Наталья Жучкова
Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста посредством использования познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционный подход в преодолении общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста построен на получении ими разнообразной готовой информации. Ребенок воспринимает чужой опыт в соответствии со своими возможностями, что не развивает в полной мере его способности, мышление, познавательный интерес, умение ставить цель, достигать ее, самостоятельно открывать для себя новое.
Публикация «Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста посредством использования познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Большинство выпускников логопедических групп на выходе умеют читать, считать, владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками в объеме программы массового детского сада и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть детей уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей.
Изучение мыслительной деятельности данной категории школьников показало, что у многих она имеет следующие особенности:
поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;
трудности в синтезировании информации;
неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
трудности в формулировании плана логической операции, ее хода и результата.
В последнее время в сфере образования начинает распространяться идея личностно-ориентированного подхода. Суть его состоит в том, что образование рассматривается не как способ передачи знаний, умений и навыков, а как способ развития личности. Личность при этом понимается как субъект свободной творческой деятельности.
В процессе образования на соответствующих возрастных этапах у человека должны формироваться определенные виды деятельности и соответствующие им способности. Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности.
Конечно, ребёнок познает мир в процессе любой деятельности, но именно в исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир : предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки – познает свойства воды, обедает – познает съедобное и несъедобное. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений.
В настоящее время исследовательская деятельность рассматривается учеными с позиции структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности и предстает как своеобразное проявление природного, социального и индивидуального.
Цель: развитие речевой и познавательной активности детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи при использовании познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- развивать у детей умения размышлять и экспериментировать со словом;
- учить находить причинно-следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности;
- обогащать, активизировать и актуализировать словарь;
- формировать грамматический строй речи;
- формировать связную речь: монологическую и диалогическую;
- автоматизировать поставленные звуки у детей.
- развивать личностный потенциал ребенка;
- развивать познавательную потребность и активность;
- формировать гибкость и креативность мышления;
- воспитывать самостоятельность и инициативность.
Методы, средства
Исследовательские навыки формируются постепенно, «от простого к сложному», в средней и подготовительной группах похожие приёмы отрабатываются на разном по сложности материале, да и количество используемых методов неодинаково.
В процессе проведения эксперимента главной задачей логопеда в работе с детьми с ОНР является достижение речевых целей.
Можно выделить следующие формы работы с детьми в познавательно-исследовательской деятельности :
Наблюдение
Экскурсии
Решение проблемных ситуаций
Экспериментирование
Коллекционирование
Моделирование
Реализация проекта
Игры с правилами.
Основными приёмами подачи материала, повышающими детскую мотивацию к исправлению речевых нарушений, активизирующими и раскрепощающими детей, являются:
- сравнение (артикуляций, схем, предметов, слов, явлений, ситуаций);
- выбор (картинок, профилей, схем, букв, слов, вариантов);
- исправление (нелепицы, путаницы, фразы - нескладушки, загадки-обманки);
- поиск, пробы, преобразования (добавь, переставь, замени, выкинь, удлини);
- догадки и предположения (Как ты думаешь? Почему? Что было бы? Зачем);
- склей кусочки слов, образуй новое слово от исходного);
- анализ и классификация и группировка («рассели» слоги по домикам, заполнив пустые клетки);
- творчество (продолжи, синтез (в слове больше звуков или букв? Назови первый звук, букву, слог);
- моделирование (символы звуков, схемы слов, предложений, текстов);
- приёмы ТРИЗ и РТВ (теория решения изобретательных задач и развитие творческого воображения).
Одним из эффективных приемов познавательно-исследовательской деятельности является проблемное обучение. Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ребенок систематически включается педагогом в поиск решения новых для него проблемных вопросов и проблемных ситуаций, причем вопросы и ситуации со временем все более и более усложняются.
Одним из способов введения в педагогическую деятельность проблемного обучения является экспериментальная деятельность. Правильно организованная деятельность развивает логическое мышление, умение выбирать нужные знания из имеющихся, сравнивать и анализировать. Опыты имеют большое значение для осознания причинно-следственных связей между предметами и явлениями.
Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе над развитием фонетико-фонематической стороны речи и обучению элементам грамоты:
- Дети сравнивают речевые профили, размышляют о характеристиках звуков и объясняют свою позицию;
- Почему считают звук мягким (твёрдым) согласным, гласным и т. д., нужно доказать;
- Создание проблемной ситуации (что было бы, если бы пропал звук [а] или не стало бы мягких согласных);
- Превращения букв: листом бумаги закрыть часть буквы, посмотреть какая буква получится;
- Приём подбора слова к схеме (помоги лисе и волку найти их собственные звуковые домики или выбери из трёх домик для слова крот);
- «Из чего сделан предмет?» Детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки, а после составить предложение.
Например: Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега и т. д.
Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе над развитием словаря, лексико-грамматического строя и связной речи:
- Дидактическая игра «Найди похожие предметы (игрушки)».
На низком столе, за которым сидит воспитатель, разложены игрушки ( например: мишки, автомобили, кубики, слоны, кораблики, мячики) по четыре экземпляра каждого вида, все разных размеров и цветов. Дети по очереди подходят к столу и находят названную логопедом игрушку, а потом и другие, похожие на нее, показывают их всем товарищам. Например: «Вот маленький серый слон», «Вот маленький желтый слон», «Вот большой серый слон» и т. д.
- Игра «Разговор красок»
Цель: закрепляем названия основных и оттеночных цветов, развиваем воображение
Педагог. Наши цветные карандаши заговорили. Угадайте, что они рассказали. Дети выбирают себе карандаши. У взрослого красный карандаш.
Красный. Я - мак,
Я – флаг,
Я – помидор.
Дальше по образцу рассказывают дети.
Оранжевый. Я – апельсин, я – морковь, я – заря!
Можно выложить радугу.
- Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы и глядя на них, видеть образы, предметы или их отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
- Исследование по теме «Перелетные птицы. Куда летят перелетные птицы? Где находится юг?» Ход опыта:
Предложить детям рассмотреть глобус. Спросить, что это такое, рассказать о материках и океанах. Показать Северный и Южный полюс. Предложить ответить на вопрос: почему Антарктида и Арктика белого цвета? Сделать вывод о погоде в этих местах. Предложить найти теплые страны (вверху холодно, внизу – холодно, где же тепло) Рассказать об экваторе. Затем рассмотреть карту, Найти Южный и Северный полюс.
Предложить найти на карте теплые страны, юг.
Отметить тот факт, что там не бывает зимы. Назвать страны возле экватора. Проложить путь перелетных птиц в эти страны. (Поместить в соответствующих местах контурные изображения птиц).
Вывод: Теплые страны находятся возле экватора; там нет зимы; туда и летят перелетные птицы.
Во время эксперимента возникает свободное общение между ребенком и взрослым. Этот момент можно использовать для автоматизации звуков, что дает лучшие результаты, чем использование традиционных приемов, т. к. автоматизация звука в связной речи усложняется дополнительной задачей (постановка гипотезы, поиск доказательств). Это позволяет уйти от так называемой «кабинетной» речи.
Вывод. Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи создаёт у детей положительную мотивацию в различных видах деятельности, способствует повышению уровня самооценки, позволяет варьировать методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР, обеспечивает успешность формирования речевой и познавательной активности у детей на этапе подготовки к школе.
Список литературы:
1. Граб Л. М. Развитие речи дошкольников с ОНР на занятиях по экспериментальной деятельности. Ресурсы интернет.
2. Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР : Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия — М. : ТЦ Сфера, 2005. — 64 с. — (Логопед в ДОУ).
3. Серебрякова Т. А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1999.
4. Ткаченко Т. А. Логические упражнения для развития речи. Альбом дошкольника. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Прометей, Книголюб, 2002. – 56с.
5. Дроздова Н. В. Формирование речевой активности старших дошкольников с ОНР на логопедических занятиях. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Минск, 2001.