Гульнара Шлеенкова
«Поразительный мир эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по эмоциональному развитию дошкольников
«Поразительный мир эмоций»
Назначение Программы – сформировать физически и психически здорового ребенка, адаптированного к окружающей среде и имеющего адекватную самооценку, обладающего познавательной мотивацией и социальной компетентностью, готового жить в меняющемся социуме.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
1. Закон РФ «Об образовании»;
Публикация «„Поразительный мир эмоций“» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН 2.4.1.3049-13)
5. Основная общеобразовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 34 «Радуга»»;
6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ««От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. Н. Комаровой, М. А. Васильевой;
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников 4–7 лет
Задачи:
1. создать условия
- для понимания детьми собственных эмоций;
- для понимания эмоционального состояния других,
- для овладения средствами эмоциональной выразительности.
2. познакомить детей с основными эмоциями : интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением.
3. способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
4. учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.).
5. дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
6. научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
7. способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).
8. помочь ребенку научиться справляться с имеющимися отрицательными эмоциями (страх, гнев и пр., препятствующими его полноценному личностному развитию.
9. обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа «Поразительный мир эмоций» рассчитана на 3года обучения, начиная со среднего дошкольного возраста. Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение». И, конечно же, они с огромным удовольствием выполняют практические задания, играют.
Работу с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп по данной теме проводится в рамках занятий кружка «Поразительный мир эмоций» 2 раза в месяц во второй половине дня по 20-30 минут каждое. В основном это игровые занятия, включающие в себя межпредметные связи.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому, физическому.
Ведущий вид деятельности дошкольника – игра. Поэтому Программа построена на основе игровых упражнений, предназначенных обеспечить психологический комфорт для ребенка и возможность коррекции эмоционального состояния личностных качеств.
При организации коррекционной работы необходимо создать условия для возникновения доверия воспитанника к педагогу, посредством чего развивается мотивация к данному виду деятельности ребенка.
Занятия Программы имеют общую гибкую структуру, основанную на возрастных особенностях детей дошкольного возраста и наполнены различным содержанием.
Каждое занятие состоит из нескольких частей: вводной, основной, заключительной.
Вводная: - настрой детей на совместную работу;
- установка эмоционального контакта группы детей;
- слушание музыки природы, обсуждение.
Основная: - игры и упражнения на развитие навыка общения;
- упражнения на развитие психических процессов
- психогимнастика;
- рисование, аппликация;
Заключительная: - закрепление положительного эмоционального настроя;
- ритуал прощания
Взаимодействие педагога с детьми осуществляется через:
• яркую эмоциональную насыщенность видов детской деятельности;
• создание комфортной обстановки;
• создание для ребенка ситуации успеха;
• создание популярности ребенка среди сверстников;
• обогащение впечатлений и представлений об окружающем мире;
• обеспечение активизации переживаний.
Самое главное условие эффективности таких занятий — добровольное участие в них детей.
Нельзя оценивать детей, нельзя добиваться единственно правильного, на ваш взгляд, ответа.
Дети легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься. Если вы с удовольствием готовитесь к этим занятиям, с удовольствием проводите их, то дети это обязательно заметят!
Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, необходимо закончить занятие.
Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности).
Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал.
КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до проведения данной программы и после – итоговая диагностика, по результатам, которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.
При проведении психодиагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий:
Существует большое количество методов психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка. Однако в случае педагогической оценки далеко не все они могут быть использованы непосредственно воспитателем.
Для оценки эмоциональных проявлений к. п. н. Г. Степановой разработана пятибалльная шкала, в которой представлены поведенческие реакции ребенка. По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребенка, наблюдая за ним.
Осень Весна Утверждения
(Р - редко, И - иногда, О - обычно)
РИО РИО
Хорошо себя чувствует с взрослыми
Может пользоваться помощью взрослого и самого себя
Может пользоваться помощью взрослого
Успешно действует под руководством взрослого
Хорошо себя чувствует в малой группе
Хорошо себя чувствует в большой группе
Может участвовать в делах, инициированных другими детьми
Может выбрать себе занятие
Может позаботиться о себе и своем имуществе
Может выразить чувства словами
Может наблюдать за действиями других
Может реализовать чужие идеи
Может действовать один
Может контролировать импульсы
Может соблюдать очередь
Может уладить разногласия со сверстниками
Для диагностики эмоционально-нравственного компонента используется методика «Изучение эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках»
Для диагностики самооценки старших дошкольников - Методика «Какой Я?».
Критерии развития: адекватная оценка ребенка своих способностей, адекватная позиция себя в среде сверстников.
Для диагностики эмоционально-нравственного развития – методика «Сюжетные картинки» Р. Р. Калининой.
Критерии оценки: эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
Для диагностики развития нравственной сферы дошкольников – методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Г. М. Фридмана;
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»
Подготовка исследования. Подобрать картинки (фотографии, с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено, эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе, так и их оттенков, сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.
Проведение исследования. Индивидуально с детьми 3-7 лет проводится 2 серии.
Первая серия. Ребенку последовательно показывают картинки детей и взрослых и спрашивают: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку».
Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.
Методика "Какой Я?"
Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Оценка результатов
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.