Повышение двигательной активности дошкольников на прогулке — игры на асфальте

Наталья Спиридонова
Повышение двигательной активности дошкольников на прогулке — игры на асфальте

Лето — удивительная пора!

И каждый peбёнок с нетерпением ждет, когда же наступит это прекрасное время. Для детей лето — особый период, когда можно вдоволь нагуляться, окрепнуть, подрасти. Находясь в соприкосновении с природой, ребенок реально познает мир, его звуки, краски, получает яркие впечатления, которые оставляют след в детской душе на всю жизнь.

Летняя большая перемена дана дошкольникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгой северной зимы. Это время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движений в природных условиях — все это дает ребенку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.

Лето таит некоторые опасности для здоровья детей — риск перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от излишней беготни, неблаготворного воздействия воды при неумеренном пользовании ее.

В связи с тем, что в летний период уменьшается количество непосредственно - образовательной деятельности, режим дня максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе - позволяют детям приобретать новый двигательный опыт.

Игры на асфальте

При организации предметно-развивающей среды в ДОУ, для повышения двигательной активности детей на воздухе, а также для реализации приемов и методов физического воспитания предлагаю использовать игры на асфальте. Они не требуют специального оборудования и дополнительного места для их проведения. Игры на асфальте легко организовать везде, где есть асфальтированные дорожки, например, вокруг детского сада, как это организовано в нашем детском саду. Количество участников не ограниченно: правила предусматривают одновременное участие в игре всех детей, что способствует повышению двигательной плотности физкультурно-оздоровительных мероприятий. В данной дискуссии я воспользовалась не только опытом нашего детского сада, но интересным материалом опубликованным в журнале «Дошкольное воспитание» № 10 за 2008г.

Игры на асфальте многофункциональны и вариативны. В процессе их проведения совершенствуются разные виды движений, варьируются способы организации детей. Используя один рисунок, можно организовать несколько игр для детей разного возраста (от 2 до 7 лет) и различной физической подготовленности - игр, направленных на развитие двигательных навыков с учетом зоны их ближайшего развития.

Отличительная особенность игр на асфальте заключается в том, что одну и ту же игру можно проводить каждый день, используя разные виды двигательной активности и разные рисунки, что позволяет избежать однообразия.

Более того, меняющаяся игровая ситуация позволяет закрепить знание правил игры и двигательные навыки. Игры помогают воспитателю интересно и эффективно провести утреннюю гимнастику, физкультурное занятие, прогулки, организовать самостоятельную деятельность детей и индивидуальную работу по развитию и совершенствованию двигательных навыков и умений.

С точки зрения решаемых в играх на асфальте педагогических задач их можно классифицировать по следующим основаниям:

• По интенсивности движений (игры малой, средней и высокой интенсивности);

• По типу преимущественного двигательного действия (бег, прыжки, ведение мяча, метание и др.);

• По сложности построения игры (индивидуальные, командные);

• С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 2-7 лет;

• По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без них, сюжетные);

• По развиваемым физическим качествам (игры, способствующие формированию выносливости, ловкости, быстроты, координации движений, скоростно-силовых качеств);

• По структуре физкультурно-оздоровительного мероприятия (для вводной, основной, заключительной частей занятия, утренней гимнастики, прогулки).

• Значение двигательной активности для роста и развития ребенка

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движения - важное средство воспитания.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей - форма проявления этих важных человеческих качеств.

А разве может быть труд - основа основ жизни - без точных, развитых движений?

Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие.

Итак, выведем формулу: Движение + Движения = Основа основ.

Движение - фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармонического физического развития. Это важнейшее условие и средство общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности.

В процессе обучения элементам спортивных игр, а также спортивным упражнениям создается особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определенным правилам, а также находить самостоятельно разные способы выполнения задания.

