Наталия Башаева
Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творчески - игровой.
Продолжительность проекта :
долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г).
Участники проекта :
• воспитатель
• дети старшей группы
• родители
• музыкальный руководитель
«Красота родного края, открывающая благодаря сказке,
фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…
пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В. Сухомлинский
Актуальность:
Публикация «Проект „Приобщение дошкольников к русской народной культуре“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2020
Дошкольный возраст- благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев.
По мнению Д. С. Лихачева, именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность, чтобы в дальнейшем ребёнок смог освоить, сохранить, развить и передать дальше своё культурное наследие, не утратив своей исторической самобытности. Именно поэтому приобщение новых поколений к традициям национальной культуры является актуальным педагогическим вопросом современности.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Формирование основ русской культуры должно пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни в детском саду и дома.
Вековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа в воспитании уважения и гордости за землю, на которой мы живём.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Цель проекта : Создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников на основе приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Задачи проекта :
Пробудить интерес детей и их родителей к истории и культуре России и московской области.
Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.
Сформировать чувство национального достоинства.
Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детском саду уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой на основе традиций русской культуры.
Гипотеза. Соприкосновение с русскими народными традициями духовно обогащает ребенка, способствует воспитанию гордости за свой народ. Приобщение к участию в народных праздниках и обрядах дает детям возможность на практике познать культурно-исторический опыт своего народа. Реализация проекта позволит объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в успешной социализации детей и формировании устойчивого интереса к народной культуре, её ценностям.
Ожидаемые результаты.
• Дети имеют представление о русских-народных традициях. О семейных традициях празднования Рождества Христова, Масленицы, Пасхи Господней.
• Проявляют интерес к изучению русской народной культуры.
• Используют в своей речи устный народный фольклор, с радостью играют в народные игры, используя считалки и правила.
• Имеют элементарное представление о русском народном костюме.
• Бережно относятся к предметам быта и произведениям народного творчества.
План деятельности.
Этапы проекта. Деятельность
Деятельность
педагога детей семьи/социальных партнёров
1Организационно-подготовительный Диагностика.
Обоснование актуальности темы, определение цели и задач проекта; подбор литературы; прогнозирование результатов. Обсуждение воспитателя с детьми вопросов, связанных с проведением проекта. Анкетирование родителей.
2. Планирование Составление перспективных планов работы с детьми и взаимодействию с родителями. Вживание в ситуацию, планирование задач, распределение обязанностей. Вживание в ситуацию, планирование задач, распределение обязанностей.
3. Деятельностнй/ продуктивный Организованная деятельность по проекту (проведение бесед, народных праздников, индивидуальная работа с детьми, поэтапная оценка. Деятельность по плану. Внесение дополнений. Знакомство с устным народным творчеством русского народа. Привлечение родителей к предстоящим мероприятиям; индивидуальные консультации по участию.
4. Завершающий Совместная с детьми деятельность, самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы.
Диагностика. Подготовка презентации для выступления «Из опыта работы». Участие в праздниках, обрядах. Участие в праздниках. Совместная деятельность с детьми, выставки: «Подскажите-ка друзья, где здесь мама, а где я?», «Рождественская елочка», «Пасху радостно встречаем».
Мониторинг.
• Анкетирование родителей на тему: «В каждой семье свои традиции» (Знакомство с опытом воспитания детей в семьях).
• Диагностика детей на выявление имеющихся знаний о народных традициях и обрядах.
Перспективный план
Вид образовательной деятельности Мероприятия. Взаимодействие семьей
Сентябрь.
Организованная образовательная деятельность «Русская изба», «Как одевались в старину» Посещение городского музея, экспозиции «Русская изба»
Совместная деятельность в ходе режимных моментов. Беседы с детьми на выявление имеющихся знаний о народных традициях и обрядах. Центр дидактических игр, Д/и «Наряди куклу», «Что для чего» (старинные предметы, альбом «Русский народный костюм».
Самостоятельная деятельность детей. Предоставить возможность самостоятельно рисовать, рассматривать иллюстрации.
Совместная деятельность с родителями. Родительское собрание: «В каждой семье свои традиции».
Октябрь.
Организованно образовательная деятельность «Как одевались в старину?»
Художественная деятельность «Русский народный костюм».
Совместная деятельность в ходе режимных моментов. П/и «Где стоишь?» (жмурки)
Д/и «Наряди куклу», «Что для чего» (старинные предметы)
Самостоятельная деятельность детей. Игры на свежем воздухе, развивающие настольно-печатные игры, самостоятельная работа в уголке книги.
Совместная деятельность с родителями. Пополнение уголка «Русская изба» предметами быта и рукоделия. Консультация для родителей «Народные промыслы Подмосковья».
Ноябрь.
Организованно образовательная деятельность «Твое имя, фамилия».
Досуг «Кузьминки-об осени поминки». Создание альбома «Русский народный костюм».
Совместная деятельность в ходе режимных моментов. Беседа о празднике «Кузьма-Демьян», Д/и «Наряди куклу», п/и «Арина».
Самостоятельная деятельность детей. Игры в уголке ряженья. Самостоятельные игры по мотивам художественных произведений.
Совместная деятельность с родителями. Создание альбома «Мое имя», беседа «История твоего имени».
Праздник-развлечение «Русские народные посиделки». Помощь в пошиве русских народных костюмов в уголок ряженья (сарафанов, кокошников, рубах).
Декабрь.
Организованно образовательная деятельность «История и традиции народной игрушки». Чтение стихов о Рождестве.
Совместная деятельность в ходе режимных моментов. Художественное творчество «Рождественский ангел».
П/и «Жмурки», Д/и «Составь узор», С/р «Ярмарка». Разучивание колядных песен.
Самостоятельная деятельность детей. Самостоятельное чтение коротких стихотворений, предоставление возможности музицировать.
Совместная деятельность с родителями. выставка творческих работ «Рождественская елочка».
Январь.
Организованно образовательная деятельность «Рождество Христово».
Заучивание наизусть стихотворения В. А. Бородиной «Рождественская ёлка» Консультация «История празднования Рождества в России».
Совместная деятельность в ходе режимных моментов. П/и «Два Мороза», «Краски».
С/р «Семья». Разучивание народных считалок.
Самостоятельная деятельность детей. Предоставление возможности играть на детских музыкальных инструментах, слушать музыку.
Совместная деятельность с родителями. Развлечение для детей «Рождество. (Колядки)».
Февраль.
Организованно образовательная деятельность «Родной край. Любимый город».
Заучивание наизусть стихотворения В. А. Бородиной «Папа», чтение былин о богатырях земли русской.
Совместная деятельность в ходе режимных моментов. П/и «Каравай», С/р «Веселая ярмарка», конструктивная деятельность «Кукла-закрутка» Разучивание
закличек, слушание русских народных песен.
Самостоятельная деятельность детей. Предоставление возможности слушать музыку, самостоятельные подвижные и спортивные игры.
Совместная деятельность с родителями. Проведение акции по благоустройству территории детской площадки (снежные постройки). Консультация для родителей «Масленичная неделя».
Март.
Организованно образовательная деятельность Заучивание наизусть стихотворения В. А. Бородиной «Мама».
Художественное творчество «Подарок милой мамочке».
Совместная деятельность в ходе режимных моментов. П/и «Золотые ворота». Разучивание хороводных игр «Хороводы наших бабушек».
Досуг «Веселая Масленица». Разучивание
закличек, слушание русских народных песен.
Самостоятельная деятельность детей. Предоставить возможность самостоятельно рисовать, лепить, конструировать.
Совместная деятельность с родителями. Создание семейного альбома «Наша дружная семья».
Апрель.
Организованная образовательная деятельность «Великая Пасха»,
Заучивание наизусть стихотворения В. А. Бородиной «Пасха Красная пришла». Художественное творчество «Украшение пасхальных яиц»
Совместная деятельность в ходе режимных моментов. Рассказы о Пасхальных символах, играх, обрядах.
Самостоятельная деятельность детей. Самостоятельные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры., рассматривание предметов народного творчества.
Совместная деятельность с родителями. Выставка творческих работ «Пасху радостно встречаем».
Итог реализации проекта.
По окончанию проекта по приобщению дошкольников к русским народным традициям у детей пополнились знания о народных семейных традициях, о культуре и быте русского народа. Наблюдения и анализ проведения проекта показали, что у детей сформированы нравственные качества, они стали больше проявлять интерес к предметам быта и произведениям народного творчества; в самостоятельной деятельности по интересам стали использовать полюбившиеся народные игры, в речи употреблять устный народный фольклор, использовать народные считалки.
Успеху педагогического процесса способствовало активное взаимодействие с родителями в создании предметно-пространственной среды на основе традиций русской культуры и родительская помощь в организации этапов проведения проекта (создании уголка «Русская изба», пошиве русских народных костюмов в уголок ряженья, проведение досугов).
В дальнейшем, я убеждена, что следует продолжать, расширять и совершенствовать работу в данном направлении. Только так, через интерес детей к русским - народным традициям мы научим наше будущее поколение любить свою историю, свой дом, свою Родину.
Вывод: Гипотеза о том, что соприкосновение с русскими народными традициями духовно обогащает ребенка, способствует воспитанию гордости за свой народ, подтвердилась.
Литература.
• Культура и творчество в детском саду: Образовательная дополнительная программа дошкольного образования / А. В. Бородина. - М. :МОФ СРОиК «ОПК», 2015.- 64с.
• Основы православной культуры : Хрестоматия для детей дошкольного возраста / А. В. Бородина. -М. ,2015.
• Пасха Христова /А. В. Бородина. -М. ,2015.
• Рождество Христово /А. В. Бородина. -М. ,2015.
• Знакомство детей с русским народным творчеством : конспекты занятий и сценарии обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. М. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. -СПб. :Детство-Пресс, 2004-400с