МААМ-картинки

Приобщение детей к здоровому образу жизни в современном дошкольном образовательном учреждении

Светлана Николаевна Масляева
Приобщение детей к здоровому образу жизни в современном дошкольном образовательном учреждении

Мы живем в XXI веке, веке мобильных телефонов, компьютеров и высочайших технологий, веке стремительного ритма жизни и экологических кризисов, поэтому проблема здоровья и его сохранения является наиболее значимой. Мы хотим иметь здоровую нацию, поэтому необходимо заниматься этой проблемой систематически и целенаправленно.

Здоровый образ жизни не находится на первом месте в иерархии потребностей и ценностей в нашем обществе, но если научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и физически развитым. Что же собой представляет понятие «здоровье»?

Публикация «Приобщение детей к здоровому образу жизни в современном дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Самое точное определение понятия «здоровье» было дано в 1946 году на Международной конференции по здравоохранению и записано в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

По мнению академика Ю. П. Лисицина – «… здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести свой образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

Формирование здорового организма, умение управлять им, развивать, совершенствовать - вот задачи здорового образа жизни. Так что же мы понимаем под «образом жизни», который на 50% влияет на состояние нашего здоровья?

Здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Здоровый образ жизни является основой для гармоничного развития ребенка, причем, чем в более раннем возрасте человеку начинают прививаться здоровые привычки и порядки, тем более эффективным становится воспитание здорового образа жизни.

На протяжении последних десятилетий проблема формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является объектом изучения многих исследователей, педагогов (Н. А. Андреева, Н. Г. Быкова, Л. Г. Касьянова, Е. В. Купавцева, М. В. Меличева и другие).

Ими отмечено, что период дошкольного возраста является по-настоящему уникальным: столь интенсивного развития человек больше не переживает никогда – за 7 лет его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенциалу развития – психического и физического. В дошкольном возрасте формируются основные жизненные понятия, в том числе понятие здоровья и правильного здорового поведения. Полученные в этом возрасте представления порой бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития человека.

Компоненты здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста практически идентичны таковым для образа жизни любого другого возраста, однако, естественно, существуют определенные нюансы, характерные именно для возраста 2-7 лет (рациональный режим дня, питание, физическая нагрузка, закаливание, гигиенические мероприятия и навыки, благополучная психологическая обстановка).

Так же необходимо отметить, что в сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность детей, существенную роль играет двигательная активность.

Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.

Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется - ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т. д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития.

Двигательная активность способствует:

- повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

- росту физической работоспособности;

- нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

- появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Двигательная активность ребенка с возрастом резко снижается. Его деятельность наполняется занятиями, требующими от ребенка более длительного пребывания в одном статистическом положении (дидактические, компьютерные игры, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество, конструирование, наблюдение и т. д.). Активный отдых, который выражается в смене видов деятельности, необходим ребенку. Впервые значение активного отдыха обосновал И. М. Сеченов. Он заметил, что переключение с умственной работы на физическую позволяет, во-первых, сохранить устойчивость и улучшить функционирование основных тканей и систем организма, во-вторых, совершенствовать координационные механизмы в осуществлении их деятельности.

Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60 % от всего времени бодрствования.

При правильной организации двигательной активности в семье и в детском саду ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.

Задача педагогов организовать деятельность ребенка в детском саду так, чтобы деятельность не навредила его физическому развитию. Выстраивая образовательную деятельность в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования детский сад должен решать задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. " (см. п. 1.6 ФГОС ДО).

ФГОС ДО п. 2.6 трактует "Физическое развитие включает приобретение опыта в. становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами. " На сегодняшний день актуальны задачи раннего формирования культуры здоровья в современном детском саду, своевременны и достаточно сложны:

• Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?

• Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка?

• Как привить навыки здорового образа жизни ребенку?

• Как привлекать родителей к совместному сотрудничеству по приобщению детей к здоровому образу жизни?

Решение данных задач требует тесного сотрудничества детского сада и семьи, а именно – объединение общих целей, интересов и деятельности необходимо в плане развития гармоничного и здорового ребенка. В Федеральном законе от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 06.03.2019 г) «Об Образовании в РФ» ст. 44 говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативность.

Совместная работа с семьёй по здоровому образу жизни строится на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику:

• Единство достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо поняты не только педагогами, но и родителями, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно – оздоровительной работы в саду.

• Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

• Индивидуальный подход к каждому ребёнку и каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.

• Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в группе.

Система работы с семьё й в ДОУ включает:

• Целенаправленную санитарную просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д.

• Ознакомление родителей с содержанием физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребёнка.

• Ознакомление с лечебно – профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ.

Поэтому педагогам в данной системе ДОУ необходимо привлекать родителей к физическому воспитанию собственных детей. Чтобы установить доверительные отношения, улучшить психологический климат в семье, формировать добрые семейные традиции педагогам необходимо сотрудничать с родителями по здоровому образу жизни, я предлагала им консультации: «Почему детям нужно заниматься спортом», «Как одевать ребенка зимой на прогулке», «Организация утренней гимнастики в семье», «Зимние прогулки с детьми», «Правила здорового образа жизни», «Азбука здоровья», «Веселая зарядка», «Первые шаги к ГТО» и другие; буклеты «Правила здорового образа жизни», «Здоровье детей»; папки- передвижки; привлечение родителей к изготовлению нестандартного физкультурного оборудования; публикация в газете ДОУ «Поговорим о здоровом образе жизни»; принимала активное участие в родительских собраниях «Здоровье детей в наших руках» (старшие группы ДОУ, «Что необходимо знать о здоровом образе жизни» (младшие группы ДОУ) и так далее.

Чтобы в современном ДОУ работа была эффективнее, сегодня необходимо искать и применять новые формы работы с родителями воспитанников.

Радостное утро – залог счастливого дня. А положительные эмоции, которыми наполнен ребенок в этот день способствуют сохранению эмоционального здоровья.

Все знают, что полезно начинать день с зарядки. А если рядом любимая мама, папа, то это еще и праздник, масса положительных эмоций! Личный пример родителей - большая сила в воспитании детей. Такая форма работы способствует не только физическому развитию ребенка и укреплению его здоровья, но и установлению доверительных, добрых отношений между родителями и детьми, улучшению психологического климата в семье, формирует добрые семейные традиций. А для родителей, данный метод взаимодействия, еще и основы физкультурной грамоты.

В нашем ДОУ с декабря воспитанники средней, старшей, подготовительной групп с удовольствием катались на лыжах. Лыжня расположена вокруг спортивной площадки, там же оборудовано специальное место для расположения лыж. Воспитанники на каждой прогулке, если позволял температурный режим, могли воспользоваться лыжами.

В заключении хочется отметить, что основной целью современного общества является формирование привычки здорового образа жизни, создание всех необходимых и благоприятных условий начиная с дошкольного возраста для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Для достижения этой цели необходимо формировать у дошкольников знания о том, как сохранить и укрепить свое здоровье, навыки здорового образа жизни, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и двигательную деятельность. При этом целенаправленно следует вести работу с детьми по воспитанию ценностных ориентаций на духовное и физическое развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и желаний к улучшению деятельности своего здоровья, поскольку самое ценное у человека - это жизнь, самое ценное в жизни - это здоровье.

Забота о формировании привычек здорового образа жизни ребенка должна начинаться с обеспечения четко установленного режима дня, создания оптимальных гигиенические условий, правильного питания, выполнения ежедневных утренних зарядок, прогулок, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качеств детского организма, профилактике различных заболеваний. Мы, осуществляя работу в тесном сотрудничестве с семьей ребенка, создаем максимально благоприятные условия для того чтобы дети входили в большую жизнь не только образованными, но и здоровыми.

В связи с этим я считаю, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ и семьи. Созданные в детском саду условия для развития двигательной активности детей и приобщение их к здоровому образу жизни способствуют развитию физически развитой, социально-активной, творческой личности.

Я рекомендую применять новые формы работы с родителями воспитанников по здоровому образу жизни в своей деятельности всем педагогам дошкольных образовательных учреждений и предлагаю важные советы:

• Создавайте необходимые условия, направленные на формирование у детей различного возраста мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни;

• Формируйте у родителей мотивационную сферу, направленную на конструирование здоровья и здорового образа своих детей;

• Информируйте родителей о новых здоровьесберегающих технологиях в ДОУ по формированию здорового образа жизни их детей;

• Вовлекайте родителей в образовательные отношения через организацию совместных с детьми дел (массовые праздники, дни здоровья, родительские собрания в различных формах, различные акции)

• Только в сотрудничестве со всеми специалистами ДОУ, педагогами, родителями вы правильно подойдете к вопросам оздоровления детей.

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому общими усилиями педагогов, специалистов и семьи можно воспитать физически здоровых, крепких детей.

Таким образом, мы, осуществляя работу в тесном сотрудничестве с семьей ребенка, создаем максимально благоприятные условия для того чтобы дети входили в большую жизнь не только образованными, но и здоровыми.

Публикации по теме:

План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аскизский детский сад «Родничок» План по самообразованию «Приобщение.

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Фотоотчет о праздничном мероприятии, посвященном здоровому образу жизниФотоотчет о праздничном мероприятии, посвященном здоровому образу жизни Фото отчет о праздничном мероприятии, посвященного здоровому образу жизни. Шелехина Нина Сергеевна. В городе Орехово – Зуево Московской.

Фотоотчет «Здоровьесберегающие технологии как средство воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни» Я не боюсь еще раз и еще раз повторить: Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни»Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Здоровье – одна из главных.

Консультация для воспитателей «Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к здоровому образу жизни в современном дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 19 октября 2022 в 20:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД