Тамара Сергеева
«Почему дети жадничают?» Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Почему дети жадничают?
Вы приходите с детьми на детскую площадку и приносите с собой игрушки для песочницы. Ваши дети начинают с ними играть, но несколько игрушек лежат без дела. Тут подходит другой ребенок и хочет взять эти игрушки, но ваши сын или дочь не разрешают, и с криками «Моё!» забирают эту игрушку. Почему так? Почему дети жадничают и не хотят дать поиграть лопатку другому ребенку, ведь сами сейчас с ней не играют? В этой статье мы с вами рассмотрим основные причины детской жадности.
Публикация «„Почему дети жадничают?“ Консультация для родителей» размещена в разделах
Первая причина, и самая основная — это просто особенность возраста. В раннем возрасте (от года до трех лет) идет становление личности ребенка. Он начинает разделять собственное «Я» и остальных людей, окружающий мир. Причем в границы собственного «Я» ребенок включает не только свое тело, но и вещи — любимые игрушки, кружку, кроватку и так далее. Поэтому, когда ребенок отстаивает свою собственность, он тем самым защищает границы своего «Я». И это — нормально. Для того, чтобы научиться щедрости, необходимо пройти этап эгоизма. Настоящее желание делиться, основано на способности понимать другого человека, умении поставить себя на его место, понять, что ему будет приятно, если с ним поделятся. А детям лет до шести понять это удается с трудом. Хотя при умелом воспитании уже к трем-четырем годам ребенок может стать щедрым, но всё равно, он не всегда и не со всеми захочет делиться. Принятие этого факта сильно облегчит вашу жизнь.
Хочу еще отметить, что человеку нужно уметь отстаивать свои личные границы, нужно уметь сказать «нет!», когда кто-то пытается его ущемить. Да, помогать другим, делиться с другими — это очень важно и нужно. Но не стоит забывать и про себя.
Вторая причина — это пример родителей. Примерно в полтора-два года ребенок начинает понимать, что вещи бывают «чьи-то». Эта сумочка — мамина, это папин телефон, а это кукла сестры. Мы сами говорим детям: «это мамино, не трогай». Тем самым, показывая ребенку, что нужно уважать чужую собственность, что нельзя брать чужое без разрешения. Так почему же он должен все время и со всеми делиться? Дети — наши зеркала. Как мы себя ведем, так и они себя ведут. Если к вам на улице подойдет незнакомец и попросит дать ему ваш мобильный телефон попользоваться на какое-то время — вы ему дадите? Или неизвестная женщина попросит вашу сумочку, так как она ей очень нравится. При этом вы скажете мужу, что кто-то хочет забрать вашу сумку, а он вам ответит: «Да ничего страшного, пусть попользуется! Не будь такой жадиной!» Что вы почувствуете? Скорее всего, вы не захотите отдавать незнакомцам свои вещи. А что почувствуете к мужу?
Третья причина близка ко второй. К сожалению, бывает, родители приучают к жадности, сами того не сознавая. Иногда прямо говорят: «Никому не давай своих игрушек!». Или говорят: «Ешь скорее, а то киска съест!». «Сломаешь куклу — отдам все твои игрушки в детский сад!».»Если не уберешь все игрушки, отдам их соседям!». Какие чувства возникают у ребенка? Ему не хочется отдавать никому свои игрушки, ни соседям, ни в садик. У ребенка появляется страх потерять игрушки, что приводит потом к жадности.
Четвертая причина — навешивание ярлыков. «Фу, какая жадина! С тобой никто играть не будет!» Когда мы ребенку говорим, что он «жадина, лентяй, мазила, неумеха» мы, тем самым, только закрепляем нежелательное поведение. Если человеку говорить, что он свинья, то он рано или поздно захрюкает.
И еще такой момент — когда мы говорим ребенку, что если он не даст игрушку кому-то, то с ним играть не будут, мы сеем у него в голове мысль, что с ним будут играть только за что-то. Такими словами мы внушаем ребенку, что безусловная любовь невозможна. Что дружба невозможна, если у тебя нет хорошей игрушки или ты ей не делишься. А вы хотите, чтобы с вашим ребенком играли только за игрушки?
Пятая причина — это стресс у ребенка. Если ребенок переживает стрессовую ситуацию, например, он только начал ходить в детский садик, или пошел в другой садик, и принес с собой игрушку из дома, вряд ли он станет ей делиться. Наличие любимой, домашней игрушки будет его успокаивать.
Шестая причина. Задумайтесь, с кем вам приятнее чем-то делиться? Скорее всего, с любимым человеком, со своими детьми, с подругой, со знакомыми, с которыми у вас хорошие отношения, с родственниками. При этом, если за одной из ваших подруг замечено, что она часто портит вещи (пусть даже случайно, или теряет, или они у нее почему-то ломаются, то вы с меньшей охотой потом дадите ей какую-то вещь. Например, вы давали ей почитать новую книгу, а она вернула ее с пятнами, с обгрызенной ребенком обложкой (у него зубки режутся, с порванными местами страницами. Захотите ли вы ей дать в следующий раз книгу? Также и с детьми. Не все дети в песочнице могут нравиться вашим малышам. И не со всеми взрослыми они захотят делиться. И если ваш ребенок видит в первый раз другого ребенка, он ведь не знает, чего ждать от нового знакомого. Вдруг, он сломает лопатку? Вдруг, не отдаст?
Поэтому, когда ваши дети не хотят с кем-то делиться, поставьте себя на их место. И тогда вам многое станет понятно.