Лучший педагог года

Построение системы работы по психологической подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи

марина морозова
Построение системы работы по психологической подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи

«Построение системы работы по психологической подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи»

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Публикация «Построение системы работы по психологической подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Проблема готовности к школе детей с общим недоразвитием речи актуальна и в нашем детском саду, так в детском саду функционируют 4 группы для детей с различными речевыми нарушениями (логопедические группы).

Анализируя результаты прохождения адаптационного периода к школе у выпускников детского сада, была отмечена следующая особенность, что в категорию дезадаптантов и возможных дезадаптантов попадают в основном дети, у которых есть логопедический диагноз - общее недоразвитие речи. Отмечается, что дети с общим недоразвитием речи гораздо больше подвержены стрессу, им труднее привыкнуть к новому коллективу и взрослым. Исследования в области современной психологии показали, что комплексная психологическая коррекция поможет детям с общим недоразвитием речи повысить уровень развития познавательных процессов, развить коммуникативные навыки, сформировать адекватное представление о школьной жизни.

Значимость проблемы позволяет определить данную тему как актуальную и создать систему психологической работы с детьми с общим недоразвитием речи по социализации и адаптации к новым школьным условиям.

Коррекционная работа в нашем дошкольном учреждении ведется комплексно, при взаимодействии всех специалистов: педагоги групп, педагог-логопед, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, руководитель изостудии.

Объем и содержание коррекционной работы определяется районной логопедической комиссией. Координация деятельности, анализ коррекционной работы проходит через ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) дошкольного учреждения.

Руководствуясь рекомендациями членов районной логопедической комиссии, свою работу по подготовке к школе детей общим недоразвитием речи я разделила на два основных этапа:

1 этап. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Цель: Повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений, совершенствовать навыки межличностного общения со сверстниками и взрослыми.

Форма работы : Тренинговые занятия по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы «Давай познакомимся» автор И. А. Пазухина. Возраст: 5-6 лет.

2 этап: Профилактика возможных трудностей при социализации и адаптации к новым школьным условиям.

Цель: Помочь детям успешно адаптироваться к новым школьным условиям.

Форма работы : Групповые занятия, направленные на психологическую профилактику возможных трудностей ребенка при адаптации к школе. Возраст: 6-7 лет.

Система работы 1 этапа была разделена на 3 основных направления:

1. Диагностика.

• Метод наблюдения за детьми в процессе различных видов деятельности

• Опрос педагогов работающих с детьми на данных группах.

• Анализ листов адаптации.

Анализ исследования показал, что период адаптации у детей с общим недоразвитием речи протекает гораздо сложнее, чем у детей с нормальным уровнем развития.

2. Коррекция развития осуществлялась при помощи тренингов занятий (программа «Давай познакомимся» автор И. А. Пазухина)

Данные занятия построены на постоянном диалогическом общении детей с психологом и сверстниками поэтому, рекомендованы для детей с речевыми нарушениями. Занятия строятся в доступной и интересной для детей игровой форме с использованием:

развивающих игр (игры-драматизации, игры на развитие навыков общения); упражнения (подражательно-исполнительного и творческого характера, на мышечную релаксацию); этюды; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; элементы арт-терапии.

Коррекционно-развивающий процесс был бы не полным без участия в нем родителей. При взаимодействии с родителями, детей с общим недоразвитием речи, я использовала следующие методы психологического просвещения : выступление на родительском собрании, письменные консультации для стенда, индивидуальное, групповое консультирование.

Результативность.

Проанализировав результат полученных диагностических данных, следующим этапом моей работы является профилактика возможных трудностей при социализации и адаптации к новым школьным условиям детей с общим недоразвитием речи.

Цель 2 этапа по подготовке к школе – помочь детям успешно адаптироваться к новым школьным условиям.

Каждое занятие разделено на несколько частей:

1. Ритуал начала занятия; 2. Основная часть; 3. Разминка; 4. Практическая часть;

5. Заключительная часть.

Продолжительность занятий: 30-40 минут, 1-2 раза в неделю.

Анализ результатов II этапа подготовки к школе (подготовительная группа).

Отмечается увеличение количества детей с высоким уровнем готовности на 12% и уровнем готовности выше среднего на 14% (за период 2012 – 2013 уч. год).

Повысилось количество детей прошедших адаптацию без затруднений на 13%, уменьшилось количество детей попавших в категорию – возможные дезадаптанты на 9%. Количество детей испытывающих трудности при адаптации к школе (дезадаптанты) снизилось на 4 %.

Результаты проведенной коррекционной работы показали, что построенная система психологической подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи, является достаточно эффективным средством развития основных компонентов психологической готовности к школе : интеллектуальной, личностной и социальной.

Публикации по теме:

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Построение системы работы по психологической подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 23 января 2014 в 14:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД