«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской культуры в процессе использования малых фольклорных форм»

Елена Рябикова
«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской культуры в процессе использования малых фольклорных форм»

Все мы прекрасно знаем, какое место в жизни и в сердце малыша занимает сказка. И особенно народная сказка с ее видимой простотой, спокойным мудрым лукавством, добродушным весельем и буйной фантазией. Волшебные, героические, смешные, таинственные, занимательные, сказки эти входят в жизнь совсем крошечного человека и — если повезет — остаются с ним навсегда.

Но есть в народном творчестве жанры менее заметные, менее изученные, однако не менее притягательные для ребенка. Для них и названия единого нет: прибаутки, песенки, колыбельки, потешки, небылицы, считалки, присказки. Они очень коротенькие, непритязательные, такие смешные, а иногда, на первый взгляд, нелепые пустячки. Но сколько в этих забавных пустячках поэзии, звонкой радости, милого добродушия, насмешливости! Они прочно входят в младенческое сознание еще до игрушек и книжек. Едва научившись говорить (может быть, даже и не очень научившись, ребенок пытается повторить веселые, скачущие, ритмические строчки, запомнившиеся и полюбившиеся ему:

Ай-дуду, дуду, дуду! Сидит ворон на дубу. Он играет во трубу, Во серебряную.

Или:

Тили-тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом. Кошка выскочила, Глаза выпучила.

Это даже не песенки, не стихи; это удалая игра, это сама радость жизни. Такие строчки нельзя просто произносить; их надо выкликать; под них хочется прыгать, плясать, смеяться, ликовать.

Ребенку доступна и поэзия, простодушно яркая красота маленьких народных шедевров.

Ты рябинушка, Раскудрявая, Ты когда взошла, Когда выросла? — Я весной взошла, Летом выросла, По зорям цвела, Солнцем вызрела.

Они отнюдь не бессмысленны, эти ритмические игровые песенки, даже самые странные из них — перевертыши: они удовлетворяют всегда живущему в душе ребенка стремлению к необычному, к озорному нарушению общепринятых скучных логических и житейских норм. Ребенок самозабвенно хохочет, слушая присказку о том, как

По поднебесью, братцы, медведь

летит,

Медведь летит, хвостом вертит.

Свинья на ели гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела.

В песенках звучит и беззлобная насмешка над забавными ситуациями — например, над маленьким, деревенским недотепой;

Ваня-Ваня простота Купил лошадь без хвоста. - Сел задом наперед И поехал в огород.

В них и лукавое умение подметить смешное, и сказать о нем коротко и метко:

Свинка Ненила Сыночка хвалила: — То-то хорошенький, То-то пригоженький: Ходит бочком, Ушки торчком, Хвостик крючком, Нос пятачком!

В этих потешках, в этой игре слышатся отзвуки взрослой жизни, взрослых хозяйственных забот, живет поэзия и нравственность деревенского трудового быта, где каждый занят своим серьезным делом.

Как петух в печи пироги печет, Кошка на окошке рубаху шьет, Поросенок в ступе горох толчет, Конь у крыльца в три копыта бьет, Уточка в сапожках избу метет.

Так же по-крестьянски хозяйственно и справедливо распределяются обязанности и награды в известной считалке о сороке - белобоки, которая всех своих гостей оделяла кашкой:

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала-.

Он по воду не ходил,

Дрова не рубил,

Печку не топил,

Кашку не варил.

Так игра учит своих маленьких участников добру, труду, справедливости; учит не скучно назидательно, а весело и добродушно.

Сказки детям рассказывают. Но их и читают. У нас в стране есть множество прекрасных «сказочных» изданий книг, проиллюстрированных лучшими детскими художниками. А вот песенкам в этом отношении не везло. Они — коротенькие и звонкие — как-то сами собой расходились среди ребят — в игре, в беготне, в веселом взаимном поддразнивании.

Их почти не собирали в книжки, не иллюстрировали. Никому в голову не приходило, что ведь стишки эти будто просятся, что бы их нарисовали:

Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка!

Юрий Алексеевич Васнецов в сущности пеpвый понял, какое сокровище для детской графики эта незатейливая «мелочь», эти веселые, яркие потешки. Он стал иллюстрировать их стишок за стишком, строчку за строчкой. Так родились его книги, дорогие сердцу каждого малыша, и в особенности два издания ставших классикой советской графики для детей — очаровательные, поэтические сказочно красивые «Ладушки» и «Радуга-дуга». Все свое искусство, талант, огромный опыт, все свое сердце вложил он в эти работы. Живописная фантазия, соединение яркой декоративной условности с множеством забавных бытовых подробностей; уверенное изящество большого мастера; неукротимое, совершенно детское стремление к игре, к празднику, к веселью; наконец — поэтическая одухотворенность, безбрежная доброта и благожелательность ко всему миру — все самые обаятельные свойства Васнецовского дарования в высшей степени присущи этим любимым его созданиям. Иллюстрации Юрия Васнецова – всегда праздник, и не только для малышей, но и для больших тоже. В милый, ласковый, сказочный мир выдуманный народной фантазией и воссозданный талантом большого и доброго художника, входишь, как в реальный существующий.. Да он и на самом деле существующий и реальный —мир Юрия Васнецова, сказочника, жившего рядом с нами, мир художника, которого любят все — и взрослые и дети. Чтение детям фольклорных произведений разных жанров

и рассматривание иллюстраций всегда рассматривалось, как важное средство приобщения их к общечеловеческим ценностям, развития интеллекта и речи, эмоциональной и мотивационной сфер деятельности.

Знакомьте детей с потешками, песенками, прибаутками, рассматривайте иллюстрации художника Ю. Васнецова к ним. Формируйте у детей эмоциональное восприятие литературного произведения и интерес к нему. в процессе рассматривания активизируйте речь детей

Публикации по теме:

Кукольный театр руками педагоговКукольный театр руками педагогов Сказка, сказка приходи, деткам радость приноси! Кто из нас не любит сказки? А особенно здорово, когда их можно увидеть и почувствовать,.

Мы участники конкурсаМы участники конкурса На бескрайних просторах интернета мы нашли всероссийский конкурс детского рисунка "Сказки мира". В таких конкурсах мы ещё ни разу с детьми.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской культуры в процессе использования малых фольклорных форм»
Опубликовано: 19 марта 2014 в 12:10
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 апреля. День экологических знаний

Очередной тематический день посвящен вопросам экологии, которые особенно актуальны в современном мире. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы заложить в ребенке основы...

15 апреля. Всемирный день искусства

Международный день искусства отмечается ежегодно, начиная с 2012 года. 15 апреля было выбрано датой торжества потому, что это день рождения знаменитого художника и изобретателя Леонардо Да Винчи. Нам всем...

Сценарий спортивного праздника «Будущие космонавты»
Сценарий спортивного праздника "Будущие космонавты" Цель: • Закрепить знания дошкольников о космосе, создать радостную, бодрую атмосферу. Задачи:...
Отчёт о тематической неделе «Космос»
Год 2021 стал юбилейным со дня полёта первого человека а космос. Имя Юрия Алексеевича Гагарина знают во всём мире. В нашей группе прошла интереснейшая...
Мастер-класс по рисованию в технике «Марания» с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: создание условий для проведения арт-терапии в технике «Марания». Арт-терапия полезна детям, которые испытывают сложности с адаптацией к изменившимся...