Галина Клименко
«Познавательный час». Развивающие занятия с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Определить готовность ребенка к школе – значит предупредить возможные трудности в освоении им учебной программы.
Выделяют две группы критериев готовности детей к обучению в школе : медицинские и психолого-педагогические.
К медицинским критериям относятся:
- уровень физического развития;
- уровень биологического развития;
- состояние здоровья.
Публикация «„Познавательный час“, Развивающие занятия с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
Физическое развитие, определяет врач-педиатр, и оценивает стабильные показатели организма (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, частота сердечных мышц, артериальное давление, жизненная емкость легких, мышечную силу рук и др.). Физическое развитие детей в значительной степени определяет работоспособность, в т. ч. и умственную
Биологическое развитие определяется по паспортному и биологическому возрасту. Ребенок готов к школе, когда его психическое и физическое состояние соответствует биологическому возрасту. Критериями биологического возраста являются уровень окостенения скелета, сроки прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, рост, морфологические показатели физического развития.
Состояние здоровья – это группа здоровья ребенка.
Психолого-педагогическая готовность включает в себя:
- психологическая готовность;
- эмоционально-волевая сфера;
- социально-психологическая готовность.
Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и умения ориентироваться в социуме и в быту; знаний и представлений об окружающем миру; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляции деятельности и поведения; познавательной активности; речевого развития.
Эмоционально-волевая сфера предполагает умение регулировать свое поведение, в т. ч. достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание. В дошкольном возрасте изменяется содержание аффектов, расширяется круг эмоций, присущих ребенку. На этом этапе особенно важно проявление таких эмоций, как сочувствие, сопереживание.
Социально-психологическая готовность к школе складывается из умения ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: уметь работать в коллективе, занимать лидирующую позицию или поддерживать лидера. Кроме того, ребенок должен уметь поддерживать равноправные отношения со сверстниками, вступать в контакт и общаться со взрослым собеседником. Готовность ребенка подчиняться нормам школьной жизни необходима для успешной адаптации к учебной деятельности в классе.
Как говорилось выше одно из условий при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебе. Но и это не все. Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы : мышление, память, речь, восприятие, внимание, работоспособность. Мне как педагогу-психологу отводится важная роль в формировании психических процессов у старших дошкольников. С детьми этого возраста в течение года проводятся развивающие занятия, которые проходят раз в неделю, по 30 минут. Конспект одного из таких занятий приведено ниже и детское творчество на основе сказок, придуманных детьми с использованием приемов агглютинации и реконструкции
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ИЗ ЦИКЛА «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЧАС» (подготовительная к школе группа)
ЗАДАЧИ:
• продолжать развивать творческое рассказывание и воображение при составлении сказок, используя при создании сказочных образов такие приемы, как агглютинацию (салат из сказок, т. е. совмещение персонажей и фрагментов разных произведений, реконструкцию (изменение в знакомых сказках времени, места, обстоятельства действий);
• развивать познавательные способности, связанные с выделением в любой информации отношение двух видов: сходства и различия;
• управлять вниманием, осуществлять целенаправленное восприятие, т. е. рассматривать предложенный предмет, а не просто смотреть на него;
• при помощи игр развивать образное мышление и зрительную память.
МАТЕРИАЛ: «Волшебное» дерево с сюрпризами, воздушный шарик, волшебная палочка, музыкальная шкатулка, фонарик, две бутылочка (одна с щелочью, другая с фенолфталеином, магнитофон, чалма, раздаточный материал на каждого ребенка по сходству и различию, демонстрационный материал на зрительную память, счетные палочки, простые карандаши, чистые листы бумаги, настольный театр «Красная Шапочка», проектор с показом сказок «По щучьему велению» и «Морозко».
Ход СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
Звучит музыка.
- Мне, кажется, ребята, что сегодня нас ждут приятные неожиданности.
Влетает воздушный шарик, к нему привязана волшебная палочка.
- Посмотрите, к нам в гости залетел воздушный шарик. А что же он принес? Да, тут какая-то палочка, а на ней что-то написано. Хотите узнать, что? Тогда слушайте: «Здравствуйте девочки и мальчики! Знаю, что вы любите слушать сказки и рассказы про разные чудеса, поэтому посылаю вам в подарок волшебное дерево и палочку.
Я палочка волшебная
Умею я все сразу,
Любое чудо сбудется,
По-моему приказу.
Возьмите в руки волшебную палочку и произнесите «Эне-бене-рики-факс», взмахните ей три раза и сразу произойдет чудо».
Предлагаю детям произнести волшебные слова, взмахиваю три раза волшебной палочкой, на «волшебном дереве» зажигается фонарик.
Фонарь волшебный загорайся,
С тобой нам веселей идти,
И без преград и без ненастья,
Скорее в сказку нас веди.
- Смотрите ребята, фонарь замигал, значит, здесь где-то рядом находится сказка.
Под деревом находим настольный театр по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка»
Волшебной палочкой взмахну
И всех вас в сказочников превращу.
Эне-бене-рики-факс
Превращаю в тот же час.
Предлагаю детям придумать и рассказать сказку, но такую где Красная Шапочка превращается в невидимку, а Волк в дерево.
Дети рассказывают свои варианты сказок.
(Одеваю чалму)
Я чалму сейчас одену
Стану бородатым дедом.
Не глупцом, не Бармалеем,
Просто добрым Чародеем.
- И как добрый Чародей, о почтеннейшие, я хочу попросить вас придумать и рассказать сказку вот с этими героями (на экране через проектор показываю героев сказок «По щучьему велению» и «Морозко»)
Дети рассказывают свои сказки.
-О, наимудрейшие, я восхищен вашими сказками, и поэтому хочу подарить свое чудо, волшебную воду ваших знаний:
Из двух сосудов жидкость
В одну переливаю.
В малиновую воду
Сейчас же превращаю.
(Сливаю из двух сосудов щелочь и фенолфталеин).
Музыкальная игра «Плетень».
Звучит музыка и раздается голос Феи:
- Добрый день, ребята. Я Фея, и уже давно нахожусь здесь, все вижу и все слышу, благодарю вас за интересные сказки, но хочу еще посмотреть, как вы справитесь с моими заданиями. Сейчас каждый из вас на своем столе найдет карточки с предметами и должен будет определить, и найти какие фигуры одинаковые, а какие разные. Поняли мое задание?
- Давайте перейдем к столам, но прежде каждый из вас должен вспомнить свою геометрическую фигуру и найти свое место. На первой карточке вы должны определить одинаковые фигуры, а на второй разные.
Через три минуты проводится анализ сделанной работы.
Игра на внимание «Выполни уговор строго».
Взмахиваю волшебной палочкой:
Волшебное дерево зажигайся,
Чудо новое начинайся.
На «волшебном дереве» зажигаются огоньки, и появляется шкатулка с секретом.
- Ребята, секрет отгадать мы сможет тогда, когда выполним задание, которое преподнесла нам шкатулка. Сейчас в течение двух секунд вы внимательно смотрите на образец с фигурами, закрываете глаза, думаете, на что это похоже, потом выкладываете в верхнем правом углу стола, зарисовываете.
По окончанию выполнения задания, идет проверка по образцу фигуры, выложенной на столе.
Опять звучит музыка и открывается шкатулка, в ней танцует балерина, Раздается голос Феи: «Но, как всякая уважающая себя Фея, я приготовила вам еще один сюрприз. Подойдите к «волшебному» дереву, закройте глаза и произнесите «Эне-бене-рики-факс», хлопните три раза в ладоши. Откройте глаза и вот вам сюрприз»
Под «волшебным» деревом дети находят для себя игрушки-самоделки.
Рефлексия занятия.
ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО:
СКАЗКИ, ПРИДУМАННЫЕ ДЕТЬМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ АГГЛЮТИНАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ
СКАЗКИ О КРАСНОЙ ШАПОЧКЕ И ШАПКЕ-НЕВИДИМКЕ.
1.
Жили-были мать и Красная Шапочка. Один раз пошла Красная Шапочка к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек маслица. Идет она по лесу, песни поет, цветы собирает, а навстречу ей Волк.
Волк говорит:
- Красная Шапочка, я тебя съем!
- Не ешь меня, Волк, я к бабушке иду, несу ей маслица и пирожок.
Но Волк все равно говорит:
- Красная Шапочка, я тебя съем!
Красная Шапочка снимает свою шапочку и говорит:
- Шапочка, шапочка, сделай так, чтобы я превратилась в Лисичку.
И она превратилась в Лисичку, а Волк удивился:
- Красная Шапочка, куда ты пропала? Лисичка, ты не видела, куда Красная Шапочка пропала?
- Нет, Волк, не видела я никакой Красной Шапочки, а ты, что добычу поймал?
- Да, поймал, только она сбежала от меня.
Ответил так Волк и побежал искать Красную Шапочку.
А Красная Шапочка подошла к домику бабушки и говорит:
- Шапочка, шапочка, сделай так, чтобы я снова была девочкой.
Стала она Красной Шапочкой и стучится в дверцу. Бабушка говорит:
- Открыто, заходи внученька.
Зашла Красная Шапочка и угостила бабушка пирожком и маслицем.
- Спасибо, тебе бабушка, за шапочку.
И рассказала бабушке, как она обманула Волка.
Соня К., 6 лет
2.
Как-то раз подарила бабушка Красной Шапочке волшебную шапочку. Обрадовалась она и пошла гулять. Идет по лесу, а навстречу ей серый Волк:
- Красная Шапочка, я тебя съем!
А Красная Шапочка повернула шапку набок и исчезла. Волк искал ее и не нашел. А Красная Шапочка оказалась в это время в другом месте. И она заблудилась, кричала, кричала, но никто не откликнулся. Потом она смотрит дымок идет. Пошла на него, подходит, а это оказалась ее изба. Зашла Красная Шапочка в дверь и увидела бабушку, а она ее, обрадовались, стали жить поживать и добра наживать.
Ульяна Т., 7 лет
3.
Жила-была девочка. Была у нее бабушка. Однажды на День Рождение подарила ей бабушка красную шапочку и стала девочка ее всегда носить, поэтому прозвали ее Красная Шапочка. Но шапочка была волшебная, если повернуть ее боком, становишься невидимым. Как-то раз дает ей бабушка корзинку с гостинцами, чтобы она отнесла их маме. Идет она по дорожке, увидала Волка, повернула шапочку и залезла на дерево, и начала куковать. Волк спросил:
- Кто здесь?
Волк отвернулся, а Красная Шапочка повернула шапочку и стала видимой, хотел Волк на нее накинуться, но упал в болото. Красная Шапочка ему говорит:
- Ты, поаккуратней, Волк, а то я хитрая, хитрее, чем лиса, иду к маме, бабушка сказала, чтобы я отнесла ей корзинку.
Волк подумал, что ему никогда не съесть такую хитрую девочку и предложил ей дружбу. С тех пор они стали друзьями.
Кирилл Ф., 6 лет
СКАЗКИ О МОРОЗКО И ЕМЕЛИ.
1.
Жил-был Емеля и сестры, однажды они говорят Емеле:
- Сходил бы ты по воду.
А он им отвечает:
- Лень мне, сестры.
- Тогда тебе батюшка подарков не привезет.
- Ладно, пойду.
Пошел он за водой и увидел в проруби щуку, поймал ее и она говорит человечьем голосом:
- Отпусти меня, Емеля, я тебе еще пригожусь.
Отпустил Емеля щуку в прорубь, и сказала щука:
- Повторяй за мной, по-щучьему велению, по- моему хотению и загадывай любое желание, например, пусть ведра сами домой идут.
И пошли ведра, а Емеля за ними идет, улыбается. Вдруг навстречу ему сани, в них старик и красна девица. Спрашивает Емеля:
- Куда путь держите? Куда Машу везете?
- Везу в лес, заставила меня старуха?
И захотел Емеля жениться на маше и потихоньку говорит:
- По-щучьему велению, по- моему хотению, пусть Маша в меня влюбится.
Не успел он глазом моргнуть, как Маша в него влюбилась. Отвез старик Машу, куда приказала ему старуха, под высокую ель. А Емеля пошел за ними. В это время появился Морозко, увидел Машу и захотел ее взять к себе. Подошел к нему Морозко и просит:
- Морозко отдай мне Машу.
А Морозко отвечает:
- Нет, не отдам, она у меня будет жить.
Тогда Емеля потихоньку говорит:
- По-щучьему велению, по- моему хотению, хочу, чтобы Морозко оказался на горячей печи.
И растаял Морозко на печи. А Емеля женился на Маше и стали они жить долго и счастливо.
Кирилл Я., 6 лет
2.
Жил бы Емеля с братьями. Поехали братья в город и говорят Емеле:
- Ты помоги нашим женам, а мы тебе гостинец привезем.
Прошло несколько дней и одна из жен просит:
- Емеля сходи за волой.
- Неохото.
- Если не пойдешь, тогда тебе братья гостинец не привезут.
- Ну, ладно, - сказал Емеля и пошел за водой.
Когда он зачерпнул ведром воду, то увидел щуку и схватил ее, но щука взмолилась человеческим голосом: «Отпусти меня на волю, я тебе еще пригожусь».
Емеля спрашивает:
-Для чего ты мне будешь нужна?
- Загадай любое желание и скажи волшебные слова: по-щучьему велению, по- моему хотению – и твое желание исполнится.
Емеля сказал:
- По-щучьему велению, по- моему хотению пусть ведра сами идут домой, и вода не расплескивается.
Ведра сами пошли домой, а Емеля за ними. Приехали братья из города и привезли ему гостинец. На следующий день послали его за дровами в лес. Пришел Емеля в лес, и захотелось ему грибов:
- По-щучьему велению, по- моему хотению пусть вырастут грибы, и наступит лето.
А под деревом девица сидела, вся дрожала от холода. Морозко на нее холод нагонял. Вдруг наступило лето, и Морозко растаял. Вышла девушка, Емеля ее увидел, и они полюбили друг друга. Свадьбу сыграли и жили долго и счастливо.
Кирилл С., 7 лет