Приобщение к народным традициям — важнейшая задача развития ребенка.

Наталья Цильман
Приобщение к народным традициям — важнейшая задача развития ребенка.

Народная культура – это народная мудрость, народное знание, которое много веков сохраняется и передается из поколения в поколение. Богат наш народ песнями, частушками, пословицами, поговорками. Давайте спросим самих себя «Что осталось в памяти с детства?». Думаю, что без сомнения каждый ответит: колыбельная песня, потешки, небылицы, считалки, сказки… Да именно это богатство, эти крупицы устного народного творчества помогают вырастить и выходить в жизнь сотням поколений красивыми духовно и физически. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по новому, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относительно и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало и тревожно? Какие они соблюдали традиции и обычаи, Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Мы посчитали необходимым донести до сознания наших воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратилось к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства предков.

Детский фольклор – это оригинальный и многообразный пласт народного творчества богатейшей русской культуры. Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, говорившиеся нараспев под звон струн – о славных подвигах богатырей, защитников земли русской, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Так же как и фольклор русский народ создал декоративно-прикладное искусство. Оно возникло в глубокой древности. На гончарном круге мастер вытягивал из глины крынку для молока и пузатенький горшок, в котором удобно варить кашу, а из остатков глины лепил для детей игрушки: забавных барашков, коней, птиц, лесных зверьков. В деревенских кузницах ковались не только подковы для лошадей, но и похожие на тонкие стебли растений светцы для лучины и узорные петли для ставен и дверей. Из бересты изготовлялись туеса и плелись корзины. Звонкие коклюшки выплетали узоры кружев из льняных ниток.

Ныне дело древних умельцев продолжают мастера и художники золотой Хохломы, Городца, лаковой миниатюры Пахела, Дымково, Филимоново. У нас накопился большой опыт работы с дымковской, хохломской, жостовской росписью. По каждому виду росписи имеются пособия, конспекты занятий. Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают матрешки. Детям рассказываем о красоте и особенностях этой игрушки. Старшие дети знакомятся с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах, пробуют составлять небольшие рассказы, где действующим лицом является матрешка. Дети любят дидактические и хороводные игры с участием матрешки. «Игра-пляска с матрешкой», «Карусели», «Заря – заряница» в младших группах, «Найди матрешку», «Игры – хороводы» в старших группах. Наличие игрушек и других предметов, украшенных дымковской и хохломской росписью позволяет познакомить детей с этими видами народного творчества. Ребята с удовольствием рассматривают узоры на кухонных досках, игрушках, домашней утвари. Чудо-ремесло дымковская глиняная игрушка. Знакомство детей с ней начинаем с младшей группы. Освоить отдельные элементы дымковского орнамента – посильная задача даже для маленьких, в старшей группе ребята осваивают технику дымковской росписи и начинают лепку игрушек и роспись по типу дымковской. Народные мастера черпали и черпают свои образы из древних сказаний, преданий, а красоту и жизнерадостность творимого ими от родной природы.

Сейчас мы по новому относимся к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Именно поэтому народная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность.

Приобщение детей к народной культуре мы начали с создания в детском саду комнаты русского быта. Интерьер комнаты составляют подлинные предметы старины, появившиеся в результате поездок по району сотрудников детского сада и родителей наших воспитанников. Русская изба служит местом для проведения занятий, развлечений, посиделок и игр. Предметы русского быта: прялка, люлька, кухонная утварь, яркие народные игрушки используются в процессе бесед, интегрированных и игровых занятий, выставок народного творчества. Здесь дети наяву видят «лапти лыковые» в которых ходит зайчик в сказке, или «полное лукошко горошка», «дождь сквозь сито моросит», «позолоченная прялица» - эти строки знакомы каждому ребенку, а наши дети могут еще посмотреть на эти предметы, потрогать их руками. Здесь оживают образы бабушки за прялкой, курочки с цыплятами под печкой, малыша в люльке. Традиционными стали посиделки, когда дети собравшись вокруг бабушки и хозяюшки, учатся вышивать, поют народные песни, шутят и угощают то блинами, то кружкой молока из крынки. Детский фольклор давно ушел из детской жизни. И мы стараемся его возродить во время народных праздников. Это, «Колядки», «Масленница», «Веснянка», которые издавна проводились на Руси. Ведь в них со всей полнотой отражается русский национальный характер – это и удаль и размах и искренность, подчиненные ритму природы, одухотворенные живой радостью существования. Например, в день весеннего равноденствия мы проводим праздник с красивым поэтическим названием «Сороки. Встреча весны». Дети сами из теста лепят фигурки жаворонков, выходят с ними на улицу и закликают весну, поют и выкрикивают заклички. Наши дети любят народную шутку. Они с удовольствием расскажут кто такие скоморохи, петрушки, ряженные, зазывали. Народные праздники – значимый путь сохранения русской культуры и русских традиций.

