Получи документы

Приспособленность животных к среде обитания. Обобщаем и систематизируем знания детей о животных жарких стран

Наталия Бутенко
Приспособленность животных к среде обитания. Обобщаем и систематизируем знания детей о животных жарких стран
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Приспособленность животных к среде обитания».

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о животных жарких стран, формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

Публикация «Приспособленность животных к среде обитания, Обобщаем и систематизируем знания детей о животных жарких стран» размещена в разделах

Задачи: дать детям элементарные представления о приспособленности животных к среде их обитания. Познакомить детей с «техникой» проведения исследования. Учить детей собирать доступную информацию и уметь обрабатывать ее. Расширять кругозор знаний детей. Развивать сообразительность, находчивость, мышление, речь. Воспитывать у детей организованность при смене деятельности.

Предшествующая работа: занятие по ознакомлению с окружающим на тему «Животные жарких стран», рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о животных жарких стран; дидактическая игра «Узнай животное по описанию».

Оборудование: карточки с темами будущих исследований, карточки с методами исследований, папки-исследователя, много маленьких листочков бумаги, карандаши и фломастеры, книги про животных, детские энциклопедии, компьютер, телевизор, диск с документальным фильмом о животных жарких стран, настольная лампа, кусочек меха, зеркальце для проведения эксперимента ; академические головные уборы и мантии.

Ход:

Дети сидят кружком на ковре. Карточки с темами будущих исследований выложены на ковре в центре круга, образованного детьми. После проведенного занятия по ознакомлению с окружающим по теме «Животные жарких стран», детям предлагается несколько тем для исследования.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенные карточки с темами исследований и сообщает, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так же, как это делают взрослые ученые. Вместе с детьми выбрали двух активных исследователей.

Выбор темы.

После короткого обсуждения, направляемого воспитателем, дети выбирают тему исследования «Верблюд. Проживание его в пустыне».

Воспитатель объясняет исследователям, что их задача - получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования, т. е. о приспособленности верблюдов жить в пустынях, в условиях непригодных для жизни других животных и сделать доклад. Для того, чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию.

Выбор методов исследования.

- Где мы можем найти ответы на наши вопросы? ( дети отвечают: найти в компьютере; прочитать в книге; спросить у мамы или папы, или у старшего брата; понаблюдать). Воспитатель подсказывает детям, что можно провести эксперимент и подумать самим.

-Подумайте и скажите, что мы должны сделать вначале? (ответы детей). Предлагает детям рассмотреть карточки с изображением методов исследования, лежащие перед ними и составить план нашего будущего исследования.

Воспитатель подводит детей к тому, что вначале необходимо подумать самостоятельно. Как только дети с этим согласились, кладем на первое место карточку с символом «подумать самостоятельно». Затем дети предлагают найти нужную информацию в книгах. Ставим на второе место карточку с символом «посмотреть в книгах». Ксения предложила спросить у бабушки, т. к. ее бабушка работает в нашем детском саду и много знает о животных. Все дети с этим согласились и поставили карточку с символом «спросить у специалиста». Илья, часто наблюдая как его старший брат делая уроки находит нужную информацию в интернете, предложил посмотреть в компьютере. Поставили карточку с символом «обратиться к компьютеру». Затем поставили карточки с символами «провести эксперимент» и «понаблюдать». Итак, план проведения исследования составлен. Наши исследователи и их помощники готовы к поиску.

Сбор материала.

Мы начинаем действовать по намеченному плану. Всю собранную информацию мы будем зарисовывать карандашом или фломастером на маленьких листочках бумаги (рисовать значки или символы).

Первый из выделенных нами методов - «подумать самостоятельно».

Дети рассказывают про верблюдов, что они могут долго обходиться без воды в пустынях. Питаются колючками. Человек приручил верблюдов, они сейчас живут рядом с домом человека и помогают ему перевозить грузы через пустыню. Верблюдов называют кораблем пустыни. Верблюд – трудяга. Трудится на жаре, где нет воды.

Второй метод «прочитать в книге».

Отыскав в нашей детской библиотеке книги о животных, дети наши информацию о том, что верблюды бывают двух видов: одно и двугорбые. Родина двугорбого верблюда – Азия. В отличие от своего одногорбого собрата, дромадера, он еще сохранился в дикой природе. Его можно обнаружить в самых отдаленных уголках кустарниковых пустынь Монголии. Верблюд – незаменимый помощник человека: он перевозит грузы, дает вкусное питательное молоко и теплую шерсть. Он трудолюбив и очень неприхотлив : подолгу может не есть и не пить. Верблюды очень выносливы, стойко переносят жару и холод и абсолютно не требовательны к еде. Кусты колючего кустарника для верблюда большое лакомство. Запас питательных веществ – жир - хранит в своих горбах, так же как и дромадер. Одногорбый верблюд (дромадер) – домашнее животное : с древних времен он живет рядом с человеком, в дикой природе больше не встречается. Питается скудной пустынной растительностью : сухой травой и колючками. Без воды он может обходиться несколько недель. Как такое возможно? Секрет верблюда в том, что он накапливает запас питательных веществ - жир – в своем горбе и при необходимости постепенно расходует его. Верблюд – незаменимое «пустынное» транспортное средство.

Физкультминутка.

Поедем дальше и мы на «кораблях пустыни» (имитация поездки на верблюдах).

Жил да был один верблюд, (идем друг за другом высоко поднимая колени)

Не любил он разных блюд,

Ел в пустыне лишь колючку, (наклонились, присели)

Все же вырос он могучим! (встали, руки вверх)

Нес с собою два горба-

В них и пища, и вода.

Шел неторопливо, плавно,

Он в пустыне самый главный. (идем друг за другом с высоким подниманием колен)

Следующий метод «спросить у специалиста»

Ксения предложила позвонить ее бабушке и спросить про верблюдов новую информацию, рассказав уже имеющуюся. Таким образом, дети выяснили, что у верблюдов широкие двупалые ступни приспособлены для передвижения по раскаленным сыпучим пескам и мелким камням.

Воспитатель добавила, что длинные мохнатые ресницы защищают большие глаза верблюдов от песка, а ноздри – щелочки при необходимости могут закрываться. Влага при дыхании выделяемая из ноздрей, собирается в особой складке и попадает в рот. Верблюды, поэтому подолгу могут обходиться без воды.

Воспитатель предлагает детям провести эксперимент «Определение проживания верблюдов в пустыне, неделями обходясь без воды».

Цель: показать, почему верблюды могут жить в пустыне, неделями обходясь без воды.

Материалы: зеркальце.

Процесс: подышите на зеркало.

Итоги: зеркало затуманивается, так как на нем оседают мельчайшие капельки влаги.

Почему? Воздух, вдыхаемый человеком, так же, как и другими живыми существами, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Но носовой канал у человека относительно короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.

Используя метод «посмотреть в интернете» дети выяснили, что верблюды хорошо плавают несмотря на то, что большинство из них никогда не видели ни одного водоема. Выживают без воды до двух недель, без пищи – до месяца. В районах Австралии можно увидеть одичавших одногорбых верблюдов, которых туда завезли ранее.

Метод «понаблюдать» было решено заменить на метод «посмотреть по телевизору».

Итак, посмотрев небольшой документальный фильм о животных жарких стран, дети узнали, что у верблюдов густой мех защищает их от дневного зноя и ночного холода. Почему же не жарко им в пустыне? Проиллюстрировать это можно следующим образом. На стол ставится зажженная лампа, и детей просят поднести руку поближе к ней. – Что надо сделать, чтобы не убирая руки, не чувствовать жара? Надо чем то защитить руку, т. е поставить между жаркой лампой и рукой экран, например, кусок меха. Верблюжья шерсть – золотое руно. Из шерсти делают верблюжьи одеяла; одежду для космонавтов, моряков дальнего плавания, для летчиков и водолазов, полярников и путешественников.

Всю собранную информацию дети фиксировали на листочках. Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить.

Обобщение полученных данных.

Раскладываем наши записи и пиктограммы так, чтобы все их видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать о верблюдах. Воспитатель помогает исследователям обобщать полученные данные, предлагает разложить пиктограммы в определенной последовательности. Слева, на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информацией, затем то, что на втором месте, на третьем месте…

Затем дети, опираясь на собранный материал, делают доклад.

На исследователей надеваем академические головные уборы и мантии. Выбранные нами в начале занятия два добровольца- исследователя по очереди, дополняя друг друга, поглядывая в записи-пиктограммы, опираясь на собранный материал, делают доклад.

После завершения доклада проводится обсуждение. Слушатели задают вопросы.

Итог занятия. Как вы думаете, чей вопрос к исследователям был самый интересный? А какой вопрос понравился вам больше всего? Кто из исследователей был сегодня самым активным, как вы считаете? Что нового и интересного узнали вы сегодня? Какая информация удивила вас? (ответы детей). Молодцы.

Литература:

Детское исследование как метод обучения старших дошкольников, Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2007.

Поддъяков А. Н. Проблемы изучения исследовательского поведения; об исследовательском поведении детей и не только детей. М., 1998.

Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.

«Дошкольное образование» №7, 2004. Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей.

Публикации по теме:

Дидактические пособия по развитию речиДидактические пособия по развитию речи Дидактическое пособие "Кто, где живет" Цель: классификация животных по среде обитания Оборудование: На коробке от конфет оформляется.

Лексические тренажерыЛексические тренажеры Дидактическая игра "Ромашка" Цель: классификация животных по среде обитания, растений по принадлежности (сад, огород, поле, луг, лес). Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приспособленность животных к среде обитания. Обобщаем и систематизируем знания детей о животных жарких стран
Опубликовано: 19 сентября 2012 в 13:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приспособленность животных к среде обитания. Обобщаем и систематизируем знания детей о животных жарких стран» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Бутенко (УИ 15777) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД