Луиза Иванова
«Познаем родной край посредством игры». Создание «Игротеки» в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие познавательной сферы. Познавательная сфера – сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное
операции).
Информация. Она включает в себя опыт интеллектуальное и эмоциональное существование в мире. В познавательной сфере можно выделить три компонента, которые неразрывно связаны между собой. Дополняют и определяют друг друга.
Публикация «„Познаем родной край посредством игры“, Создание „Игротеки“ в детском саду» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Познавательные процессы. Сюда относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление (разные виды мышления и мыслительные и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира.
Отношение. Рассматривается как чуственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельный объект, предмет, явление и событие нашего мира.
Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Это отличие связано с несовершенством познавательных процессов дошкольника, которые еще только развиваются и появляются. Вопросам познавательного развития дошкольников уделялось и уделяется достаточно много внимания, как со стороны науки, так и со стороны практических работников. Накоплен огромный опыт. Однако в практической работе сегодня по-прежнему у воспитателей возникает много вопросов.
Большой круг вопросов связан с созданием предметно-развивающей среды для познавательного развития детей дошкольного возраста. Как максимально активизировать собственную познавательную активность детей? Как с помощью созданной среды формировать содержательное общение не только педагогов с детьми, детей между собой, но и родителей со своим ребенком?
Один из возможных вариантов решения проблем развивающей среды для познавательного развития детей - это создание познавательной игротеки.
С этой целью с 2007 года мною начата работа по созданию развивающей игротеки-территории, на которой происходит разносторонние развитие ребенка.
Цель игротеки - активизировать на разнообразном содержании самостоятельную познавательную активность детей; закреплять, конкретизировать и расширять имеющиеся и получаемые детьми сведения о мире; организовывать взаимодействие родителей и детей. Познавательная игротека размещена в части групповой комнаты, спальни, зимнего сада. Главный принцип работы познавательной игротеки заключается в том, всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, с этим можно играть и действовать (трогать, брать в руки, рассматривать и т. д.). Дети сами определяют, кто, чем займется, а взрослые выступают в роли наблюдателя и консультанта.
Материал познавательной игротеки представлен дидактическими, настольными играми разной направленности, например, для детей младшего дошкольного возраста были изготовлены игрушки из экологически чистых материалов (дерево) для развития мелкой моторики рук, координации движений: игрушка «Сыр с мышиным хвостиком», «Пуговицы-великаны», «Ботинки», «Кошки», для детей старшего дошкольного возраста - познавательные настольные игры-пазлы : «Карта Республики Саха (Якутия)», «Карта Сунтарского улуса», «Флаг России и Республики Саха (Якутия)». Также в игротеку включены разнообразные коллекции и демонстрационные экспонаты (камни, ракушки, кора различных деревьев, угли, перья птиц ит. д.); оборудование для элементарного экспериментирования и наблюдений (теневой уголок с экраном, фонариком и различными силуэтами предметов, лупы разного размера, магниты, микроскоп, прозрачные колбы, баночки и т. д.); познавательная литература, альбомы. В игротеке есть место для тематических выставок, (например «Откуда появилась письменность?» - глиняные дощечки с рисунком и папирус из Греции, книги с различным шрифтом и оформлением, книги - карлики и великаны и др.). Творчески разработан календарь природы, оформленный в одном стиле с основным оформлением групповой комнаты. Календарь разделен на две части – день и ночь. Посередине – солнце. Над календарем размещены объемные фигуры планет Солнечной системы. В оформлении календаря использованы элементы мягкой игрушки - радуги, в которой дети отмечают по отдельным цветам дни недели. В календаре используются народные названия месяцев, их значение, народные приметы. Наблюдение за наружным и внутренним градусниками позволяют сравнивать температуру воздуха дома и на улице.
Материалы игротеки снабжены пояснительными записками и паспортом, которые направляют деятельность детей. Они предназначены для чтения детям взрослыми. В паспорте дается познавательная информация, описание экспоната, из чего он сделан, для какого возраста детей он предназначен, как его использовать, также описаны правила игры. Паспорт оснащен фотографией экспоната.
Изготовление материалов игротеки - дело довольно сложное, все должно быть точным, тщательно обработанным из экологических материалов, и, что немаловажно, эстетически привлекательным. С такой работой справляется только настоящий мастер.
Познавательная игра – пазл «Карта «Сунтарский улус»
Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель игры : знакомство детей с родным краем, развитие творческого, самостоятельного мышления, сообразительности, догадливости, учить сравнивать, анализировать, быть терпеливыми, доводить начатое дело до конца.
Материал игры : пазлы из МДФ с номерами, в цветном решении с обозначением центров наслегов, рек. Прилагаются карта Сунтарского улуса, пронумерованный список наслегов, коробка для хранения.
Размер игры 70 х70 см.
Правила игры : ребенок складывает пазл по карте улуса. В дальнейшем ребенок может складывать без опоры на карту.
Варианты игры : «Сложи пазл по карте», «Сложи пазл без карты», «Найди наслег твоих дедушек и бабушек», «Сколько наслегов?», «Сравни размер наслегов. Какой больше всех? Какой меньше всех?», «Граница Сунтарского улуса» и т. д.
Познавательная игра – пазл «Карта «Республика Саха (Якутия)»
Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель игры : знакомство детей с родным краем, развитие творческого, самостоятельного мышления, сообразительности, догадливости, учить сравнивать, анализировать, быть терпеливыми, доводить начатое дело до конца.
Материал игры : пазлы из МДФ с номерами, в цветном решении с обозначением центров улусов, рек, морей. Прилагаются карта Республики Саха (Якутия, пронумерованный список улусов, коробка для хранения.
Размер игры 70 х70 см.
Правила игры : ребенок складывает пазл по карте республики. В дальнейшем ребенок может складывать без опоры на карту.
Варианты игры : «Сложи пазл по карте», «Сложи пазл без карты», «Найди центр республики», «Найди свой улус», «Найди улус, где живут твои родственники» «Сколько всего в республике улусов?», «Сравни размер улусов? Какой больше всех? Какой меньше всех?», «Граница Республика Саха (Якутия», «Какие реки и моря?», «Где добывают алмазы, золото, серебро, уголь, цеолит?» и т. д.
Познавательная игра – пазл «Флаг Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)»
Игра предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель игры : знакомство детей с геральдикой своей Родины, развитие творческого, самостоятельного мышления, сообразительности, догадливости, учить сравнивать, быть терпеливыми, доводить начатое дело до конца.
Материал игры : пазлы из фанеры в цветном решении, изображения флагов своей Родины и других стран, коробка для хранения.
Размер игры 50 х30 см.
Правила игры : ребенок складывает пазл по образцу. В дальнейшем ребенок может складывать без опоры.
Варианты игры : «Сложи пазл по образцу», «Сложи пазл без образца», «Сравни с флагами других стран, найди отличия».
Игрушки пазлы вошли в жизнь современных детей прочно. Сейчас даже устраиваются игры – соревнования по сбору пазлов для взрослых. Игра это увлекательная, требующая внимательности, усидчивости, терпения, сообразительности, находчивости и т. д. В чем же преимущество наших пазлов? Они изготовлены из прочного материала (дерево). Следовательно, они прочные, долговечные, удобные в использовании детьми. Тематика пазлов краеведческого характера, что повышает их познавательную ценность. Конечно, в любом детском саду есть карты улусов, республики. Но карта в варианте пазлов, оказывается, имеет свои преимущества: ведь все элементы можно взять в руки, невольно сравнивать по величине, по форме, а это дополнительный толчок к познанию, активизации мыслительной деятельности. Например: В Сунтаре проходила выставка самодельных игр и игрушек, на которой мы представили наши игры. Вокруг наших игр собралась толпа школьников, которые сразу же с интересом начали выкладывать пазлы и делиться своими впечатлениями: смотри, оказывается наш Сунтар самый маленький наслег по площади, а самый большой Вилючан… Вот тут в Тюбяе живет моя бабушка… и т. д. Игры эти популярны для детей старшего дошкольного возраста и занимают достойное место в нашей игротеке.