Приобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками

Елена Галактионова
Приобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками

Приобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками

Детский сад, как второй дом и загадочный мир для детей. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Ответ на этот вопрос мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории малой Родины, музыкальному искусству Донского края, воспитании чувства гордости за свою семью, народ, Родину. Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Основные задачи:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— развитие восприятия музыки;

— реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка:

— проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности;

— обладает установкой положительного отношения к миру;

— обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности,

— использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

— подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.

Фольклорный казачий праздник:

-это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции

- это возможности всестороннего развития ребенка

– это радость общения

- радость творчества и сотворчества

-радость самовыражения

- радость раскрепощения и взаимообогащения.

На казачьем фольклорном празднике присутствуют разнообразные виды искусства Донского региона : литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, казачий фольклорный праздник является синтезом практически всех видов искусств. Это способствует проявлению детского творчества в различных видах деятельности. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для того, чтобы уверенно идти по жизни, ставя перед собой цели, и достигать их.

Уже много лет в нашем дошкольном учреждении создаются условия для приобщения дошкольников к донской традиционной культуре. Реализуя программу «В краю Тихого Дона» знакомство дошкольников с фольклорным материалом возможно не только на музыкальных занятиях, но и кружковой работе.

Моей целью является создание условий для приобщения детей к Донской музыкальной культуре, казачьим традициям и ценностям, развитие музыкально-творческих способностей.

Всю нашу работу мы выстроили на следующих принципах:

• учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;

• обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

• уважение к личности каждого ребенка:

Региональный музыкальный материал, с учетом возрастных особенностей и возможностей детей включается в разные виды детской деятельности, обогащает образовательный и воспитательный процесс, способствует познавательному и развитию, а так же развитию творческого воображения. наших воспитанников. Для всех возрастных групп составлен перспективный план занятий и развлечений, с учетом периодов народного календаря. В планах имеются казачьи сказки, фольклорные казачьи песни, современная музыка и песни Донских композиторов, загадки, заклички, казачьи народные игры, колыбельные песни, потешки, сценки народного казачьего театра. Все это присутствует в любом виде деятельности детей: игровой, художественно-речевой, театрализованной, образовательной, в режимных моментах.

Работая по данной теме, я поставила перед собой следующие задачи:

* развивать интерес к культурным традициям Донских казаков;

* развивать интерес к казачьей народной и авторской музыке: песням, танцам, хороводам, переплясам, инсценированию песен;

* Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.

* знакомить детей с фольклором казачества. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;

* Освоить старинные детские игры, обогащая речь ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;

* через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря знакомить с историей, содержанием, обрядами и обычаями народных праздников;

* привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к казачьим национальным традициям.

Донской фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности.

1. Слушанье и восприятие

2. Пение сольное и ансамблевое

3. Народная хореография

4. Фольклорные игры

5. Игра на народных инструментах

6. Казачий народный театр.

Слушанье и восприятие

Наши дети слушают фольклорные образцы не только на СД носителях но и посещают концерты казачьих коллективов, работающих в народном жанре: фольклорные казачьи ансамбли «Любо!», «Атаманцы»г. Новочеркасск,фольклорные коллективы г. Ростова, г. Аксая,концерты ДШИ (наши бывшие выпускники д/с).

Пение сольное и ансамблевое

Песенный репертуар наших праздников разнообразен. В репертуаре много песен разных жанров (календарные - масленичные, колядки, святочные, веснянки; Обрядовые- свадебные, заклички; Шуточные, игровые, вечерочные, плясовые, строевые, военные, лирические.

Дети поют песни с удовольствием, а я знакомлю их с особенностями исполнения. Пропевая эти песни, каждый участник нашего детского фольклорного коллектива «Лазорик» может – спеть, сплясать, сыграть, на инструменте, показать умение владеть шашкой. Ребята помимо ансамблевого пения, занимаются сольным исполнительством, в этом направлении уже наметились свои лидеры и есть хорошие результаты. Работа по данному направлению меня вдохновила и я сама написала несколько детских авторских песен казачьей тематики.

Народная хореография

В казачьих народных танцах сохраняется колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка жестов и движений в плясках.

Детские танцевальные номера создаются с учётом характерных особенностей хореографической культуры Дона. Кроме чисто фольклорной танцевальной программы, в репертуаре есть сюжетные танцы, посвящённые страницам героического прошлого и настоящего донских казаков. («Ой, сад во дворе», «Ой. вы Морозы», «Табуны», «Барыня». «Ой. на горе Калина», «Едут наши казаки охранять границы», «Наш Гришаня - казачок», «Из под горочки туманик выходил», «При лужку» и др.) Разучиваем с ребятами элементы бытовых танцев, пляски, включая их в последующем в театрализацию народных праздников, гуляний, развлечений.

Фольклорные игры

Играя в них наши детки не просто перенимают опыт поколений,но и раскрепощаются, создается необходимая атмосфера увлеченности, устанавливается неформальная обстановка и хороший контакт в общении.

Игра на народных инструментах

Ребята могут осваивать приемы игры на народных инструментах разучивая несложные наигрыши. Музицирование на народных инструментах вносит яркий колорит в звучание ансамбля при исполнении песен, а в работе с детьми, увлекает и вызывает у них интерес.

Казачий семейный театр.

В этом направлении мы с детьми создаем мини-спектакли, чаще всего это небольшие праздничные музыкальные композиции

С нашими воспитанниками мы часто выступаем: на городских детских творческих концертах, фестивалях, конкурсах. Неоднократно были участниками городских торжественных мероприятий посвященных открытию д/с: №65, №20,№9 г. Новочеркасска.

Родители имеют возможность познакомиться с нашей работой. В данный момент, это "видео - праздники в детском саду", запись которых мы публикуем в соцсетях. Родители принимают активное участие в подготовке мероприятий: готовят костюмы детям, атрибуты к танцам, сами участвуют в нашем семейном казачьем театре, в творческих тематических выставках.

Изучение календарного казачьего фольклора осуществляется и через участие ребят в проектной деятельности.

В этом году мы реализуем долгосрочный межгрупповой проект «Праздник круглый год»

Цель проекта: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.

Календарный план работы по проекту, предусматривает знакомство ребят не только с основными праздниками народного календаря, но и с теми, о которых мы, как правило говорим не часто.

Знакомство с праздниками начинается с декабря и заканчивается в ноябре.

Вся работа по реализации проекта расписана по 5 образовательным областям.

Предлагаю вашему вниманию небольшую часть планирования.

Декабрь

Знакомство с праздниками: Катерина Санница, Егорий Зимний, Сойкин день, Наум на ум, Варварины морозы, Никола зимний •

Образовательная область

Виды деятельности

Познавательное развитие «Сундучок Деда Мороза». Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде. Беседы: «Ты гори моя лучина», «Знакомство с обрядами крестьянского быта, костюмами, о традициях празднования Нового года на Руси.

Речевое развитие Разучивание заклички «Ты, Мороз.», разучивание рождественских колядок

Чтение художественной литературы Сказки: «Мороз Иванович», «Морозко», «Зимовье зверей», «Лисичка сестричка и серый волк».

Социально-коммуникативное развитие Беседа: «Русский народный праздник Святки» Вечер народного костюма (ряженье)

Музыка Разучивание песен: «Во горнице», «Веники» (шуточная, «Уж ты, зимушка- сударушка»

Художественное творчество Аппликация «Скатерть самобранка», силуэтное вырезывание из бумаги «Рождественские ангелы»,

Конкурс семейных поделок «Рождественское чудо» ,Украшение группы к новому году

Физическая культура Зимние спортивные развлечения (катание на санках,, игра в снежки) П/ игры «Сбей колпачок», «Как у дяди Трифона», «Терем», «Два мороза», «Мороз красный нос», «Медведушка», «Белый пух»

Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями. Иначе говоря, эта работа позволила проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.

Проведение казачьих фольклорных праздников способствует не только приобщению детей к музыкальному искусству Донского края, но и дает уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить социальную креативность, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное наслаждение. И конечно, умение экспериментировать, свободно общаться со сверстниками и старшими товарищами, управлять эмоциями, самостоятельно принимать решения - эти качества очень пригодятся ребятам в дальнейшей жизни.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Мастер-класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Приобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздникамиПриобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками
Опубликовано: 17 октября 2021 в 17:57
+398Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 декабря. Международный день волонтера

 Тема сегодняшнего дня посвящена Международному дню добровольцев во имя экономического и социального развития — именно так звучит официальное название международного праздника «День волонтера». Этот день...

5 декабря. Всемирный день почв

Загрязнение почв – из-за быстрого роста населения планеты и растущего применения всевозможных химикатов – это всемирная проблема, которая незаметна, но касается каждого человека без исключения. Об этом и...


Горячие темочки