В дошкольном возрасте много времени уделяется сказкам, которые педагоги не читают, а рассказывают. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. Чаще всего педагог надевает костюм бабушки или Василисы-сказочницы, дети встречают рассказчика радостно, приглашают сесть, и конечно же, с нетерпением ждут новой сказки. А сказка начинается с призкаски:

За ступенькою ступенька

Станет лесенка

Слово к слову будет песенка

А колечко на колечко

Станет вазочка

Сядь со мною на крылечко

Слушай сказочку.

Чтобы сказки прочно вошли в жизнь детей, полюбились и запомнились, надо помочь им осознать содержание произведений. Воспитатели не просто рассказывают, а так продумывают преподнесение, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, на его душу, чтобы он смог оценить ее значимость в жизни и передать будущим поколениям.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Многовековой опыт человечества показал, что народная игра - это важнейшее средство в воспитании ребенка. Игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, вбирая в себя лучшие национальные традиции. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием детей. Педагоги стараются направить народную игру на воспитание у ребенка ума, характера, воли, развитие нравственных чувств, создать определенный духовный настрой. Нередко дети вносят в процесс игры свои правило, дополнения, сами придумывают новые сюжеты, что непременно поощряется воспитателями. Национальный колорит игры можно усилить, если ввести в нее языковые и фольклорные элементы – заклички, считалки, припевки. Заклички мы используем, приглашая ребят в круг, считалки для справедливого выбора водящего, припевки для устранения порядка игры. Более того, каждая из игр сама по себе способствует развитию эмоциональной сферы детей, так как игровой процесс сопровождается яркими эмоциями и переживаниями, уделяет особое внимание игровым словам и их проговариванию, т. е. проводит работу по развитию речи, проигрывает бытовые ситуации, расширяя при этом знания о народной культуре. Они развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности и вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры интересным и содержательным.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах. Знакомить детей с народными инструментами начинаем еще с младшей группы: показываем барабан, бубен, погремушку, колокольчик ложки, играем на этих инструментах. Ребят старшего возраста знакомим с балалайкой дудкой, гуслями, гармониками, баяном. Нам удалось сделать простейшие шумовые инструменты. Знакомство с новыми инструментами, исполнение под их аккомпанемент песен. Плясок способствует музыкальному развитию детей.

Мы стараемся соблюдать русские народные традиции и в повседневной жизни детей. Подбираем потешки, песенки, прибаутки для работы с детьми в группах младшего возраста. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Знакомим детей с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песенки, но и сами поют их куклам и про Кота-воркота и про гулей.

Обращение к духовному наследию народа приобретает в наше время не меньшее значение, чем острейшие экологические проблемы сохранения внешней среды.

Фольклор – это наша внутренняя среда, тоже требующая защиты, восстановления, равновесия между прошлым и настоящим, сохранения культурной среды. Каждому народу дороги его традиции, обычаи и обряды. И мы должны доказать это детям, научить их хранить, дорожить и преумножать богатейшее народное творчество, народную культуру нашей Родины.

Публикации по теме:

Ненецкая кукла ХаманиНенецкая кукла Хамани Ямало-ненецкий округ – это северная земля, которая славится богатыми недрами, разнообразными животными, и, конечно же, историей. Коренным.

Значение фольклора в детском возрасте Что мы помним из детства? А если нам зададут такой вопрос? Немного помолчим и начнем рассказывать каждый о своем. Воспоминания, я думаю,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение к народным традициям — важнейшая задача развития ребенка.
Опубликовано: 29 декабря 2014 в 17:08
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»
Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно влияет на...
Конспект развлечения «Береза моя, березонька»
. Ведущая. Ребята, недавно мы с вами встречали Лето. А вот оно само в гости идет. ( приход Лета) Ведущая. Ой пришло Лето красное, Принесло солнце ясное....
Многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных...
Многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных областей. Любая программа дошкольного образования ставит перед собой цель –...