Таcлима Садыкова
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям в условиях семьи и ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится важным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности (А. Н. Арнольдов, Н. П. Денисюк, В. М. Семёнов).
2. Так же приобщение способствует успешной адаптации ребёнка дошкольного возраста к условиям интенсивных перемен во всём укладе жизни, а так же обеспечивает духовное и нравственное развитие личности, поэтому в современном обществе необходимо сохранение и развитие культуры каждого этноса (Р. М. Чумичева, Р. М. Ситько, В. В. Розанов).
Публикация «„Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям в условиях семьи и ДОУ“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
3. Для того чтобы, оказать эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, необходимо сформировать основу, для воссоздания культуры. А это предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность подрастающего поколения в сфере культуры и образования.
4. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, ДОУ является первой ступенью в системе народного образования. Оно оказывает помощь в становлении базовых свойств личности ребёнка. Большое место в этом процессе занимает взаимодействие дошкольного учреждения и семьи (Г. Г. Кравцов, В. Н. Мясищев, Т. Куликовой, В. К. Котырло, Т. Данилина).
Цель: - теоретическое обоснование и апробация на практике структурно-содержательной модели приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения, выявление комплекса психолого-педагогических условий ее эффективного функционирования.
Объект работы: - процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям.
Предмет исследования: - психолого-педагогические условия приобщения дошкольников к народным традициям.
Гипотеза исследования: - приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям будет более эффективным если:
• приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям в условиях семьи и ДОУ будет осуществляться на основе структурно-содержательной модели;
• внедрение структурно-содержательной модели в образовательный процесс будет обеспечено комплексом психолого-педагогических условий, которые включают в себя: взаимоотношение субъектов педагогического процесса; обеспечение предметно-развивающей среды; полноправное участие семьи в педагогическом процессе.
Задачи исследования:
• изучить психолого-педагогическую и этнографическую литературу по проблеме исследования;
• установить уровни, критерии усвоения народных традиций у детей дошкольного возраста;
• разработать и внедрить структурно-содержательную модель приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям в условиях семьи и ДОУ и пути ее реализации.
• выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс психолого-педагогических условий приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям.
1.Научная разработка проблемы приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям в условиях семьи и ДОУ, требует рассмотрения таких ключевых понятий как, «этнография», «культура», «традиция».
Этнография – наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез, расселения (этнография) и культурно-исторические взаимоотношения народов. Этнография – это историческая наука, изучающая народы, их быт и культуру. Передача и сохранение значимых элементов социального и культурного наследия от поколения к поколению, способствующих развитию творческих начал в общественных отношениях и культуре в целом происходит через традиции.
Традиция (от латинского Traditio - передача, предание) элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению.
Культура предусматривает собой совокупность форм человеческой деятельности. В процессе трансляции культуры подрастающим поколениям можно выделить несколько этапов:
- семья и роль семейного воспитания;
- стадия репродуктивного овладения культурой;
- переход от репродуктивного знания к продуктивному творчеству.
(Ребенок овладевает знаниями, нормами, ценностями общества, учится орудийной и знаковой деятельности, впоследствии может переходить к творчеству).
Составные части культуры:
- традиции; - обряды; - обычаи; - ритуалы; - церемонии.
Особое место в приобщении к народной культуре отводится дошкольному периоду в жизни человека. Привить народную культуру детям дошкольного возраста необходимо через устное народное творчество, сказки, легенды, предания, обряды, детские прибаутки, пословицы, поговорки – виды устного народного творчества. Народное искусство в воспитательно – образовательной работе с детьми использовать в интегрированной форме. Как в непосредственно образовательной деятельности, так и процессе самостоятельной деятельности (игра, прогулки, отдельные режимные моменты).
2. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.
Семья и общественные дошкольные учреждения едины в воспитании детей. В связи с тем, что семья – форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т. е. многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или наоборот, а об их взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов.
Модели взаимодействия с родителями:
- Адлеровская модель – основана на теории личности А. Адлера. Принципы этой модели, равноправие и сотрудничество, взаимное уважение в семье.
- Учебно-теоретическая модель – родителей учат разбираться в поведенческих реакций ребенка, а так же оценивать и свое собственное поведение.
- Модель чувственной коммуникации – эта модель основана на теории личности К. Роджерса. Через такие задачи, как развивать творческое начало в родителях, укреплять в них чувство уверенности в себе.
- Модель, основанная на трансактном (описание и анализ поведения человека) анализе Э. Берна, целью воспитания родителей в рамках этой модели является формирование умения понимать свое поведение и поведение окружающих в категориях трансактного анализа, (Ребенок, Взрослый, Родитель, З. Фрейд, относится к ребенку, как к части семьи.
- Модель групповых консультаций - разработана детским психотерапевтом Джинотом, модель групповой терапии для родителей. Помочь им понять себя, что в итоге поможет им лучше понять своих детей, воспитывать в родителях самоуважение, научиться рассматривать в семье конкретные проблемы.
Таким образом, линия воздействия на семью через ребёнка, который делится со своими близкими людьми позитивными эмоциями и впечатлениями, очень важна, тем самым привлекая родителей к помощи и сотрудничеству в дошкольном учреждении.
3. Психолого-педагогические условия приобщения дошкольников к народным традициям.
Условия педагогического процесса:
Четкие цели (направленность, цель педагогического процесса по П. Ф. Каптереву, сделать юные поколения настоящими наследниками их предшественников, подготовить детей к самому широкому пользованию благами культуры;
Взаимоотношение субъектов педагогического процесса:
- педагогическое (педагогов для согласования усилий);
- методическое (взаимообогащение опытом по методике воспитания и обучения);
- внешнее (с семьей, с дополнительными учреждениями, с предприятиями);
- педагогов и учащихся (протекает в процессе решения тех или иных учебно-воспитательных задач, может иметь ряд подвидов: учебное, внеучебное, индивидуальное, целевое, ситуативное и др).
Обеспечение предметно-развивающей среды;
Ориентация на формирование умений и навыков;
Взаимоотношение с обществом и государством.
2: Результаты практического исследования на примере ДОУ.
На основании полученных данных дети были сгруппированы по трем уровням усвоения народных традиций: высокий, средний, низкий. За основу были взяты уровни, разработанные кандидатом педагогических наук Кириенко Светланой Дмитриевной.
Методы изучения условий приобщения дошкольников к русской культуре.
1. Анализ предметно-игровой среды детских садов для выявления
представленности в ней элементов русской культуры. Особое внимание уделялось анализу игровых центров детей, уголков книг.
2. Изучение педагогической документации воспитателей с целью выявления того, как элементы русского народа отражаются в содержании планирования воспитательно-образовательной работы с детьми.
3. Анализ содержания работы с родителями по проблеме приобщения детей к культуре русского народа в семье. С этой целью анализировали содержание родительских уголков, собраний, консультаций, анкетирование родителей.
Анализ выявил недостаточную представленность произведений русской литературы, недоступность содержательной части произведений для восприятия дошкольников.
В работе была использована структурно-содержательная модель.
Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменений усвоении детьми экспериментальной группы традиции и умение использовать их в самостоятельной деятельности.
Наблюдается изменения по использованию видов народного творчества в семье. После разъяснительной работы семьи стали использовать в воспитании детей пословицы и поговорки. Больше стали читать русских народных сказок,
организовывать дома праздники, связанные с народным календарем. У родителей появилось желание общаться друг с другом, желание организовать клубы по интересам, обмениваться опытом. Активность родителей повысилась на 25%. Таким образом, можно отметить позитивное изменение отношения к данной проблеме. Родители в результате опытной работы дошкольного учреждения поняли необходимость взаимодействия, целесообразность консультирования со специалистами. Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание детей средствами этнографической культуры будет более успешной при использовании системы работы, которая обеспечивается соблюдением таких условий как:
- взаимоотношение субъектов педагогического процесса;
- обеспечение предметно-развивающей среды;
- полноправное участие семьи в педагогическом процессе.