Татьяна Мантула
Занятие по познавательно-речевому развитию «По дорогам русских сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
«По дорогам русских сказок»
Направление: познавательно-речевое развитие
Образовательная область: чтение художественной литературы
Старший дошкольный возраст 6-7 лет
Составитель: воспитатель Т. В. Мантула
Тема: «По дорогам русских сказок»
Цель: формировать интерес к художественной литературе посредством сказки.
Задачи:
- закреплять жанровые особенности сказки;
- побуждать детей рассказывать о своем восприятии характерных особенностей сказочного героя;
Публикация «Занятие по познавательно-речевому развитию „По дорогам русских сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
- формировать личностные качества: доброту, отзывчивость;
Интеграция образовательных областей
Безопасность: формировать представление об опасных для человека ситуациях.
Познание (ФЭМП) : продолжать формировать умение ориентироваться на листе бумаги
Коммуникация: обогащать речь детей прилагательными, характеризующими сказочных героев; упражнять в подборе слов с противоположным значением (антонимов).
Предварительная работа с детьми:
- чтение и пересказ русской народной сказки «Василиса Прекрасная».
- чтение русских народных сказок, прибауток, потешек, песенок;
- игровая деятельность: Д/и «Сложи сказку», «Подбери сказочных героев»;
Сл/и «Скажи какой», «Назови наоборот»;
- Драматизация русских сказок
- рассматривание книжных иллюстраций;
- беседы: «Волшебных сказки», «Характеры сказочных героев»;
- продуктивная деятельность: рисование «Портрет сказочного героя», аппликация «Узоры скатерти – самобранки».
Материалы и оборудование
Демонстрационный: книга сказок, письмо от Василисы Премудрой, набор предметов обладавших волшебной силой в сказках; картинки – портреты сказочных героев, 3 листочка из «волшебной книги заклинаний» Василисы (исписанные непонятными иероглифами); карточки-модели «Жанровые особенности сказки».
Раздаточный: листочки в клеточку для графического диктанта.
Ход НОД
Организационный момент.
В: В моих руках книга. Посмотрите на обложку и угадайте, что она скрывает: стихи, рассказы, сказки, потешки?
Д: Это книга сказок.
В: : Вы правы. Здесь живут сказки. И сказки необычные – народные. Как вы думаете, почему некоторые сказки называются народными?
Предположительные ответы детей (их придумал народ).
В: Правильно. Один человек в древности придумал сказку, рассказал ее другому. Тот добавил что-то свое, рассказал третьему. Так сказка и передавалась из уст в уста. И дошла до наших времен. У каждого народа есть свои сказки. У украинцев – украинские народные сказки, у узбеков – узбекские народные сказки. А в этой книге находятся сказки русского народа, поэтому книга называется «Русские народные сказки».
Русские сказки, очень не похожи на сказки других народов. Давайте вспомним, как обычно начинаются русские сказки?
Дети:
-Жили-были…
-В некотором царстве, в некотором государстве…
-Жила когда-то…
В: Правильно, у них особенный зачин, то есть начало (карточка-модель)
В: Далее в сказке представляются герои (карточка-модель). Давайте вспомним, какие герои есть в сказках. Для этого мы поиграем в игру. Я даю одну характеристику герою, а вы называете противоположный характер героя.
Словесная игра «Противоположности» (упражнение в подборе антонимов)
В: Бывают сказочные герои «Добрые» и …. «Злые» (называют дети)
«веселые» и …. «грустные»
«ленивые» и … «трудолюбивые»
«смелые» и … «трусливые»
«хитрые» и … «наивные»
«жадные» и … «щедрые»
«мудрые» и …. «глупые»
В: Далее в сказках происходят необычные события, завязываются сказочные события, завязывается узелок. Т. е. «завязка» (карточка-модель)
В: Чаще всего герой нарушает, какое-то правило безопасности и из-за этого случается беда.
Давайте вспомним, какие правила нарушили герои некоторых сказок
Игра «правила безопасности»
В: Какое правило безопасности нарушил КОЛОБОК?
Д: Убежал в лес без бабушки и дедушки (без взрослых) вот и случилась беда
В: какое правило нарушили КОЗЛЯТА из сказки «Волк и козлята»?
Д: Козлята открыли дверь волку (незнакомому) вот и случилась беда
В: Какое правило нарушила Аленушка из сказки «Гуси-лебеди»?
Д: Оставила без присмотра младшего брата вот и случилась беда
В: Какое правило нарушил Петушок из сказки «Кот, петух и лиса»?
Д: Открыл дверь лисе (незнакомой) вот и случилась беда.
В: какое правило нарушили герои сказки «крылатый, мохнатый да масляный»
Д: Каждый взялся не за свое дело, вот и случилась с ними беда.
В: Все верно. Как же обычно заканчиваются сказки? (карточка-модель)
Д: Хорошо, добром, герои понимают свои ошибки.
В: Согласна с вами, чаще всего развязка в сказке добрая.
В: А припомните мне поучительные слова, фразы которыми заканчиваются сказки.
Ответы детей:
-Тут и сказке конец, кто дослушал – молодец.
-И я там был, мед, пиво пил…
-Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают.
- Вот и сказки конец. Кто послушал – молодец! А кто ума-разума набрался да призадумался – тому честь и хвала!
В: (обращает внимание на модель) Вот мы с вами и вспомнили все составляющие сказки.
В: Как можно сказать о сказке, какая она?
Дети: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
В: Зная, что сказки бывают очень поучительными, мудрыми, я и принесла для нашей библиотеки книгу «Русских народных сказок»
Воспитатель пролистывает книгу и оттуда выпадает листок.
В: Ой, что это?
Предположения детей (листок, записка, письмо)
В: давайте прочитаем и узнаем.
Читает письмо
«Добры молодцы и красны девицы! Я, Василиса Премудрая, прошу Вас о помощи. Северный ветер, подшутил надо мной. Порвал мою «Волшебную книгу заклинаний», разбросал листочки по белому свету. Собрала я листочки книги, осталось найти 3 последних листа. Знаю, что спрятаны они в вашей группе. Но сказать, где они находятся не могу, лишусь волшебной силы. Но подсказки «премудрые» вам дам. Помогите, пожалуйста, найти странички книги.
Ваша Василиса Премудрая».
В: Ну, что ребята, друзьям надо помогать! Но для начала разомнемся.
Физминутка «Мудрые советы»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
- Станет талия осиной,
Если будем упражняться
Влево-вправо наклоняться.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять.
Красной Шапочки совет:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять.
Отдохнули? А теперь выручать пора друзей.
В: Давайте посмотрим «Премудрые подсказки» Василисы.
Воспитатель достает карточки с портретами сказочных героев (по количеству детей, оформлены в рамках). Дети выбирают себе портрет. Встают вокруг стола
В: Расскажите несколькими словами о вашем герое. Какой он?
Ответы детей:
«Колобок» - веселый, беспечный, глупенький, доверчивый; «Баба Яга» - злая, коварная, хитрая, вредная; «Жихарка» - веселый, задорный, доверчивый, наивный, хозяйственный; «Змей Горыныч» - коварный, злой, огнедышащий, глупый; «Богатырь» - сильный, смелый, смекалистый, добрый; «Василиса Премудрая» - добрая, красивая, умная, мудрая; «Кощей-Бессмертный» - злой, коварный, хитрый, худой; «Маша» - веселая, добрая, наивная, доверчивая, ловкая; «Козлята» - веселые, глупенькие, наивные, доверчивые; «Волк» - злой, коварный, жадный, прожорливый, глупый; «Петушок» - добрый, доверчивый, хозяйственный, глупенький; «Лиса» - хитрая, коварная, изворотливая.
В: Хорошие описательный слова вы подобрали своим героям. А вот и премудрая подсказка Василисы. Положите портреты героев на стол. Листок из волшебной книги спрятан под портретом «доброго» героя.
Дети убирают портреты всех злых сказочных героев.
В: Этот герой очень сильный!
Дети убирают сказочных героев не подходящих по описанию
В: Этот герой – сметливый!
Дети убирают сказочных героев не подходящих по описанию
В: Этот герой – защищает слабых!
Дети догадываются, что это «Богатырь». За портретом Ребята находят первый листок из «Волшебной книги заклинаний»
Воспитатель спотыкается о корзину. В ней различные предметы.
В: Ребята давайте рассмотрим эти предметы. Выберите только те предметы, которые обладают волшебной силой в сказках.
Выбор детей
В: Назовите, из каких сказок эти предметы?
Дети называют сказки («Лиса и журавль", "Гуси и лебеди", "Царевна - лягушка", "Кот, петух и лиса" (кот вызволял петуха гуслями, "Сказка о молодильных яблоках и живой воде", "Гуси - лебеди", "Сивка - бурка", "Иван - царевич и Серый волк").
В: Столько предметов волшебных у нас, может подскажут они, где искать странички из книги.
Дети оглядываются и видят клубок ниток, ниточка от него тянется к полке, а на ней еще одна страничка из волшебной книги и листочки со следующим заданием.
В: Присаживайтесь за столы, ребята. У нас еще работа впереди. Вот Василиса придумала премудрую подсказку. Нужно написать графический диктант – это и поможет найти последнюю страничку из ее книги. Для начала разомнем пальчики
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
В: И так начнем, слушайте внимательно.
Дети пишут графический диктант. В результате получается одна из картинок изображенных на детских шкафчиках в раздевалке. Путем рассуждений, дети находят нужный шкаф и в нем последнюю страничку «Волшебной книги заклинаний».
В: Как же отправить эти странички Василисе Премудрой?
Рассуждения детей (послать письмом по почте, можно послать по электронной почте, можно использовать волшебную силу сказочных предметов). Решают послать по электронной почте.
В: Интересное у нас сегодня путешествие по сказкам получилось.
В: На прощанье, хочется вам пожелать, читайте сказки набирайтесь уму-разуму! Ведь не зря в народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!»
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают :
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее.
Сказки чаще вы листайте.
Ежедневно их читайте.