Получи документы

Практический аспект подготовки специалиста в области дошкольного образования к реализации требований ФГОС

Оксана Шпортко
Практический аспект подготовки специалиста в области дошкольного образования к реализации требований ФГОС

«Практический аспект подготовки специалиста в области дошкольного образования к реализации требований ФГОС»

Система подготовки специалиста в области дошкольного образования в рамках внедрения ФГОС ДО представляет собой многогранный процесс. По-казателем результативности этой системы является способность выпускника самостоятельно решать профессиональные задачи в современных, часто меня-ющихся условиях.

Публикация «Практический аспект подготовки специалиста в области дошкольного образования к реализации требований ФГОС» размещена в разделах

Целью тесного взаимодействия образовательных организаций высшего звена и дошкольных учреждений в организации педагогической практики является «погружение» молодых педагогов в профессию, в практическом применении теоретических знаний, в помощи осознания ими потребности в самосовершенствовании и саморазвитии, в овладении технологиями работы в условиях внедрения ФГОС ДО. В процессе практики студенты знакомятся с нормативными документами, регламентирующими деятельность дошкольной организации, реализуют основную образовательную программу, проводят педагогические наблюдения, участвуют в организации работы с коллегами, детьми и их родителями, учатся планировать, организовывать и анализировать педагогическую деятельность.

К настоящему времени накоплен значительный опыт «погружения» молодых педагогов в дошкольное образование. Особое внимание уделяется помощи студентам в профессиональном самоопределении и выявлении скрытых психологических возможностей в становлении профессиональном становлении.

Одной из серьезных проблем, по мнению психологов, является неспособность студента к планированию учебной и профессиональной карьеры и про-ектированию собственного жизненного пути. В реальной образовательной практике выбор профессии осуществляется на основе показателей успешности обучения, а также на основе пожеланий родителей. В тех случаях, когда выбор профессии осуществляется самим учащимся, оказывается, что его выбор опре-деляется такими факторами как: престижность профессии, внешняя привлекательность профессии, мнение и материальные возможности родителей, легкость усвоения знаний определенного типа и т. д.

Следует отметить, что в настоящее время смысл выбираемой профессии зача-стую находится не в самой трудовой деятельности, а в благах получаемых за эту деятельность (уровень зарплаты, престижность и т. д., что, к сожалению, может в будущем привести к отсутствию интереса в профессиональной деятельности и психологическому кризису.

Целью и задачами программы психологического сопровождения являются: формирование у учащихся способности к сознательному ответственному выбору (развитие самостоятельности, внутренней свободы, адекватного восприятия дей-ствительности, независимости от внешнего окружения, профинформация, профагитация, профдиагностика. Программа построена по следующим принципам: принцип целостности программы, принцип сбалансированности (соблюден баланс между игровыми методиками (около 30% времени, тестовыми методиками и теорией). Для реализации вышеперечисленных принципов необходимо определить цель своей работы (минимум и максимум) в каждой конкретной ситуации, выделить основные направления данной работы, подобрать различные методики (анкеты, тесты, игровые упражнения, темы дискуссий). При определении необходимых методик важно вычленить основные (те, что будут использованы вами обязательно) и запасные (на тот случай если какая-то из методик не пойдет или вы на ее проведение затратите значительно меньше времени, чем у вас было запланировано).

Структура программы психологического сопровождения представлена блоками «Профинформация и профагитация», «Профдиагностика», «Профес-сиональное самоопределение», «Личностное развитие».

Блок «Профинформация и профагитация».

Данный блок представлен мероприятиями, направленными на расширение знаний студентов о профессии дошкольный работник.

Перечень возможных мероприятий, игр, занятий, направленных на реализацию целей профинформации и профагитации: экскурсия по зданию и территории ДОУ., посещение дней открытых дверей (как в индивидуальном режиме, так и плановые экскурсии, цикл занятий: «Удивительный мир дошкольного педагога», викторины «Мир профессий» и «Острова профессий», «День дошкольного работника», обучение учащихся работать со справочной, периодической, методической литературой, знакомство с информационно-поисковыми системами (ИПС, обучение современным методам поиска необходимой дошкольному работнику информации, презентация основной и дополнительной образовательной программ, участие в акциях: «Мое трудовое лето», игры: «Угадай профессию», «Цепочка профессий», «Профессия на букву», «Человек – профессия» и т. д.

Блок «Профдиагностика»

Формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессии предполагает самопознание и самодиагностику студентов. Основной целью данного блока является помощь студентам в самопознании.

Перечень возможных методик: беседы – интервью (как закрытые – интервью по строго обозначенным вопросам, так и открытые, в ходе которых можно не-сколько отвлечься от заранее заготовленных вопросов, опросники профессиональной мотивации и профессиональной готовности, методики профессиональных интересов, мотивация профессиональной деятельности, активизирующий опросники и личностные опросники, а так же аппаратные методы исследования, проективные тесты, тесты способностей, изучение межличностных отношений, социограмма.

Блок «Личностное развитие»

Целью данного блока является развитие свободы и самостоятельности личности, развитие независимости человека от внешнего окружения, развитие адекватного восприятия действительности. В данном блоке также представлены занятия и игровые упражнения позволяющие развивать способности каждого учащегося.

Перечень возможных методик, игр и занятий: тренинги коммуникативной компе-тентности (тренинг общения) и «Мои взаимоотношения со временем», занятия «Исследование восприятия времени», План моего будущего», «Эмпатия», техники активного слушания, рисунок – мандала «Мои жизненные ценности», круглый стол «Мои жизненные и профессиональные планы», социально – психологические игры: «Выжить в пустыне», «Создание государства», «Слепой и поводырь», игровые упражнения: «Cобеседование с работодателем» (см. приложение, «Официант», «Покажи настроение», «Остров сокровищ», «А вот и Я» (см. приложение, «Человек – профессия» и т. д.

Блок «Профессиональное самоопределение»

Профессиональное самоопределение предполагает поиск и нахождение личностного смысла в осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности. Данный блок неразрывно связан с предыдущим блоком «Личностное развитие», так как мы можем говорить о профессиональном самоопределении только тогда, когда человек хочет и готов решать свои проблемы самостоятельно, имеет собственные идеалы и устремления, знает, чего хочет добиться в жизни.

Перечень возможных методик, игр, занятий, направленных на реализацию целей профессионального самоопределения: цикл занятий: «Удивительный мир профес-сий», анкеты «Природа и я» и «Мои профессиональные намерения», занятия «Мой выбор» и «План моего будущего», круглый стол «Мои жизненные и профессиональные планы», игры: «Советчик», «Один день из жизни» и т. д.

Подводя итог реализации программы психологического сопровождения студентов и анализируя изменения уровня сформированности профессиональной идентификации мы можем констатировать, что технология психологического сопровождения студентов обеспечила высокий уровень подготовки молодых педагогов к практической деятельности специалистов дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО. Были зафиксированы следующие позитивные изменения в содержательных характеристиках профессиональной готовности студентов: готовность осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики дошкольного возраста; умение пользоваться диагностическим инструментарием, осуществлять срав-нительный анализ показателей развития; умение прогнозировать и проектировать индивидуальную траекторию развития ребенка, проектировать личностно-развивающую (или коррекционную) программу; умение создать предметно-развивающую среду; владение методикой проведения занятий и руководства дея-тельностью детей; использовать в профессиональной деятельности современные педагогические технологии обучения, воспитания и развития, умение работать с методической литературой; владение коммуникативными умениями, проявляющимися в установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с коллегами, детьми и их родителями. Деятельность молодых педагогов характеризуется осмысленностью и самостоятельностью и это позволяет говорить о том, что процесс психологического сопровождения способствовал перестройке внутриличностных структур и формированию личностного новообразования – профессиональной готовности, обеспечивающей проектирование и реализацию дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Участие во Всероссийской научно-практической конференцииУчастие во Всероссийской научно-практической конференции Уважаемые коллеги хочется поделиться с вами новостью. 30 ноября 2012 года вместе с коллегами мы приняли участие во Всероссийской научно-практической.

Рассуждение о ФГОС ФГОС-это…. 28 августа 2013года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования. Совет Министерства образования и науки Российской.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Практический аспект подготовки специалиста в области дошкольного образования к реализации требований ФГОС
Опубликовано: 8 ноября 2014 в 20:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД