Волкова Евгения
Дидактические игры по формированию экологической культуры дошкольников
1. Игры для обогащения экологических представлений
«Вершки-корешки
Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле).
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.
Игровые действия. Разыгрывание фантов.
Ход игры.
Публикация «Дидактические игры по формированию экологической культуры дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.
«Собери урожай»
Цель. Научить детей разным способам различения даров полей, садов. Воспитывать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду.
Игровое задание. Победить в сборе урожая.
Правила игры. Помочь собрать урожай труженикам полей. Сообща составлять рассказ. Выигрывает группа, у которой набралось больше фишек.
Материал. Колоски, хлебобулочные изделия, овощи и фрукты по количеству детей, подносы. Сюжетные картинки, на которых изображены овощеводы, садоводы, хлеборобы за работой. Фишки в виде фруктов, овощей, блюд из них, хлебобулочных изделий.
Ход игры.
Предварительно спрятав в разных местах комнаты различные плоды, сделайте вид, что очень вкусно пахнет, предложите детям определить, что может так ароматно пахнуть, и отыскать плоды. Дети собирают отдельно овощи, отдельно фрукты, отдельно колоски и хлебобулочные изделия, выкладывая их на разные подносы или выставляя перед соответствующей сюжетной картинкой. Рассматривая ее и найденные плоды, все, кто собирал их, составляют рассказ о том, как их выращивают. Пусть кто-либо из детей рассказывают, а другие его дополняют. Победители угощают овощами, фруктами, выпечкой всех участников игры.
Вариант 1. Разделите воспитанников на две группы: труженики полей и дети, первые, собрав урожай, рассказывают о своем труде, показывают соответствующие картинки, угощают детей. Дети в свою очередь рассказывают, что можно приготовить из овощей, фруктов, зерна. Каждый новый момент в рассказе одной группы другая отмечает фишкой.
Вариант 2. Сопровождайте рассказы детей загадками, пословицами, стихами. При повторении игры предлагайте детям вспомнить их.
«Что где растет?»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.
Игровое правило. Соревноваться, кто скорее отберет и закроет пустые клетки картинками растений на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород.
Игровые действия. Дети, соревнуясь, подбирают картинки и закрывают пустые места.
Ход игры.
Играющие получают по большой карте с разными пейзажами; маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте. Выигрывает тот, кто быстро закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения.
В этой игре вызывают трудность названия злаков, грибов, поэтому детей заранее знакомят с ними во время занятий, экскурсий. Ребята обмениваются картами, маленькие карточки перемешивают, и игра продолжается.
Для того чтобы интерес к игре не угасал, в нее вводят карточки с новыми видами растений.
«Пищевые цепочки на лугу»
Цель. Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
Правила игры. Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.
растения - гусеница - птица
злаковые травы - грызуны - змеи
злаковые травы - мышь - хищные птицы
трава - кузнечик - луговые птицы
насекомые и их личинки - крот - хищные птицы
тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы
травы (клевер) - шмель
«Пищевые цепочки водоёма»
Цель. Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.
Правила игры. Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:
комар - лягушка - цапля
червячок - рыбка - чайка
водоросли - улитка - рак
ряска - малёк - хищная рыба
«Пищевые цепочки в лесу»
Цель. Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.
Правила игры. Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:
растения - гусеница - птицы
растения - мышка - сова
растения - заяц - лиса
насекомые - ежи
грибы - белки - куницы
лесные злаки - лось - медведь
молодые побеги - лось - медведь
о человеке как части природы:
2. Игры для формирования эмоционально-ценностного отношения к природе
«Кто помогает сохранять красоту цветов»
Дидактические задачи. Уточнить представления детей о роли цветов в жизни людей (цветы украшают и радуют); о названии цветов, растущих в разных местах (полевые, луговые, лесные, садовые); о том, в какое время года цветов особенно много и в какое мало; о людях, которые выращивают садовые цветы, ухаживают за цветами, составляют из них букеты, радуют людей красотой цветов в любое время года, особенно осенью и зимой.
Развивать эстетические переживания детей.
Игровая задача. Узнать, кто же помогает любоваться красотой цветов в любое время года.
Игровые действия. Устройство выставки цветов (изображенных на картинках). Выбор каждым ребенком самого красивого (по его мнению) цветка. Рассматривание и называние цветка, показ всем детям, определение красок, которыми рисовал художник. Восстановление порядка на выставке.
Правила игры. При устройстве выставки действовать по очереди. При рассматривании выставки не мешать друг другу. Помогать товарищу, неточно назвавшему цвет или не подчеркнувшему красоту цветка.
Ход игры.
Воспитатель. В поле, на лугу, в лесу, в садах летом, летом, весной и ранней осенью всюду очень много цветов. Как называются цветы, растущие в поле?
Дети. Полевые.
Воспитатель. А на лугу? В лесу? В саду?
Дети. Луговые. Лесные, садовые.
Воспитатель. Садовые цветы выращивают садоводы. Цветы на газонах, на клумбах украшают улицы, парки, делают города нарядными, праздничными, радуют людей.
Цветы люди дарят друг другу в дни праздников, в дни рождений. В день 8 марта – дарят мамам, бабушкам, всем женщинам в знак уважения.
Чтобы вырастить красивые садовые цветы, нужно много потрудиться. Что нужно сделать?
Дети. Вскопать землю. Посадить семена. Поливать. Пропалывать.
Воспитатель. Если из маленького семечка вырос большой красивый цветок, значит, садовод хорошо поработал. Вот портрет замечательного садовода. Ей люди говорят «спасибо» за цветы!
Но приходит осень, солнце светит мало, начинают дуть холодные ветры, идут частые дожди, и цветы увядают. Сохранить воспоминания о красоте цветов помогают художники. Посмотрите, какие красивые цветы на этих открытках. Их много, хотите устроить выставку?
Каждый ребенок выбирает самый красивый, самый любимый им цветок и ставит его на общий стенд. Выставка должна пробудить у детей чувство радости и помочь увидеть, что разные цветы художник нарисовал разными красками.
В конце игры портрет цветовода помещают на почетное место в группе. Там же размещают разные карточки с цветами по выбору детей.
Примечание. Если игра проводится летом, используются живые цветы, после рассмотрения которых дети составляют небольшие букеты. Нужно воспитывать бережное отношение к цветам. Учить детей выращивать цветы, не рвать цветы в лесу, в поле, на разрушать красоту природы.
«А что было бы, если…»
Цель. Учить ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому – это зло.
Ход игры.
Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого можно предложить детям вообразить себя попугайчиком, хомячком и т. д. Человек для них - великан. «Представьте, что человек берет попугайчика Сашу, хомячка Иру в ладонь и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?»
Дети обычно отвечают так: «Я могу оглохнуть», «Я могу умереть».
Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому – это зло. После этого они начинают бережно относиться к обитателям живого уголка.
«С чем нельзя в лес ходить?»
Цель. Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
Правила игры. Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда. Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.
3. Игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности
"ПРИГОТОВЬ ЛЕКАРСТВО"
Цель. Познакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения, формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, у какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства, и в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе, формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.
Материал. Карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; "посуда" для отваров и настоев.
Правила игры заключены в задании: кто правильно все сделает, то и выиграл.
Ход игры.
Воспитатель. Давайте рассмотрим картинки с лекарственными растениями. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.) А теперь поиграем. Сегодня вы будете фармацевтами - это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство.
Задание дают ребенку или группе детей (двум - трем):
- выбери лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе и т. д. :
- отбери нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя);
- подбери "посуду" для приготовления лекарства;
- расскажи о своем лекарстве.