Ирина Досмаева
Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра – наиболее характерная деятельность детей дошкольного возраста. Игровая деятельность, в какой бы форме она не выражалась, всегда радует ребенка, а подвижная игра с многообразными моментами веселой неожиданности особенно благотворно влияет на повышение жизненного тонуса у детей. В этом источники радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.
Публикация «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Я считаю, что подвижная игра связана с выполнением основных видов движений. Игры мною используются на непосредственной образовательной деятельности вместо физических минуток. Отбираю игры по принципу общепринятой нагрузки, тематики, возраста. Подвижные игры развивают у ребенка физические, умственные, воспитывают нравственно, а также развивают его психические процессы.
Существуют элементарные подвижные игры с правилами, которые делятся на :
• сюжетные (где есть персонаж);
• несюжетные (игры не имеют правил).Например, «Чьё звено», «Ловишки», «Быстро собирайтесь»;
• игры-забавы;
• аттракционы.
Любая подвижная игра является средством познания ребёнка окружающего мира. А ведь в содержании игр заключено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребёнка и уточняющего его представление. Тематику сюжетных подвижных игр составляют некоторые эпизоды из жизни людей, явления природы, подражания животным. Все это отображается детьми в своеобразно-условной игровой форме («Летчики», «Путешественники», «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и т. д.)
В этих играх уточняются некоторые представления детей об окружающем их мире, в силу того, что ребёнок в доступной ему форме воспроизводит, какой-либо образ в действии.
Однако, чтобы окружающий мир был воспринят ребенком правильно необходимо, при всей их условности в игре, правдивая характеристика образа и правдивая игровая ситуация, которая эмоционально дается мною при объяснении игры. Играя с детьми в подвижные игры не имеющие сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала способствующего развитию сенсорной сферы ребенка, его мышления, ориентировок («Перебежки», «Палочка-выручалочка» и т. д.).
Большое воспитательное значение в правилах игр. Они определяют весь ход игрового процесса, регулируют двигательную деятельность детей, их поведение, взаимоотношение, содействуют воспитанию морально-волевых качеств. Я считаю, что именно правила создают в игре определенные условия, в рамках которых ребёнок при соответствующем руководстве не может не проявить воспитываемых у него качеств. Например, в игре «Хитрая лиса» дети могут разбегаться по кругу в разные стороны только после слов лисы: «Я здесь!». Это правило вырабатывает у ребенка внимание, самообладание, выдержку, быстроту, реакцию на сигнал, ориентировку в пространстве.
Интеллектуальному развитию детей также содействует содержание игр, так как задания самостоятельно объяснить всю ситуацию игр и её правила, действие детей-персонажей. Такие упражнения положительно влияют на развитие логического мышления, памяти, умение выражать в словах свои мысли, определять пространственные и временные ориентиры, а затем вместе со всеми осуществлять всё это в различных игровых действиях.
Подвижные игры благоприятствуют развитию у детей творческой инициативы. Мой опыт показывает, что дети 5-6 лет могут при соответствующем руководстве придумать варианты знакомой игры, усложнить её содержание, дополнить правила. В дальнейшем дети придумывают игры на сюжеты литературных произведений, сказок и на более высокой ступени интеллектуального и творческого развития.
Подвижные игры по своему содержанию и форме являются эстетической деятельностью. Всё многообразие игровых движений детей опирающиеся на приобретенные ранее двигательные навыки, проявляются в доступной им точности, сложности, ловкости, своеобразной выразительности. Особенно большое предпочтение отдаю русским народным играм. Эстетическая сторона их обогащается игровыми зачинами, диалогами, считалками. В них много эмоциональной, красочной прелести, оригинальных оборотов речи, неповторимой русской напевности, ритмической четкости, а в считалках характерного скандирования. Например: «Катился горох по блюду, ты води, а я не буду». А вот так звучит зачин народной игры «Коршун и наседка» :
«Вокруг коршуна хожу,
Ожерелье нежу,
По 3 ниточки - бисериночки
Я вязала вороток,
вокруг шеи – кроток».
Конечно, при проведении подвижных игр никогда не забывай о красоте движений : обращаю внимание на детей, движение которых наиболее пластичны, соответствуют образу; напоминаю о том, что например, зайчик прыгает легко, а кошка ходит мягко; поощряю наиболее удачные попытки передать образ.
Большая роль отводится играм на свежем воздухе с двигательными заданиями, что способствует укреплению здоровья детей. В результате дети стали знать больше игр и четко выполнять правила. Я наблюдала как дети часто используют в самостоятельной деятельности подвижные игры. Они играют не по одному, а играют всей группой. В результате чего они стали сплоченнее, дружелюбнее, активнее и более дисциплинированы.
Таким образом, использование всего богатства эмоционально –оздоровительных и воспитательных компонентов, заключенных в подвижных играх, способствует осуществление задачи гармоничного развития ребенка.