•Прогулка как важное условие для использования разнообразных форм двигательной активности

Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. Совершенствование двигательных навыков в повседневной жизни обеспечивает условия для активизации самостоятельной двигательной деятельности ребенка. Именно самостоятельное и творческое использование ребенком двигательного опыта в физических упражнениях и подвижных играх на прогулке способствует развитию личностных и психофизических качеств; повышает интерес к двигательной деятельности, активизирует мыслительную и эмоциональную сферу. Организация двигательной деятельности должна проходить в дружелюбной, радостной обстановке. Особое внимание уделяю развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на прогулке, благодаря чему у ребенка развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации, совершенствования психофизических и личностных качеств.

• Организации и руководства двигательной активности детей на прогулке - игры на асфальте

- создают атмосферу радости и потому позволяют наиболее эффективно в комплексе решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Основными видами двигательной активности в играх на асфальте являются разные виды бега, ходьбы, прыжков, метания, упражнений с мячом.

Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей наиболее целесообразно использовать двигательные навыки и умения, что обеспечивает их совершенствование, а также естественное проявление физических качеств: быстрота реакции, ловкости, равновесия, координации движений, выносливости, навыков пространственной ориентировки, глазомера.

Игровые занятия с использованием рисунков на асфальте активизируют умственную деятельность ребенка, закрепляя знания прямого и обратного счета, форм геометрических фигур, цветов и размеров.

Перечисляя игры на асфальте, вспомним, прежде всего, наши старые, добрые «Классики» Хорошо известная нам с детства игра «классики» теперь не так популярна среди детей, как раньше.

Очень жаль, ведь она хорошо тренирует координацию движения.

Эта простая игра требует точности движений и умения сохранять равновесие, запоминания последовательности движений при прохождении туров, соблюдать правила.

Для детей младшего возраста применяются различные змейки, паровозики, различные жучки, в которых вместо цифр нарисованы следы, или просто цветные сектора. Для старших детей «Классики» усложняются, в секторах рисуются цифры или геометрические фигуры.

•Условие и организация двигательной активности детей - игры на асфальте.

Игры не требуют специального оборудования и дополнительного места.

Их легко организовать там, где есть асфальт, – на групповом участке или дорожке вокруг детского сада.

Количество участников не ограничено, правила предусматривают одновременное участие в игре всех детей без выбывания.

Игры и упражнения многофункциональны и вариативны.

Одну и ту же игру можно организовывать каждый день, но через разные виды двигательной активности и использование других рисунков. Меняющаяся игровая ситуация вносит разнообразие в процесс, развивает физические качества и навыки детей: быстроту реакции, ловкость, равновесие, координацию движений, выносливость, пространственную ориентировку, глазомер.

Занятия с использованием рисунков активизируют умственную деятельность, закрепляя полученные знания (прямой и обратный счет, формы геометрических фигур, кругозор детей, пополняют их словарный запас.

Игры содействуют обогащению нравственного опыта дошкольников. Организуя соревновательную деятельность, воспитатель учит их вежливому, внимательному отношению к товарищам по команде, умению управлять своим поведением в коллективе ровесников. Необходимость подчиняться правилам и реагировать на сигнал дисциплинирует детей, развивает у них сообразительность и самостоятельность.

Еще игры на асфальте способствуют формированию волевых черт характера ребенка. Они основаны на продолжительном и многократном повторении однообразных действий, при выполнении которых возникает необходимость проявлять усилия для преодоления физического и эмоционального напряжения.

Движения на свежем воздухе – эффективное средство закаливания детей, повышение сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Игры на асфальте являются хорошим дополнением к традиционной физкультуре, делая процесс каждодневных занятий эмоциональнее и разнообразнее.

Заключение.

Занятия с использованием рисунков активизируют умственную деятельность, закрепляя полученные знания (прямой и обратный счет, формы геометрических фигур, кругозор детей, пополняют их словарный запас.

Игры содействуют обогащению нравственного опыта дошкольников. Организуя соревновательную деятельность, воспитатель учит их вежливому, внимательному отношению к товарищам по команде, умению управлять своим поведением в коллективе ровесников.

Необходимость подчиняться правилам и реагировать на сигнал дисциплинирует детей, развивает у них сообразительность и самостоятельность.

Еще игры на асфальте способствуют формированию волевых черт характера ребенка.

Они основаны на продолжительном и многократном повторении однообразных действий, при выполнении которых возникает необходимость проявлять усилия для преодоления физического и эмоционального напряжения.

Таким образом, игры на асфальте способствуют развитию двигательных качеств и способностей детей, их двигательной сферы, психических процессов и свойств личности, формированию навыков и умений.

Они удовлетворяют потребность ребенка в движении, повышают функциональные возможности детского организма, воспитывают нравственные и волевые качеств, а также интерес к занятиям физическими упражнениями.

Публикации по теме:

Семинар «Организация двигательной активности на занятиях и прогулке» Тема: «Организация двигательной активности детей на занятиях и прогулке» Цель семинара: повторить методику физического воспитания, проанализировать.

Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в бассейне посредством аква-аэробики (из опыта работы) Одно из важнейших направлений социальной политики нашего государства – политика в области обеспечения здоровья нации. Несомненно, проблема.

«Повышение уровня двигательной активности детей на сюжетно-игровых физкультурных занятиях». Родительское собрание Цель: познакомить родителей со структурой физкультурных занятий, с темой своей работы, ее целью и задачами. Объяснить значение регулярных.

Час двигательной активности «Игры из сундучка»Час двигательной активности «Игры из сундучка» "Игры из сундучка" Цель. Доставить детям радость. Воспитывать выдержку, терпение, ловкость в играх. Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие,.

Формы организации двигательной активности дошкольников Физические упражнения – это одна из форм организации ежедневной двигательной активности детей в детском саду. Чтобы ребенок хорошо развивался.

Фотоотчет занятий, направленных на повышение двигательной активности на прогулкахФотоотчет занятий, направленных на повышение двигательной активности на прогулках В наш век смартфонов, планшетов и айфонов многие родители и педагоги сталкиваются с такой проблемой, как детская пассивность. Мы с ребятами.

Характеристика двигательной активности старших дошкольников Дети шестого года жизни доступно овладение сложными движениями, методы и некоторые элементы техники их выполнения, - говорит М. А. Руновой[16].

Конспект мероприятия для детей 3–4 лет «Организация двигательной активности детей на прогулке» Веселая полянка Цель: Развивать основные виды движений (внимание, координацию движения, быстроту и ловкость). Задачи: -Учить детей ходить.

Повышение двигательной активности детей в самостоятельной деятельности и связь с сенсорным развитиемПовышение двигательной активности детей в самостоятельной деятельности и связь с сенсорным развитием Движение – это путь удовлетворения естественной биологической потребности детей. Особая значимость отводится самостоятельной двигательной.

Роль двигательной активности дошкольников Роль двигательной активности в жизни дошкольников На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Кроме.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Повышение двигательной активности дошкольников на прогулке — игры на асфальте
Опубликовано: 15 января 2016 в 14:37
+140Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 73.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 марта. День огородов на подоконнике

Интересных «подсказок» по обустройству огорода на подоконнике в блогах коллег на МААМ накопилось очень много. Несмотря на неоднозначную обстановку, сложившуюся этой весной, эта полезная «копилка идей»...

30 марта. День аиста

Аист у многих народов считается символом весны, счастливой семейной жизни и чистоты. Ведь недаром существует поверье о том, что именно аист приносит младенца в дом, а значит дарит счастье двум любящим...

Консультация для родителей первоклассников «Почему ребенку трудно учиться и как ему...
Цель: Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей ( законных представителей) в вопросах формирования успешной...
29 марта — День первоцветов на МAAM, Занятие ООД в подготовительной к школе группе...
Тема : «Первоцветы» Цель: Развитие познавательного интереса к родной природе. Задачи: - Расширять и систематизировать знания о первоцветах. - Расширять...
Роль русского фольклора во всестороннем развитии личности ребёнка дошкольного возраста
Все взрослые когда то были детьми, но не все об этом помнят- говорил когда то Сент Экзюпери . У каждого из нас была любимая игрушка, с которой мы...