МААМ-картинки

Консультация для воспитателей: «Понятие и особенности связной монологической речи»

Иванова Екатерина
Консультация для воспитателей: «Понятие и особенности связной монологической речи»

Основным средством общения людей является именно речь. Люди не смогли бы передавать информацию друг другу, делиться опытом без данного навыка.

А. Н. Леонтьев считал, что человеческая речь, слово человека и история его формирования выступаю «во-первых, как предмет лингвистики…во-вторых, как предмет психологии… и, наконец, в-третьих, как система физиологических процессов, которые осуществляют эту речевую деятельность, но к которым она не сводиться» [23, с. 63].

Рассмотрим и взгляды других исследователей на данный вопрос.

М. Р. Львов [27] выделял три основных значения слова «речь» в русском языке:

1. Речь как деятельность, как процесс;

Публикация «Консультация для воспитателей: „Понятие и особенности связной монологической речи“» размещена в разделах

2. Речь как продукт речевой деятельности;

3. Речь как ораторский жанр.

Речь - это сам процесс общения, возможность выражения своих мыслей и возможность поделиться своими чувствами и опытом с другими. Без освоения норм и правил языка речь существовать не может.

Связная речь представляет собой высказывание связное и логическое (предложения связанны между собой смыслом, которое способствует общению людей и их взаимопониманию [4]. М. Р. Львов описывает монолог как «. речь одного лица. Монолог, как правило, значительное по объему высказывание, имеющее тему, композиционную структуру, главную мысль» [28, с. 130].

Связная монологическая речь помогает ребенку:

1. Освоить грамматические правила речи.

2. Говорить о различных явлениях, событиях, предметах логично, свободно, легко.

3. Использовать различные части речи.

Речь и язык очень тесно связаны между собой. Эту связь хорошо можно проследить, изучая функции, реализация которых происходить с помощью речи.

Характер речи многофункционален. Л. С. Выготский [5] и А. Н. Леонтьев определили такие функции, как:

1. Функция воздействия.

2. Функция формирования и выражения мысли.

К данным функциям С. Л. Рубинштейн [37] добавил еще, коммуникативную, эмоциональную функцию.

Рассмотрим эти функции речи более подробно.

Коммуникативная функция – основная речевая функция. Эту функцию еще можно обозначить как функцию общения. Она выражается в обмене информацией не только между людьми, но и в общении с самим собой - так называемый внутренний диалог. Данная функция проявляется так же как самовыражение человека.

Функция, охватывающая большой диапазон в речевом человеческом поведении, называется эмоциональной. Данная речевая функция воплощается в произведениях художественной литературы, искусстве оратора и просто в дружеской беседе. Человеческая речь содержит, в той или иной степени, различные эмоциональные или выразительные средства: изменение ритма и пауз, темпа, интонаций.

С. Л. Рубинштейн утверждал, что «чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что в ней выступает говорящий» (по Э. П. Коротковой [20, с. 64]).

Просьба, повеление, приказ представляют собой функцию воздействия на других людей. В данном случае высказанное никакой новой информации может и не содержать, оно указывает на волю человека, который в данный момент говорит. На основе своих исследований С. Л. Рубинштейн делал следующий вывод: «Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она средство общения, и эту функцию она выполняет в первую очередь, поскольку она служит средством воздействия» [37, с. 63].

Функция, которая работает почти непрерывно, потому что человек мыслит всегда, называется функцией формирования и выражения мысли. Сюда можно отнести:

1. Воспоминания.

2. Подготовительный этап к устному сообщению.

3. Развитие письменного текста.

М. Р. Львов утверждал, что данная «функция может быть признана важнейшей, так как без ее выполнения не могут быть реализованы… информационная, коммуникативная и эмотивная» (по А. М. Бородич [5, с. 44]).

Опираясь на вышесказанное, можно увидеть, что авторы исследований не смогли выделить единой классификации для функций речи. Но все авторы солидарны в том, что речь обеспечивает важнейшие стороны жизни общества и отдельно взятого человека, а выделенные авторами функции перекликаются между собой.

С. Л. Рубинштейн писал, что «в речи человека можно психологическим анализом выделить различные функции, но они не внешние друг другу аспекты; они включены в единство, внутри которого они друг друга определяют и опосредуют» (по О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной [30, с. 62]).

Проблеме формирования и развития связной речи в российской науке посвящены труды таких ученых, как А. М. Бородич, В. П. Глухова, Т. И. Гризик.

В своих работах Л. Р. Лурия [26] определял связную речь старших дошкольников как высшую форму речевой и мыслительной деятельности, как возможность становления мыслительного процесса.

Изучив работы Л. Н. Ефименковой [12] можно утверждать, что данный автор связную речь рассматривала как единицу речи, в составе которой компоненты языка связаны логически и грамматически. Так же данным исследователем были выделены и основные свойства речи :

1. Коммуникативная направленность.

2. Логика изложения.

3. Структура.

4. Организация языковых средств.

А. А. Леонтьев [23] в своих трудах описывал такие признаки связной речи, как:

1. Информативность.

2. Завершенность.

3. Цельность.

4. Связность.

5. Последовательность.

Такие ученые как М. М. Алексеева и В. И. Яшина [3] разделяли связную речь на следующие виды:

1. Ситуативный.

2. Контекстный.

Связная речь представляет собой достаточно сложную форму в речевой деятельности дошкольников и обслуживает важную функцию – коммуникативную. Данная функция связной речи представлена в двух формах:

1. Диалог – форма речи, состоящая из реплик, подаваемых друг другу. Любой диалог основывается на общих интересах, актуальности ситуации или проблемы, симпатии или антипатии собеседника, представлении того, о чем пойдет речь. Состоит диалог из вопросов и ответов, которые сменяют друг друга от двух и более участников.

2. Монолог – форма речи одного человека. Такая форма речи носит коммуникативный характер, т. е. выступает как сообщение о различных явлениях, событиях. Монолог более усложненная форма речи, служащая для передачи информации с определенной целью.

Остановимся более подробно на особенностях развития монологической речи.

Принято считать, что монолог является образцом речи книжного стиля.

Л. В. Щерба [51] говорил, что в основе литературного языка лежит монолог, рассказ, противопоставляемый диалогу - разговорной речи. Он так же утверждал, что именно монолог является организованной системой облеченных в словесную форму мыслей, отнюдь не являющихся репликой, а преднамеренным воздействием на окружающих. Любой монолог, по мнению ученого, это литературное произведение в зачатке.

Перечислим основные свойства монологической речи :

1. Высказывания чаще всего развернуты и произвольны.

2. Обязательна логическая последовательность при изложении.

3. Речь имеет односторонний характер повествования.

4. Высказывания ориентированы на интересы и потребности слушателя.

5. Наличие невербальных средств сводится к минимуму.

6. Содержание монолога подготавливается заранее.

Е. С. Тихеева [43] выделила следующую классификацию типов монолога, в зависимости от назначения:

1. Повествование.

2. Описание.

3. Рассуждения.

4. Смешанные тексты.

Рассмотрим каждый тип монолога более подробно.

Текст, который сообщает о каком-либо событии, происходящем в заданный промежуток времени, называется повествованием. М. М. Алексеева и В. И. Яшина [2] писали о том, что события в тексте-повествовании развиваются с отчетливой логической последовательностью.

Повествование имеет определенную структуру:

1. Вступление (зачин) – событие, с которого все начинается.

2. Часть основная – описание развивающихся событий. Повествование плавно переходит от одного события к последующему.

3. Развязка (завершение) – заключительное событие в цепочке.

Можно выделить несколько типов текстов – повествования (рис. 1).

Рисунок 1. Типы текста – повествования

Текст, описывающий определенный предмет или явление, или объект с дальнейшим описанием действий, свойств, качеств, признаков данного предмета, по мнению А. М. Бородич [5] называется описанием. Текст - описание может также содержать описание сравнения двух явлений (предметов) или одного явления (предмета, но в разных условиях. Цель текста – описания – рассказать о предмете так, чтобы слушатель смог наглядно представить в своем сознании его. Виды текста – описания представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Виды текста – описания

Описание имеет определенную структуру:

1. Общее впечатление от объекта, предмета, события.

2. Характерные признаки объекта, предмета, события.

3. Обязательной частью текста - описания является завершающая фраза, несущая оценку или отношение автора к высказанному.

Т. А. Ладыженская [21] утверждала, что в тексте-рассуждении мы можем наблюдать высказывания от первого лица, которые отражают причинно-следственные связи различных явлений и фактов. Тексту-рассуждению свойственно обязательное наличие тезиса. Цель такого текста – это объяснение, доказательсво, убеждение. Отличительная особенность текста – рассуждения: наличие большого количества вводных слов и ритарических вопросов (следовательно, поэтому, вследствие чего, во-первых, во-вторых).

Рассуждение имеет определенную структуру:

1. Тезис – мысль, предположение, которое необходимо доказать.

2. Основная часть – доказательства, примеры, аргументы.

3. Заключительная часть - вывод, резюме.

Дети, составляя тексты-рассуждения, учатся логически мыслить, подводить доказательную базу, делать грамотные заключения о ранее сказанном.

На рисунке 3 представлены типы рассуждений.

Рисунок 3. Типы текстов – рассуждений

Речи старших дошкольников свойственны комбинированные, или смешанные тексты. Основная особенность данных речевых конструкций заключается в том, что в них присутствует чаще элементы какого-либо одного типа рассказывания, дополненные другими.

При изучении связной монологической речи можно выделить две ее основные формы:

1. Пересказ.

2. Рассказ.

Рассмотрим каждый из двух форм более подробно.

Осознанное воспроизводство текста художественной литературы в устной форме называется пересказом. Пересказ достаточно сложная форма умственной деятельности ребенка, где принимают участие как мышление, так воображение и память. Перечислим некоторые умения, овладев которыми, ребенок сможет составлять пересказы:

1. Умение слушать худ. произведение.

2. Осмысливание и понимание услышанного текста.

3. Запоминание последовательности событий в изложенном тексте.

4. Использование авторских речевых оборотов в пересказе.

5. Передача текста в устной форме.

При пересказе дошкольники подражают образцу высокохудожественной речи. Литературные тексты содержат образные описания, вызывающие живой интерес у детей, и способствуют проявлению интереса к родному языку и формированию навыка грамотного описания явления или предмета, способствуют эстетическому воспитанию.

Подводя итог, можно отметить, что речь – это сам процесс общения, возможность выражения своих мыслей и возможность поделиться своими чувствами и опытом с другими. Ей свойственны следующие признаки:

1. Информативность.

2. Завершенность.

3. Цельность.

4. Связность.

5. Последовательность.

При изучении связной речи можно выделить две формы речи : диалог и монолог.

Проанализировав литературу по данной теме, можно составить следующую классификацию типов монолога, в зависимости от назначения:

1. Повествование.

2. Описание.

3. Рассуждения.

4. Смешанные тексты.

Дошкольников учат следующим видам рассказывания:

1. Рассказ по предметам или игрушке.

2. Рассказ по картине или серии картин.

3. Рассказ из личного опыта.

4. Творческий рассказ.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 1 Эта консультация будет полезна молодым педагогам. Неумолимая статистика констатирует нам тот факт, что за последние годы педагогический.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 2 1 слайд: Продолжаю тему особенностей организации режимных моментов в младших группах. Теперь хочу предложить рассмотреть модель организации.

Консультация для воспитателей «Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ» Создание предметно-развивающей и игровой среды. (принципы и содержание).Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе,.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей: «Понятие и особенности связной монологической речи»
Опубликовано: 12 октября 2021 в 18:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД