Светлана Соболева
«Приемы работы по социальному воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация происходит в микро-социуме (семья) и макро-социуме (общество). Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным, ибо это неблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Общение с другими детьми, в том числе и здоровыми - это одна из ступеней социальной адаптации ребенка.
На формирование социального развития влияет : умственное развитие, навыки социальной коммуникации, физическое воспитание, самообслуживание, бытовая ориентация, трудовые умения и подготовка к посильным видам труда.
Публикация «„Приемы работы по социальному воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Перед нами стоит задача сформировать у детей навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоения навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. Сроки формирования этих навыков задерживаются в силу объективных причин. При их формировании нужно учитывать два фактора - возраст и особенности развития таких детей. Данные навыки начинаем формировать у детей с первых дней их пребывания в детском саду.
Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и организованные сюжетные игры, ведь наилучшее усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры, где наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Наряду с этим, метод является самым сложным методом обучения детей с нарушением интеллекта. Развитие игровой деятельности – одна из важных задач образовательной области «Социализация».
•Система работы по формированию социально-бытовых навыков включает несколько этапов:
1. Развитие мотивации в овладении двигательными навыками.
2. Создание условий, облегчающих выполнение движений и действий.
3. Постепенное преодоление трудностей.
4. Совершенствование новых способностей.
Каждое умение необходимо разбивать на шаги. Количество самостоятельных шагов последовательно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий. И конечно, все эти шаги результативней проходить в игре. Игра присутствует во всех сферах – в том числе и по развитию навыков по самообслуживанию, где отрабатываются навыки с использованием кукол в играх «Семья»,»Парикмахерская» и после закрепления эти умения и навыки переносятся на ситуации в реальной жизни. Важной задачей такой помощи является обучение ребенка самостоятельному приему пищи : пользоваться чашкой, ложкой, салфеткой, приучение его к употреблению разнообразной пищи, умение ее пережевывать; умения причесываться, проситься в туалет и многое другое. Для детей, представляющих разнородную группу, с различными диагнозами - характерны нарушения всех сторон, внимания, моторики,эмоционально-волевой сферы. Дети эмоционально не устойчивы, у них наблюдается слабое осмысление и выраженные трудности моделирования отношений, они не проявляют активности для совместной игровой деятельности, не владеют умением общаться, договариваться. Конфликтные ситуации возникают часто и переходят в агрессию друг против друга. С детьми со сложными нарушениями в развитии также предусматривается овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Воспитатель применяет также метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используется словесная регуляция и коррекция действий детей. Наглядный материал для занятий подбирается с учетом получения максимума разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях. Детей знакомят с предметами ближайшего окружения (мебель, посуда одежда и т. д., учат выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением.
• К сюжетно-ролевой игре подходим постепенно, начиная с самых простых действий : покачай куколку, загрузи самосвал, купи продукты в магазине, угости чаем и т. д :постепенно привлекаем малоактивных и неактивных ребятишек (приведем дочку из садика, покажем ее доктору, посмотри в зеркало- как тебя причесали).Таких ребятишек обучаем первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации,подражание действиям взрослого). Коррекционно-развивающая работа должна быть организована таким образом, чтобы обстановка, располагающая к играм-занятиям, была спокойной, без отвлекающих внимания предметов. Инструкция к заданиям вначале дается в расчлененном виде. При малейших затруднениях детям оказывается помощь, различная по значимости (от совместного его выполнения до просьбы проговорить еще раз способ выполнения задания). В связи с этим возникает необходимость научить детей фиксировать внимание на задании, по возможности продумывать его решение и контролировать свою деятельность. Важно, вначале сформировать подражательные действия и уже позже воспитывать у них самостоятельность, уверенность в своих силах,прилагать волевое усилие в преодолении трудностей.
• У детей 3-4 года обучения, принимающих игровую ситуацию, трудности возникают из-за неумения их выступать в роли актеров, неуверенности в себе, невозможности самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за эмоциональных и поведенческих особенностей. Выполнение роли требует подчинения определенным правилам, нормам поведения, которые служат как бы эталоном для играющего. Наличие партнеров повышает необходимость соблюдения этих правил. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет (приходится сдерживать свои побуждения, поступаться личными желаниями, а так как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Сюжет-это та сфера деятельности, которая моделируется детьми в игре, следовательно, выбор сюжета всегда опирается на определенные знания. Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление. Ребенок в игре встает на позицию другого человека, причем ни одного, а разных людей. Сегодня девочка играет роль мамы, а завтра-дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо. чтобы дети были послушны. Осознается необходимость соблюдать правила, то есть формируется сознательное подчинение им.
• Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит. Таким образом, можно считать, что, участвуя в играх со специально подобранным содержанием, дети в определенной мере приобретают навыки культуры общения, привычку соблюдать нормы поведения в различных ситуациях, и в частности тогда, когда обстановка может провоцировать неправильные поступки. У наших детей, в результате бедного социального опыта возникает психологический конфликт, и принимает особенно острые формы, когда ребенку, с одной стороны, сложно выполнить ролевое поведение, а с другой - сотрудничать со сверстниками (неумением поделиться, уступить). Часто встречаются проявления агрессивности по отношению к другим детям, неосознанное желание нанести вред сверстнику по игре: отнять игрушку, сломать постройку и др, поэтому наблюдать сюжетно-ролевую игру (очень примитивную) можно у детей 4 года обучения - а это только 2 человека. Этим детям не составляет труда вступить в контакт со взрослым или другим ребенком, но построить беседу, задать вопрос, высказать просьбу вызывает у них большие затруднения. Этот навык формируем поэтапно. В начале воспитатель сам демонстрирует какую-либо ситуацию, взяв на себя ту роль, которой хочет научить детей, на втором этапе помощь со стороны взрослого постепенно уменьшается, а самостоятельность детей возрастает. На третьем этапе при проигрывании ситуации необходимо руководить детьми и следить, чтобы они верно передавали последовательность действий, правильно произносили фразы.
• Мы работаем по программе Е. А. Екжановой,Е. А. Стребелевой. где в разделе»Социализация»выделяют 3 направления по развитию личности ребенка-это «Я -сам»,»Я и другие» и «Я и окружающий мир».Все задачи, поставленные в программе поэтапно по годам обучения мы применяем в начале, как упражнения (узнай себя в зеркале, найди маму на фото, позови друга, выполни действие по речевой инструкции, затем вводим приобретенные умения в игру. Постепенно работаем над формированием у детей потребности иметь в группе друга.
• Очень нравится детям играть с куклами пальчикового, варежкого театров - при этом разыгрывая небольшие сценки. С детьми более старшего возраста можно проводить драматизацию сценок из сказок «Репка»,» Заюшкина избушка».Такие игры раскрепощают ребенка, вызывают желание играть, повторять слова, несложные фразы.
В связи с этим, задача педагогов по социальному развитию- проигрывать с ребенком различные ситуации, доводя до автоматических навыков.
Формируя у детей адекватное поведение, не следует увлекаться длительными беседами, поучениями, так как воспитанники попросту могут их не понять. Невозможно недооценить значение дидактических игр для формирования предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры.
В коррекционной работе также формируются целенаправленные движения руками, начиная с простейших игр, пальчиковых гимнастик, с выполнением общепринятых жестов погрозить пальцем, указать пальцем на предмет, направление, подозвать, помахать рукой погладить, постучать в дверь и т.
• Важнейшим направлением является взаимодействие с семьей. На начальном этапе – выявление умений и навыков, проблем в самообслуживании дома, затем, изучив трудности ребенка, выработав стратегию формирования навыка, даем родителям конкретные рекомендации для закрепления навыка в семье. Стараемся работать над единым подходом и требованиями.
Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдения, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи, и сотрудничества детей, их нравственных поступков -все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Кропотливая работа тех, кто занимается детьми, одобрения при неудачах, поощрения за малейшие успехи, неназойливая помощь и необходимая коррекция помогают добиться успеха.