Екатерина Нестеренко
Преемственность детского сада и школы
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1.
Тема: «Преемственность детского сада и школы»
Слайд № 2
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе и достижение детьми целевых ориентиров дошкольного образования. Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития.
Публикация «Преемственность детского сада и школы» размещена в разделах
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется, как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования.
Слайд № 3
Преемственность между детским садом и школой - процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В тоже время школа, как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения ребёнка-дошкольника.
На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной - на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
Слайд № 4.
Сотрудничество нашего детского сада с СОШ № 2 включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.
Слайд № 5.
Преемственность ДОУ и школы представляет собой взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, целей, задач, методов ее осуществления. Отношения закреплены в договоре о сотрудничестве, где обозначены основные аспекты деятельности: согласованность целей и задач дошкольного и начального школьного образования. Разработанный план преемственности включает в себя актуальные задачи и мероприятия по их реализации.
Цель преемственности - реализация единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, на основе целостного, последовательного, перспективного педагогического процесса.
Слайд № 6,7
Задачи непрерывного образования на дошкольной ступени :
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
Задачи непрерывного образования на ступени начальной школы :
• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
• готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
• желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
• инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
• совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания).
Слайд № 8.
Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой :
1 этап: подготовка ребенка к обучению.
Методическая работа:
• Проведение совместных мроприятий воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.
• Проведение открытых уроков и занятий в ДОУ и школе.
• Проведение совместных мероприятий с детьми подготовительной группы и учащимися первых классов.
• Экскурсии детей подготовительных групп в школу.
2 этап: плавный переход из ДОУ в школу.
Методическая работа:
• Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед.
• Педагогическая и психологическая диагностика детей подготовительной группы.
• Проведение совместных мероприятий с детьми подготовительной группы и учащимися первых классов.
3 этап – плавный переход из ДОУ в школу.
• Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.
• Проведение мероприятий с учащимися первых классов.
• Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед.
Слайд № 9
Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием :
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросамсвоевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Слайд № 10.
В нашем учреждении действуют следующие формы осуществления преемственности :
1. Дети посещают занятия по предшкольной подготовке и имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы : библиотекой, столовой, спортивным залом.
2. На общем родительском собрании родители дошкольников знакомятся с педагогами начальной школы, где они рассказывают о программе реализуемой ими в школе, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о приобретениях, необходимых для поступления в школу, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей и т. д.
3. Проводятся совместные мероприятия разной направленности.
4. Выпускники детского сада часто заходят в гости к своим любимым воспитателям, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с теперешними воспитанниками. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирают страх и вселяют уверенность в свои силы. Так было проведено мероприятие «Я талантлив»
Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогами и психологами разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.
Слайд № 11.
Практика показывает, что воспитанники ДОУ при поступлении в школу показывают хорошие результаты. Хорошо осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам. Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников довольны уровнем подготовки детей к школе.
Став первоклассниками, дети успешно адаптируются в новых условиях из чего можно сделать вывод, что представленная система работы дает положительные результаты.