Давайте вспомним, какие герои есть в сказках. Для этого мы поиграем в игру. Я даю одну характеристику герою, а вы называете противоположный характер героя.

Словесная игра «Противоположности» (упражнение в подборе антонимов)

В: Бывают сказочные герои «Добрые» и …. «Злые» (называют дети)

«веселые» и …. «грустные»

«ленивые» и … «трудолюбивые»

«смелые» и … «трусливые»

«хитрые» и … «наивные»

«жадные» и … «щедрые»

«мудрые» и …. «глупые»

В: Далее в сказках происходят необычные события, завязываются сказочные события, завязывается узелок. Т. е. «завязка» (карточка-модель)

В: Чаще всего герой нарушает, какое-то правило безопасности и из-за этого случается беда.

Давайте вспомним, какие правила нарушили герои некоторых сказок

Игра «правила безопасности»

В: Какое правило безопасности нарушил КОЛОБОК?

Д: Убежал в лес без бабушки и дедушки (без взрослых) вот и случилась беда

В: какое правило нарушили КОЗЛЯТА из сказки «Волк и козлята»?

Д: Козлята открыли дверь волку (незнакомому) вот и случилась беда

В: Какое правило нарушила Аленушка из сказки «Гуси-лебеди»?

Д: Оставила без присмотра младшего брата вот и случилась беда

В: Какое правило нарушил Петушок из сказки «Кот, петух и лиса»?

Д: Открыл дверь лисе (незнакомой) вот и случилась беда.

В: какое правило нарушили герои сказки «крылатый, мохнатый да масляный»

Д: Каждый взялся не за свое дело, вот и случилась с ними беда.

В: Все верно. Как же обычно заканчиваются сказки? (карточка-модель)

Д: Хорошо, добром, герои понимают свои ошибки.

В: Согласна с вами, чаще всего развязка в сказке добрая.

В: А припомните мне поучительные слова, фразы которыми заканчиваются сказки.

Ответы детей:

-Тут и сказке конец, кто дослушал – молодец.

-И я там был, мед, пиво пил…

-Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают.

- Вот и сказки конец. Кто послушал – молодец! А кто ума-разума набрался да призадумался – тому честь и хвала!

В: (обращает внимание на модель) Вот мы с вами и вспомнили все составляющие сказки.

В: Как можно сказать о сказке, какая она?

Дети: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

В: Зная, что сказки бывают очень поучительными, мудрыми, я и принесла для нашей библиотеки книгу «Русских народных сказок»

Воспитатель пролистывает книгу и оттуда выпадает листок.

В: Ой, что это?

Предположения детей (листок, записка, письмо)

В: давайте прочитаем и узнаем.

Читает письмо

«Добры молодцы и красны девицы! Я, Василиса Премудрая, прошу Вас о помощи. Северный ветер, подшутил надо мной. Порвал мою «Волшебную книгу заклинаний», разбросал листочки по белому свету. Собрала я листочки книги, осталось найти 3 последних листа. Знаю, что спрятаны они в вашей группе. Но сказать, где они находятся не могу, лишусь волшебной силы. Но подсказки «премудрые» вам дам. Помогите, пожалуйста, найти странички книги.

Ваша Василиса Премудрая».

В: Ну, что ребята, друзьям надо помогать! Но для начала разомнемся.

Физминутка «Мудрые советы»

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

- Станет талия осиной,

Если будем упражняться

Влево-вправо наклоняться.

Вот Дюймовочки слова:

- Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять.

Красной Шапочки совет:

- Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять.

Отдохнули? А теперь выручать пора друзей.

В: Давайте посмотрим «Премудрые подсказки» Василисы.

Воспитатель достает карточки с портретами сказочных героев (по количеству детей, оформлены в рамках). Дети выбирают себе портрет. Встают вокруг стола

В: Расскажите несколькими словами о вашем герое. Какой он?

Ответы детей:

«Колобок» - веселый, беспечный, глупенький, доверчивый; «Баба Яга» - злая, коварная, хитрая, вредная; «Жихарка» - веселый, задорный, доверчивый, наивный, хозяйственный; «Змей Горыныч» - коварный, злой, огнедышащий, глупый; «Богатырь» - сильный, смелый, смекалистый, добрый; «Василиса Премудрая» - добрая, красивая, умная, мудрая; «Кощей-Бессмертный» - злой, коварный, хитрый, худой; «Маша» - веселая, добрая, наивная, доверчивая, ловкая; «Козлята» - веселые, глупенькие, наивные, доверчивые; «Волк» - злой, коварный, жадный, прожорливый, глупый; «Петушок» - добрый, доверчивый, хозяйственный, глупенький; «Лиса» - хитрая, коварная, изворотливая.

В: Хорошие описательный слова вы подобрали своим героям. А вот и премудрая подсказка Василисы. Положите портреты героев на стол. Листок из волшебной книги спрятан под портретом «доброго» героя.

Дети убирают портреты всех злых сказочных героев.

В: Этот герой очень сильный!

Дети убирают сказочных героев не подходящих по описанию

В: Этот герой – сметливый!

Дети убирают сказочных героев не подходящих по описанию

В: Этот герой – защищает слабых!

Дети догадываются, что это «Богатырь». За портретом Ребята находят первый листок из «Волшебной книги заклинаний»

Воспитатель спотыкается о корзину. В ней различные предметы.

В: Ребята давайте рассмотрим эти предметы. Выберите только те предметы, которые обладают волшебной силой в сказках.

Выбор детей

В: Назовите, из каких сказок эти предметы?

Дети называют сказки («Лиса и журавль", "Гуси и лебеди", "Царевна - лягушка", "Кот, петух и лиса" (кот вызволял петуха гуслями, "Сказка о молодильных яблоках и живой воде", "Гуси - лебеди", "Сивка - бурка", "Иван - царевич и Серый волк").

В: Столько предметов волшебных у нас, может подскажут они, где искать странички из книги.

Дети оглядываются и видят клубок ниток, ниточка от него тянется к полке, а на ней еще одна страничка из волшебной книги и листочки со следующим заданием.

В: Присаживайтесь за столы, ребята. У нас еще работа впереди. Вот Василиса придумала премудрую подсказку. Нужно написать графический диктант – это и поможет найти последнюю страничку из ее книги. Для начала разомнем пальчики

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

В: И так начнем, слушайте внимательно.

Дети пишут графический диктант. В результате получается одна из картинок изображенных на детских шкафчиках в раздевалке. Путем рассуждений, дети находят нужный шкаф и в нем последнюю страничку «Волшебной книги заклинаний».

В: Как же отправить эти странички Василисе Премудрой?

Рассуждения детей (послать письмом по почте, можно послать по электронной почте, можно использовать волшебную силу сказочных предметов). Решают послать по электронной почте.

В: Интересное у нас сегодня путешествие по сказкам получилось.

В: На прощанье, хочется вам пожелать, читайте сказки набирайтесь уму-разуму! Ведь не зря в народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!»

Все ребята это знают –

Сказки в жизни помогают :

Быть нам честными всегда,

Не бояться никогда,

Быть добрее и скромнее,

Терпеливее, мудрее.

Сказки чаще вы листайте.

Ежедневно их читайте.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников. Дидактическая игра «Дерево «Времена года»Экологическое воспитание дошкольников. Дидактическая игра «Дерево «Времена года» Дерево было изготовлено зимой. -2 мл группа Цель: Знакомство детей с явлениями природы. Задачи: учить детей рассматривать и рассказывать.

Перспективный план работы во второй младшей группе по духовно-нравственному воспитанию (программа «Истоки») Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе на 2012-2013 учебный год Октябрь 1неделя понедельник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по познавательно-речевому развитию «По дорогам русских сказок»
Опубликовано: 25 января 2015 в 15:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД