Папки-передвижки

Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка

Ирина Досмаева
Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка

Подвижная игра – наиболее характерная деятельность детей дошкольного возраста. Игровая деятельность, в какой бы форме она не выражалась, всегда радует ребенка, а подвижная игра с многообразными моментами веселой неожиданности особенно благотворно влияет на повышение жизненного тонуса у детей. В этом источники радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.

Публикация «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» размещена в разделах

Я считаю, что подвижная игра связана с выполнением основных видов движений. Игры мною используются на непосредственной образовательной деятельности вместо физических минуток. Отбираю игры по принципу общепринятой нагрузки, тематики, возраста. Подвижные игры развивают у ребенка физические, умственные, воспитывают нравственно, а также развивают его психические процессы.

Существуют элементарные подвижные игры с правилами, которые делятся на :

• сюжетные (где есть персонаж);

• несюжетные (игры не имеют правил).Например, «Чьё звено», «Ловишки», «Быстро собирайтесь»;

• игры-забавы;

• аттракционы.

Любая подвижная игра является средством познания ребёнка окружающего мира. А ведь в содержании игр заключено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребёнка и уточняющего его представление. Тематику сюжетных подвижных игр составляют некоторые эпизоды из жизни людей, явления природы, подражания животным. Все это отображается детьми в своеобразно-условной игровой форме («Летчики», «Путешественники», «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и т. д.)

В этих играх уточняются некоторые представления детей об окружающем их мире, в силу того, что ребёнок в доступной ему форме воспроизводит, какой-либо образ в действии.

Однако, чтобы окружающий мир был воспринят ребенком правильно необходимо, при всей их условности в игре, правдивая характеристика образа и правдивая игровая ситуация, которая эмоционально дается мною при объяснении игры. Играя с детьми в подвижные игры не имеющие сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала способствующего развитию сенсорной сферы ребенка, его мышления, ориентировок («Перебежки», «Палочка-выручалочка» и т. д.).

Большое воспитательное значение в правилах игр. Они определяют весь ход игрового процесса, регулируют двигательную деятельность детей, их поведение, взаимоотношение, содействуют воспитанию морально-волевых качеств. Я считаю, что именно правила создают в игре определенные условия, в рамках которых ребёнок при соответствующем руководстве не может не проявить воспитываемых у него качеств. Например, в игре «Хитрая лиса» дети могут разбегаться по кругу в разные стороны только после слов лисы: «Я здесь!». Это правило вырабатывает у ребенка внимание, самообладание, выдержку, быстроту, реакцию на сигнал, ориентировку в пространстве.

Интеллектуальному развитию детей также содействует содержание игр, так как задания самостоятельно объяснить всю ситуацию игр и её правила, действие детей-персонажей. Такие упражнения положительно влияют на развитие логического мышления, памяти, умение выражать в словах свои мысли, определять пространственные и временные ориентиры, а затем вместе со всеми осуществлять всё это в различных игровых действиях.

Подвижные игры благоприятствуют развитию у детей творческой инициативы. Мой опыт показывает, что дети 5-6 лет могут при соответствующем руководстве придумать варианты знакомой игры, усложнить её содержание, дополнить правила. В дальнейшем дети придумывают игры на сюжеты литературных произведений, сказок и на более высокой ступени интеллектуального и творческого развития.

Подвижные игры по своему содержанию и форме являются эстетической деятельностью. Всё многообразие игровых движений детей опирающиеся на приобретенные ранее двигательные навыки, проявляются в доступной им точности, сложности, ловкости, своеобразной выразительности. Особенно большое предпочтение отдаю русским народным играм. Эстетическая сторона их обогащается игровыми зачинами, диалогами, считалками. В них много эмоциональной, красочной прелести, оригинальных оборотов речи, неповторимой русской напевности, ритмической четкости, а в считалках характерного скандирования. Например: «Катился горох по блюду, ты води, а я не буду». А вот так звучит зачин народной игры «Коршун и наседка» :

«Вокруг коршуна хожу,

Ожерелье нежу,

По 3 ниточки - бисериночки

Я вязала вороток,

вокруг шеи – кроток».

Конечно, при проведении подвижных игр никогда не забывай о красоте движений : обращаю внимание на детей, движение которых наиболее пластичны, соответствуют образу; напоминаю о том, что например, зайчик прыгает легко, а кошка ходит мягко; поощряю наиболее удачные попытки передать образ.

Большая роль отводится играм на свежем воздухе с двигательными заданиями, что способствует укреплению здоровья детей. В результате дети стали знать больше игр и четко выполнять правила. Я наблюдала как дети часто используют в самостоятельной деятельности подвижные игры. Они играют не по одному, а играют всей группой. В результате чего они стали сплоченнее, дружелюбнее, активнее и более дисциплинированы.

Таким образом, использование всего богатства эмоционально –оздоровительных и воспитательных компонентов, заключенных в подвижных играх, способствует осуществление задачи гармоничного развития ребенка.

Публикации по теме:

Неделя зимних игр и забав 2012. Отчет по проведению Отчет по проведению Зимних игр и забав Воспитатели группы «Умка» Кхан О. А., Муратова Е. М. Москва, 2012 День первый. «Зимняя сказка» Задачи:.

Все о подвижной игре Чтобы сделать ребенка умным, рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает – пусть находится в постоянном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка
Опубликовано: 21 августа 2013 в 13:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД