Лучший педагог года

Конспект занятия «Пословица-всем делам помощница»

Булдакова Елена
Конспект занятия «Пословица-всем делам помощница»

«Пословица-всем делам помощница

Булдакова Елена Михайловна, Слудский детский сад

Сценарий игры-викторины с родителями в разновозрастной группе

Цель: Формирование знаний о малых жанрах фольклора: пословицами и поговорками.

Задачи:

Формировать понятия о пословице и поговорке как фольклорных жанрах.

Формировать интерес у воспитанников к родному языку, знакомить их с богатством и разнообразием родной речи, расширять их кругозор.

Публикация «Конспект занятия „Пословица-всем делам помощница“» размещена в разделах

Способствовать повышению культуры речи детей, обогащению их словарного запаса пословицами и поговорками.

Развивать творческие способности, логическое, ассоциативное и абстрактное мышление детей.

Воспитание интереса к фольклорным традициям родного народа.

Воспитывать у детей любовь и уважение к своим родителям, к окружающим людям;

Воспитывать доброту, умение дружить, желание выступать перед сверстниками и взрослыми.

Формировать умение командной работы.

Материал и оборудование: ноутбук, презентация, проектор, эмблемы, подарки, сборник пословиц и поговорок, словарь литературоведческих терминов, фишки.

Предварительная работа: чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц и поговорок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, выставка книг.

Ход:

Воспитатель :

Уважаемые родители и дети мы рады вас всех приветствовать на нашей сегодняшней викторине, которая посвящена пословицам и поговоркам. Мы все с вами любим читать книги.

Мы предлагаем вам поиграть в веселые конкурсы. За каждый правильный ответ команде – жетон. По количеству набранных жетонов, определится победитель. В игре участвуют 2 команды: родители и дети.

Осэ йыгаськись луэ.

Воспитатель: Кин-о отын? Пыр. (Лопшо Педунь)

Лопшо Педунь: Зечбуресь!

Ваньмыз: Умоесь!

Лопшо Педунь: Умой-а Слудка нылписадэ вуи?

Пиналъё с: Умой.

Лопшо Педунь:Тодиськоды-а кин мон?

Пиналъё с: Лопшо Педунь.

Лопшо Педунь: Мыным поручение сё тизы: пиналъслы малые фольклорные формы сярысь верано, малыке шуоно отчы пыро пословицаос но поговоркаос. Вералэ, ти тодиськоды-а соос сярысь?

Пиналъё с: Выльзэ вера. Ми кылзом.

Лопшо Педунь: Вераны мыным юрттоз воспитательды.

Воспитатель: Пословицы и поговорки каждому знакомы с детства. Они возникли в давние времена, еще до того как появилась на Руси письменность. Их называют золотыми зернами русского языка, маленькими жемчужинами, сокровищами народной мудрости. Благодаря пословицам и поговоркам, наш язык становится образнее, красочнее, ярче. А сами мы немножечко мудрее.

Пословицы и поговорки удмуртов представляют собой свод правил житейской мудрости, народной этики. В них выражено отношение народа к различным достоинствам и недостаткам человека, они содержат оценку семейной жизни, взаимоотношений в семье, дружбы и любви, коллективизма, богатства и бедности, в них воплотились понимание счастья и горя, жизни и смерти. Вот лишь некоторые примеры: "П ян но кышкан од г кисыын кыллё" — "Обман и трусость в одном кармане лежат"; "Шонер кырыжез ворме" — "Правда кривду побеждает"; "Од г киын герд думыны но уг луы" — "Одной рукой и узла не завяжешь"; "Визьмолы тыл — шуныт, визьтэмлы — сут ськон" — "Умный у огня согреется, а глупый — обожжется"; "Бызьыны капчи, пиосмуртлы дэрем вурыны секыт" — "Замуж выйти легко, трудно мужу рубашку сшить"; "Самой секыт уж — тэк улон" — "Самый тяжкий труд — безделье" и др.

Пословицы и поговорки рождаются в процессе живой речи как одобрение или порицание конкретной ситуации, явления, действия. Удмурты не мыслят их как нечто отдельное. Поэтому на просьбу назвать несколько поговорок и пословиц от пожилых людей можно услышать ответ: "Не знаю"

Воспитатель: Ойдолэ шудон ортчытом.

Пиналъёс но анай-атайъёс пуксемын жок котырти.

«Разминка»

Командаослэн карточкаос вань. Пословицаын яке поговоркаын вань янгышез но сое тупатоно.

(Командам предлагаются карточки с пословицами, поговорками, в которых допущена ошибка. Нужно найти ошибку и исправить.)

1. Кык спег – тара. (Два сапога – тара)

2. Мыйыкме умой, нош кык – умой. (Ус хорошо, а два – лучше.)

3. Азьтэм аслэсьтыз асьтэмезлэсь кышка. (Трус своей лени боится.)

4. Огнад ожмаськисьёс пень полын овол. (Один в золе не воин.)

5. Нырысетиез шоро – комок. (Первый клин – комом.)

6. Сашаез з с ры в й. (Сашу маслом не испортишь.)

7. Ми асьмеос пельёсын. (Мы сами с ушами.)

8. Таза мугорын-таза гон. (В здоровом теле здоровый пух.)

1 конкурс: «Тод визькылъёслэсь пуштроссэс» («Отгадай пословицу»)

- Кусо – из. Кусо из вылэ шедиз.

(Коса – камень. Нашла коса на камень.)

- Нюлэс – пу. Макем кыдёке нюлэс, пу сокем бад ым.

(Лес – дрова. Чем дальше в лес, тем больше дров.)

- Пежъян – пуйы. Пежъянэз мешоке уд ваты.

(Шило – мешок. Шила в мешке не утаишь.)

- Яблочко – яблокпулэсь. Яблок улмопулэсь кыдёке уг усьы.

(Яблочко – яблоня. Яблочко от яблони недалеко падает.)

- Уж – мастер. Син кышка, ки лэсьтэ.

(Дело – мастер. Дело мастера боится.)

- Эшъяськон – служба. Эшъяськон эшъяськонэн, нош служба службаен.

(Дружба – служба. Дружба дружбой, а служба службой.)

2 конкурс: «Магической числаос». («Магические числа»).

Воспитатель: Вань сыче пословицос, кудаз числоос ватскиллям. Вералэ соосты. (Существует много пословиц, где встречаются числа. Назовите пословицы с числами

На экране числа ОДИН, ДВА, СЕМЬ, СТО)

- Од гез сошкаен, нош сизьымез пуньыен. - Один с сошкой, семеро с ложкой.

- Сизьым кузя од езг уг возьма. - Семеро одного не ждут.

- Сю манет но уг басьто, нош ог сю эшъёс мед луоз. - Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Сю йыр – визь-сю. - Сто голов – сто умов.

- Сизьым пол мерта, од г пол ванды. - Семь раз отмерь – один раз отрежь.

- Сизьым шугад он – од г ответ. - Семь бед – один ответ.

- Од гез ваньмыз понна, ваньмыз од гез понна. - Один за всех, и все за одного.

- Кык кеч сь ры уйиськы, огзэ но уд куты. - За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

3 конкурс: «Визькылъёслэсь пуштроссэс ас кылыныд нырысет кылъя тодоно» («Отгадай пословицу по первому слову».)

Экранын суред. Командаос вераны кулэ пормем пословицаез.

(На экране появляется картинка, команды должны назвать пословицу целиком.)

• Кыл (Киевозь вуттоз)

Язык… (до Киева доведёт)

• Кыл. (ольгыри в л, лоб оз-а, уд куты

Слово … (не воробей, вылетит, не поймаешь)

• Синъёс… (пичиесь, кыдёке ад о)

Глаз мал, да далеко видит

• Синучкон… (янгыш в л, малы ымныр крыж)

Зеркало не виновато, что рожа кривовата.

• Адями( — мульы овол, соку ик уд куртчы (уд вала.)

Человек — не орех, сразу не раскусишь.

• азег. (эшезлы парсь в л)

Гусь… (свинье не товарищ)

4 конкурс: «Юан – веран»

(Командам задаются вопросы. Отвечать нужно пословицами.)

1. Кы е визькыл воспитатель шуоз солы, кудиз лэсьт эз самостоятельной ужзэ азьло ик, но янгышаськиз? («Дыртт д –адямиосты серекъятид»).

2. Какую пословицу воспитатель скажет тому, кто первым сделал самостоятельную работу, но допустил ошибку? («Поспешишь – людей насмешишь»).

3. Кы е визькылын вераське, сюресъёс шедьтыны луоз тодмотэм шаерамы интыын но? («Сюрес нуоз, кыл вуттоз»).

(В какой пословице говорится о том, что дорогу можно найти и в

неизвестной местности? («Язык до Киева доведет»).

4. Мар адямиос сярысь верало, кудиз ас ужзэ туж умой быдэстэ? («Син кышка, ки лэсьтэ»).

Что говорят о человеке, который очень хорошо выполняет свою работу?

(«Дело мастера боится»).

5. Укыр тунсыко адями сярысь-а мар-а шуыл зы, кудиз мукетъёслэн вераськоназ со котьку пыре? («Трос тодод – ог пересьмод»)

Что говорят о чрезмерно любопытном человеке, который постоянно

вмешивается в разговоры других? («Много будешь знать – скоро

состаришься»).

6. Т ляд кы е пословица тодады вайиське, кема з быгатэ ке задача решать кароно, нош кин ке юртт з-а тон? («Умой-од г визь, нош кык – умой»).

Какую пословицу вы вспомните, если долго не могли решить задачу, а

кто-то вам помог? («Один ум хорошо, а два – лучше»).

7. Кы е ке секыт ситуация дыръя тынад эшед т ледлы юрттыны з лыкты, тупано кыче пословица тодады ваёды? («Ад он огзэс тодмат зы-ын»).

Если в какой – то трудной ситуации ваш друг не пришел вам на помощь,

какую пословицу вы вспомните? («Друг познается в беде»).

8. Мар шуозы анай-атайёс, пизы трос уж борды басьт ськон но пумозяз одигзэ но вуттонтэм? («Кык кеч сь ры уйиськод – од гзэ но уд куты»).

Что скажут родители, если сын взялся за несколько дел сразу и ни одно не

довел до конца? («За двумя зайцами погонишься – ни одного не

поймаешь»).

9. Кы е пословица уже кутэмын. Дорын кы е луоз адями, кудиз уг тод, кытчы асьссэ карыны ужтэк? («Люко нунал оже, ытозь, номыр лэсьтыны пиля»)

Какую пословицу можно применить к человеку, который не знает, куда

себя деть от безделья? («Скучен день до вечера, коли делать нечего»).

5 конкурс: «Ми чошен» («Встану в ряд»)

Лопшо Педунь: Мынам но вань тилед уж. Песьтэрам вань карточкаос. Сурамын соос. Радъяно огъя- темая. Котькуд радлы жетон. Пословицаос но поговоркаос уж, эшъяськон но семъя сярысь.

(У меня для вас тоже есть задание. В песьтэре есть карточки. Они смешаны. и необходимо разделить по темам. За каждый проавильно собранную тему – жетон. Пословицы и поговорки о труде, о дружбе, о семье.).

6 конкурс: «ыныё кыл» («Доскажи словечко».)

Воспитатель: Умой пиналъёс! Ти трос тодиськоды. Коня фишкаосты люкамын ни. Нош ик конкурс. Мон верало кутсконзэ пословицалэсь, ти пумзэ.

(Хорошо, ребята. Вы многое знаете о пословицах. Вон сколько фишек заработали. Называется она «Доскажи словечко». Я прочитаю начало пословицы, а вы закончите ее)

• Эн дырты кылыныд, дырты. (Ужен)

Не спеши языком, торопись (Делом)

• Азьло малпасько, собере. (Вера)

Сначало подумай, потом. (Говори)

• Басьтыны быгид – быгаты. (Сётыны)

Сумел взять – умей (Отдать)

• Уж но чидан, ваньзэ. (Вормоз)

Терпение и труд, все (Перетрут)

• в л эшед – утча, шедьтид. (Утьы)

Нет друга – ищи, а нашел (Береги)

Физминутка.

Воспитатель: Умой. Трос тодиськоды. Одна-а аналме? Потэ, шудом.

(Какие вы молодцы, много пословиц знаете. А не засиделись ли вы. Выходите, поиграем.)

7 конкурс:. «Загадочный кубик».

Кубиклэн котькуд палаз-пудо-животэн суред. Шуд сь команда ниманы кулэ, кылтэчетъёсты, кудъёсыз пудо усё. Кубик вылын суред суредъё с: кион, парсь, кеч, шыр, чорыг, вал.

(На каждой стороне кубика изображения животных. Игроки команд должны назвать пословицы, в которых упоминается животное. На кубике картинки с изображением: волка, свинья, зайца, мышка, рыбка, конь.)

• кион --- Кионэз котьк ня сюд, одно ик нюлэс пала учке.

Сколько волка не корми всё равно в лес смотрит.

• парсь---Парсь дэри котькытын шедьтоз.

свинья---Свинья везде грязь найдёт.

• кеч--- - 2-луд кеч сь ры уйиськиськод, одигзэ но уд кутыны.

зайцы---За 2 зайцами погонишься, ни 1 не поймаешь.

• шыр--- Отливаться кариськозы ко ышлы, шырлэн синвуосыз.

мышка--- Отольются кошке, мышкины слёзы.

• чорыг--- Ужатэк тыметысь чоры уд потты.

рыбка--- Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

• вал--- Кузьым валлэсь пиньзэ уг учко.

конь--- Дарёному коню в зубы не смотрят.

8 конкурс: «Развлекательный».

Шудисьёс тилед «веселые тесты-пословицы». Бырйе умойзэ.

(Для вас, уважаемые «веселые тесты-пословицы». Вы должны выбрать свои варианты ответов.)

1. Гусь свинье…

- друг, товарищ и брат;

- не спонсор;

- не товарищ;

- крыльев не привяжет.

Парсь азеглы…

- эш, эшъёсы но, агай-вынъёсыз;

- спонсоръёс в л;

- эш в л;

- эн думы бурдъёсты.

2. После драки…

- все к мамам бегут;

- кулаками не машут;

- жалобу не пишут;

- никому не страшно.

Жугиськон бере…

- ваньмы мемейёс доры бызё;

- мыжыкъёсын уг шонало;

- жалоба уг гожъяло;

- нокинлы но кышкыт в л.

3. Один в поле…

- не воет;

- не воин;

- Америку не откроет;

- сам себе ботаник.

Огназ бусыын…

- уг вузы;

- уг ожгарчи;

- Америкаез й усьты;

- аслым ачим ботаник.

4. Не буди лихо пока…

- оно тихо;

- сторож спит;

- рак на горе не свиснет;

Эн сайкатэ лихо дыр…

- со шыпыт;

- возьмаськисьёс к ло;

- кисло-кусло гурезь вылын кайгу сярысь оз шулты;

5. Бесплатный сыр бывает…

- в гостях;

- в мышеловке;

- под прилавком;

- в грязной луже.

Дунтэк сыр луэ…

- куноын;

- нальыкын;

- прилавок улын;

- н д пукись вуын.

6. Любишь кататься, люби и…

- стиральный порошок;

- милиционеров;

- саночки возить;

- таксисту платить.

Ворттылыны яратиськод, яраты…

- мисьтаськон порошок;

- милиционеръёсты;

- салазки ворттылыны ;

- таксистлы коньдон тырон.

7. Не плюй в колодец…

- козленочком станешь;

- пригодится воды напиться;

- не сдашь экзамен;

- вылетит – не поймаешь.

Колодчае ум сялаське…

- козленочек луоз;

- ву юыны яра;

- экзаменъёс уд вера;

- лоб оз – уд куты.

8. Семь раз отмерь…

- коли делать нечего;

- один отрежь;

- один раз выкинь;

- и никуда не пойдешь.

Сизьым пол мерта…

- номыр лэсьтыны ке овол;

- од г пол вандоно;

- од г пол з рты;

- нокытчы но уг мыны.

9 конкурс: «Пословичная лента»

Шудонлэн правилоез: кык кузя лента бинё но поговоркаос но пословицаос верало. Вормисез луэ соиз кудиз азьлогес биниз лентазэ.

(Правила игры таковы, два игрока, по сигналу ведущего начинают сматывать ленту, двигаясь к центру. Одновременно они произносят пословицы, побеждает тот из участников, который смог смотать большой кусок ленты и при этом не сбился в пословицах.)

Подведение итогов.

Воспитатель: Шудон йылпумяськиз. Пумаз вераме потэ «Пословицаосты но поговоркаосты лыдзы – визь-нод люка!»

(Подошла к концу игра. Завершаю ее я пословицей : «Поговорки и пословицы читай – себе ум набирай!»)

Воспитатель: Жетонъёсты лыдъяно но тодоно кудиз команда вормисе потиз.

(Нам с вами осталось посчитать фишки и узнать у какой команды их больше.

А дети вам приготовили подарок – угощенья.)

Пиналъёслы кузьым конфет. (Детям вручаются призы конфеты.)

Анай-атайёслы закладка. Уж лэсьтэмын аппликация занятиын.

(Родителям дети дарят закладку, сделанную на занятии по аппликации.)

Литература:

1. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей Т. В. Розе, - Изд-во: ОЛМА Медиа Групп, 2011

2. Детский словарь пословиц и поговорок в картинках С. Н. Зигуненко, - Изд-во «Астрель», 2014

3. Знакомим дошкольников с литературой О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. – М., ТЦ «Сфера», 1998

4. Старинные русские пословицы и поговорки М., Изд-во «Детская литература», 1983

5. Детский словарь пословиц и поговорок в картинках С. Н. Зигуненко, - Изд-во «Астрель», 2014

6.https://www.slavianin.ru/mudrost/poslovitsy/russkie-narodnye-poslovitsy-vkartinkah-dlya-detey.html (Русские народные пословицы в картинках для детей)

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЦКМ «Военная техника — защитница и помощница солдат» для детей старшей группыКонспект занятия по ФЦКМ «Военная техника — защитница и помощница солдат» для детей старшей группы Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, уважения к Российской армии. Программные задачи: - Расширять представления.

Игровое пособие «Игрушка-помощница «Кот-баюн»Игровое пособие «Игрушка-помощница «Кот-баюн» Игрушка для сна совсем не новомодная штука, у многих из нас в детстве был любимый плюшевый Мишка, мягкая кукла или уютный пледик, с которым.

Конспект физкультурного занятия с использованием степ-платформ «Физкультура всем нужна»Конспект физкультурного занятия с использованием степ-платформ «Физкультура всем нужна» Цель: Обучать дошкольников технике работы на степ-платформах. Вызвать у детей эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия от занятия.

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Белая водица всем нам пригодится. Молоко»Конспект комплексного занятия в старшей группе «Белая водица всем нам пригодится. Молоко» Цель: формировать у детей представления о разнообразии молочных продуктов, витаминной ценности молока и молочных продуктов для здоровья.

Конспект занятия по ПДД «Правила дорожные соблюдать всем нужно»Конспект занятия по ПДД «Правила дорожные соблюдать всем нужно» Попова Валентина Конспект занятия по ПДД "Правила дорожные соблюдать всем нужно" Цель: систематизировать представления детей о правилах.

Конспект занятия-путешествия «Правила дорожного движения нужно знать всем без исключения»Конспект занятия-путешествия «Правила дорожного движения нужно знать всем без исключения» Задачи: 1. Закрепить и уточнить знания о наземном транспорте, об улице (проезжая часть, тротуар, переход). Знать дорожные знаки, значение.

Консультация для родителей «Когда начинать привлекать ребёнка к домашним делам» Консультация для родителей Когда начинать привлекать ребёнка к домашним делам? «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех,.

НОД «Военная техника — помощница и защитница солдат»НОД «Военная техника — помощница и защитница солдат» (для детей младшей разновозрастной группы) Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, уважения к Российской армии.

Подборка пословиц о зиме «Пословица не даром молвится». Часть 1Подборка пословиц о зиме «Пословица не даром молвится». Часть 1 Пословицы и поговорки— неотъемлемая часть культурного развития русского фольклора. Это можно назвать даже одним из способов передачи накопленного.

Фотоочерк «София — мамина помощница»Фотоочерк «София — мамина помощница» Конспект НОД "София- мамина помощница" в подготовительной группе. Перед маминым праздником наши детишки показали себя, что они подросли.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Пословица-всем делам помощница»
Опубликовано: 5 ноября 2021 в 09:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД