Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию детей «Самоделкин»

Волгапкина Татьяна
Конспект занятия по познавательному развитию детей «Самоделкин»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. Основная задача общества - показать детям окружающий мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах. Так и дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию детей „Самоделкин“» размещена в разделах

Мир вещей (предметы, объекты) имеют в жизни ребёнка самостоятельное значение : являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка

М. Монтессори отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком».

Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка — учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

Непосредственно – образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим миром включают в себя:

• ознакомление с явлениями социальной жизни;

• ознакомление с предметным миром, созданным человеком;

• ознакомление с явлениями живой и неживой природы;

и в обязательном порядке я считаю, необходимо «живое» действие с природным материалом.

«Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты своей работы, выстраивая причинно- следственные связи между предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.

Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Природный материал — кладовая для развития детского творчества.

Чтобы помочь детям не остаться гостем в природной мастерской, и чтобы они стали хозяевами, задумаемся над тем, чем станут их встречи с природой в этой мастерской — забавой, заполнением свободного времени или в это время ребенок захочет заняться интересной работой, приучающей его к систематическому труду. Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала — труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Для того чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыком придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру.».

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Дети от природы наделены яркими способностями. Однако, к сожалению, мы не всегда уделяем достаточного внимания развитию способностей у наших детей. В связи с этими возникла проблема освоения творческой деятельности детей. Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Показатель детского творчества – это самостоятельное решение собственных возможностей в освоении мира. Это сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.

Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений.

В. А. Сухомлинский еще сказал, что «Истоки творческих способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев».

Исходя из вышесказанного, возникает необходимость ознакомления детей с окружающим миром через продуктивную деятельность при работе с природным материалом. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их.

Цель программы:

1. развитие ребёнка;

2. раскрыть секреты самых разных видов мастерства;

3. формирование разнообразных навыков, умений, способностей, качеств личности;

4. помочь по-новому увидеть и осмыслить многоликий мир вещей и предметов, окружающих нас в повседневной жизни;

5. разбудить фантазию;

6. подтолкнуть к активному творческому поиску и созиданию.

Задачи:

• способствовать развитию мелкой моторики рук;

• активизировать наблюдательность, внимание и воображение;

• воспитывать волю, чувство формы, глазомер и цветоощущение;

• воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма;

• способствовать воспитанию художественного вкуса.

В основе образовательного процесса кружка лежат следующие педагогические принципы:

1. уважения личности ребёнка;

2. деятельности. На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;

3. креативности. Создание условий для творческой активности детей;

4. вариативности. Свобода выбора ребёнком способов решения творческих заданий.

Форма работы с детьми:

Занятия проводятся с группой детей 1 раз в неделю (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 25 – 30 минут. Курс занятий рассчитан на 7 месяцев (с ноября по май). В ноябре и мае проводится диагностика умений детей.

Ожидаемые результаты:

1. Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;

2. Умение находить новые способы для художественного изображения;

3. Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Для определения уровня развития используются контрольные занятия в начале и в конце учебного года. С помощью наблюдений и анализа продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на основе которых корректируется тематический план программы.

Результаты творчества кружка художественного творчества «Самоделкин» будут представлены систематическими выставками, участием детей в конкурсах разного уровня, оформлении работами интерьера детского сада.

Учебный план работы кружка «Самоделкин» на 2017 – 2018 учебный год.

Название курса Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в месяц Кол-во занятий в год Длительность занятий, мин. Кол-во воспитанников

Умелые ручки

1

4

28

25 - 30

20

Учебный план работы кружка «Самоделкин» на 2017 – 2018 учебный год.

п/п Задачи Кол – во часов

1. Вводное занятие. Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение правил по технике безопасности. 1

2. Аппликации из высушенных листьев. Вызвать у детей интерес к аппликации из высушенных листьев. Учить детей создавать простую сюжетную картинку

6

3.

Аппликации из бумаги. Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации; закреплять усвоенные ранее знания о правилах наклеивания, подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении декоративных композиций.

3

4. Поделки из каштанов, желудей и лесных орехов. Закреплять умения детей в конструировании из природного материала, самостоятельно определяя содержание своей работы в соответствии с общей заданной темой, подбирая необходимый материал для поделки, определяя последовательность работы.

2

5. Лепка из пластилина и соленого теста. Закреплять умения детей в лепке, самостоятельно определяя содержание своей работы в соответствии с общей заданной темой,

3

6. Поделки из салфеток и ваты. Учить детей технике «комкание бумаги».

4

7. Изготовление поздравительных открыток способом аппликации с использованием нескольких техник и технических приёмов.

4

8. Научить фантазировать, видеть необычное в самых простых вещах и своими руками создавать настоящие картины с использованием круп и семян. 3

9. Изготовление мозаик из круп. Рассказать детям «Что такое мозаика?», о материалах и техниках используемых в мозаиках. 3

10. Коллективное творчество с использованием техник рисования и аппликации в одной работе. 2

11. Итоговое занятие. Подведение итогов. Проведение итогового контроля.

1

Публикации по теме:

Конспект занятия «Самоделкин пришел в гости» по теме «Инструменты». Рассматривание и рассказывание о предметах Цели и задачи: Расширить представления детей о предметах, об их качестве, свойствах, назначении, • Пополнить и активизировать словарь детей.

Конспект занятия по познавательному развитию в группе детей с ЗПР «Я — дачник» .

Конспект занятия по познавательному развитию детей в средней группе «Лед» Цель: Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности; воспитывать.

Конспект занятия по познавательному развитию детей «Письма королевы математики» Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию детей Тема «Письма королевы математики». Образовательные задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей 2–3 лет «Домашние птицы» Тема: «Домашние птицы» Цель: создание условие социальной ситуации развития детей посредством отгадывание загадок. Задачи: создать условия.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей группы раннего возраста «Клоун в гостях у детей» Конспект занятия для детей группы раннего возраста «Клоун в гостях у детей» Программное содержание: • Учить детей различать предметы.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы «Зоопарк» -1- КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО познавательному развитию для детей средней группы «ЗООПАРК». Программное содержание: Расширить знания детей об.

Конспект занятия по познавательному развитию «Осень» для детей средней группыКонспект занятия по познавательному развитию «Осень» для детей средней группы Конспект занятия в образовательной области "Познание". Средняя группа "Звездочка". Автор: Лаврентьева Нина Петровна, Воспитатель МБО СОШ.

Конспект занятия по познавательному развитию в формировании речи детей «О труде хлеборобов»Конспект занятия по познавательному развитию в формировании речи детей «О труде хлеборобов» Программные задачи: уточнить представление детей о труде хлеборобов. Воспитывать интерес и уважение к труженикам, желание доставить им радость.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением зрения «Как Карандаш и Самоделкин мебель делали»Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением зрения «Как Карандаш и Самоделкин мебель делали» Задачи по развитию зрительного восприятия: 1. Закрепить умение зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками (цвет,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию детей «Самоделкин»
Опубликовано: 4 февраля 2018 в 09:36
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД