МААМ-картинки

Приобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками (7 фото)

Елена Галактионова
Приобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками

Приобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками

Детский сад, как второй дом и загадочный мир для детей. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Ответ на этот вопрос мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории малой Родины, музыкальному искусству Донского края, воспитании чувства гордости за свою семью, народ, Родину. Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Публикация «Приобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками» размещена в разделах

Фото №1 Детский сад как второй дом и загадочный мир для детей

Основные задачи:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— развитие восприятия музыки;

— реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка:

— проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности;

— обладает установкой положительного отношения к миру;

— обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности,

— использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

— подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.

Фольклорный казачий праздник:

-это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции

- это возможности всестороннего развития ребенка

– это радость общения

- радость творчества и сотворчества

-радость самовыражения

- радость раскрепощения и взаимообогащения.

На казачьем фольклорном празднике присутствуют разнообразные виды искусства Донского региона : литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, казачий фольклорный праздник является синтезом практически всех видов искусств. Это способствует проявлению детского творчества в различных видах деятельности. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для того, чтобы уверенно идти по жизни, ставя перед собой цели, и достигать их.

Фото №2 Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник одна из основных целей которого формирование разнообразных эмоций и чувств являющихся важнейшим условием развития личности

Уже много лет в нашем дошкольном учреждении создаются условия для приобщения дошкольников к донской традиционной культуре. Реализуя программу «В краю Тихого Дона» знакомство дошкольников с фольклорным материалом возможно не только на музыкальных занятиях, но и кружковой работе.

Моей целью является создание условий для приобщения детей к Донской музыкальной культуре, казачьим традициям и ценностям, развитие музыкально-творческих способностей.

Всю нашу работу мы выстроили на следующих принципах:

• учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;

• обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

• уважение к личности каждого ребенка:

Региональный музыкальный материал, с учетом возрастных особенностей и возможностей детей включается в разные виды детской деятельности, обогащает образовательный и воспитательный процесс, способствует познавательному и развитию, а так же развитию творческого воображения. наших воспитанников. Для всех возрастных групп составлен перспективный план занятий и развлечений, с учетом периодов народного календаря. В планах имеются казачьи сказки, фольклорные казачьи песни, современная музыка и песни Донских композиторов, загадки, заклички, казачьи народные игры, колыбельные песни, потешки, сценки народного казачьего театра. Все это присутствует в любом виде деятельности детей: игровой, художественно-речевой, театрализованной, образовательной, в режимных моментах.

Фото №3 В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области Художественно эстетическое развитие

Работая по данной теме, я поставила перед собой следующие задачи:

* развивать интерес к культурным традициям Донских казаков;

* развивать интерес к казачьей народной и авторской музыке: песням, танцам, хороводам, переплясам, инсценированию песен;

* Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.

* знакомить детей с фольклором казачества. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;

* Освоить старинные детские игры, обогащая речь ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;

* через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря знакомить с историей, содержанием, обрядами и обычаями народных праздников;

* привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к казачьим национальным традициям.

Донской фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности.

1. Слушанье и восприятие

2. Пение сольное и ансамблевое

3. Народная хореография

4. Фольклорные игры

5. Игра на народных инструментах

6. Казачий народный театр.

Слушанье и восприятие

Наши дети слушают фольклорные образцы не только на СД носителях но и посещают концерты казачьих коллективов, работающих в народном жанре: фольклорные казачьи ансамбли «Любо!», «Атаманцы»г. Новочеркасск,фольклорные коллективы г. Ростова, г. Аксая,концерты ДШИ (наши бывшие выпускники д/с).

Фото №4 Сценарии развлечения Сценарии праздников

Пение сольное и ансамблевое

Песенный репертуар наших праздников разнообразен. В репертуаре много песен разных жанров (календарные - масленичные, колядки, святочные, веснянки; Обрядовые- свадебные, заклички; Шуточные, игровые, вечерочные, плясовые, строевые, военные, лирические.

Дети поют песни с удовольствием, а я знакомлю их с особенностями исполнения. Пропевая эти песни, каждый участник нашего детского фольклорного коллектива «Лазорик» может – спеть, сплясать, сыграть, на инструменте, показать умение владеть шашкой. Ребята помимо ансамблевого пения, занимаются сольным исполнительством, в этом направлении уже наметились свои лидеры и есть хорошие результаты. Работа по данному направлению меня вдохновила и я сама написала несколько детских авторских песен казачьей тематики.

Народная хореография

В казачьих народных танцах сохраняется колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка жестов и движений в плясках.

Детские танцевальные номера создаются с учётом характерных особенностей хореографической культуры Дона. Кроме чисто фольклорной танцевальной программы, в репертуаре есть сюжетные танцы, посвящённые страницам героического прошлого и настоящего донских казаков. («Ой, сад во дворе», «Ой. вы Морозы», «Табуны», «Барыня». «Ой. на горе Калина», «Едут наши казаки охранять границы», «Наш Гришаня - казачок», «Из под горочки туманик выходил», «При лужку» и др.) Разучиваем с ребятами элементы бытовых танцев, пляски, включая их в последующем в театрализацию народных праздников, гуляний, развлечений.

Фото №5 Развлечения досуги утренники Фольклор

Фольклорные игры

Играя в них наши детки не просто перенимают опыт поколений,но и раскрепощаются, создается необходимая атмосфера увлеченности, устанавливается неформальная обстановка и хороший контакт в общении.

Игра на народных инструментах

Ребята могут осваивать приемы игры на народных инструментах разучивая несложные наигрыши. Музицирование на народных инструментах вносит яркий колорит в звучание ансамбля при исполнении песен, а в работе с детьми, увлекает и вызывает у них интерес.

Казачий семейный театр.

В этом направлении мы с детьми создаем мини-спектакли, чаще всего это небольшие праздничные музыкальные композиции

С нашими воспитанниками мы часто выступаем: на городских детских творческих концертах, фестивалях, конкурсах. Неоднократно были участниками городских торжественных мероприятий посвященных открытию д/с: №65, №20,№9 г. Новочеркасска.

Родители имеют возможность познакомиться с нашей работой. В данный момент, это "видео - праздники в детском саду", запись которых мы публикуем в соцсетях. Родители принимают активное участие в подготовке мероприятий: готовят костюмы детям, атрибуты к танцам, сами участвуют в нашем семейном казачьем театре, в творческих тематических выставках.

Изучение календарного казачьего фольклора осуществляется и через участие ребят в проектной деятельности.

В этом году мы реализуем долгосрочный межгрупповой проект «Праздник круглый год»

Цель проекта: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.

Календарный план работы по проекту, предусматривает знакомство ребят не только с основными праздниками народного календаря, но и с теми, о которых мы, как правило говорим не часто.

Знакомство с праздниками начинается с декабря и заканчивается в ноябре.

Вся работа по реализации проекта расписана по 5 образовательным областям.

Предлагаю вашему вниманию небольшую часть планирования.

Декабрь

Знакомство с праздниками: Катерина Санница, Егорий Зимний, Сойкин день, Наум на ум, Варварины морозы, Никола зимний •

Образовательная область

Виды деятельности

Познавательное развитие «Сундучок Деда Мороза». Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде. Беседы: «Ты гори моя лучина», «Знакомство с обрядами крестьянского быта, костюмами, о традициях празднования Нового года на Руси.

Речевое развитие Разучивание заклички «Ты, Мороз.», разучивание рождественских колядок

Чтение художественной литературы Сказки: «Мороз Иванович», «Морозко», «Зимовье зверей», «Лисичка сестричка и серый волк».

Социально-коммуникативное развитие Беседа: «Русский народный праздник Святки» Вечер народного костюма (ряженье)

Музыка Разучивание песен: «Во горнице», «Веники» (шуточная, «Уж ты, зимушка- сударушка»

Художественное творчество Аппликация «Скатерть самобранка», силуэтное вырезывание из бумаги «Рождественские ангелы»,

Конкурс семейных поделок «Рождественское чудо» ,Украшение группы к новому году

Физическая культура Зимние спортивные развлечения (катание на санках,, игра в снежки) П/ игры «Сбей колпачок», «Как у дяди Трифона», «Терем», «Два мороза», «Мороз красный нос», «Медведушка», «Белый пух»

Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями. Иначе говоря, эта работа позволила проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.

Проведение казачьих фольклорных праздников способствует не только приобщению детей к музыкальному искусству Донского края, но и дает уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить социальную креативность, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное наслаждение. И конечно, умение экспериментировать, свободно общаться со сверстниками и старшими товарищами, управлять эмоциями, самостоятельно принимать решения - эти качества очень пригодятся ребятам в дальнейшей жизни.

Фото №6 Сценарии фольклорных развлечений Темочки Дистанционная педагогическая конференция октябрь
Публикации по теме:

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Приобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздникамиПриобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Широкая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами ВидеоШирокая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами Видео Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И, хотя многие.

Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской ЛукеВоспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.

Воспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициямиВоспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициями Воспитание нравственных идеалов через знакомство с народными и православными традициями. Актуальность. Дети получают крайне разное по своему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками
Опубликовано: 17 октября 2021 в 17:57
+403Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД